Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений педагогов и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:06, реферат

Описание работы

Современная педагогика должна больше обращать внимание на поддержание психологического контакта с детьми, потому что современная семья, уделяя внимание материальному обеспечению ребёнка, не всегда заботиться о его психическом здоровье.
Цель данной работы изучение взаимоотношений педагогов и детей, а также их эмоциональных нарушений в связи с задачами психологической коррекции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Роль коррекционного подхода в педагогике ………………………5
2. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися………….....7
2.1. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного социально-психологического типа ……………………………………… 8
2.2. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа ……………………………………… 12
2.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися сензитивного социально-психологического типа ……………………………………… 15
2.4. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа ……………………………………… 17
2.5. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися тревожного социально-психологического типа ……………………………………… 21
2.6. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-психологического типа………………………………………. 24
3. Организация совместной работы с родителями и педагогами …27
Заключение …………………………………………………………………28
Список литературы ………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

психология семьи.docx

— 58.53 Кб (Скачать файл)

б) необходимо учитывать, что дети этого типа постоянно оправдывают свои неблаговидные поступки путем обвинения других и придумывания правдоподобных историй в свое оправдание. Поэтому следует тщательно разбираться в истинности положения и тех ситуациях, в которых могут пострадать другие учащиеся.

7. В сфере отношения  к волевым проявлениям:

а) так как все волевые проявления этих учащихся чаще всего связаны с мотивами получения удовольствий от результатов деятельности, то следует у детей такого типа формировать устойчивый интерес к общественно полезным видам деятельности вместо тех, к которым стремятся эти учащиеся, т. е. к пустому времяпрепровождению, курению, употреблению спиртного и т.д.;

б) следует осторожно относиться к инициативам, проявляемым детьми этого типа, т. к. они чаще всего носят авантюрный характер, и при этом могут пострадать непрактичные учащиеся и сам педагог.[1, с.168-170]

 

 

2.2 Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа

1. В сфере отношения  к людям:

а) учителю необходимо очень осторожно вступать в диалог с родителями детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенка. В противном случае учитель может натолкнуться на непонимание и конфликт. Родителям следует все-таки объяснять, что у их ребенка возникают проблемы, в особенности в средних классах из-за постоянного стремления к превосходству над сверстниками, а подчас и из-за стремления унизить их. Необходимы двусторонние беседы отдельно с учеником и совместно с родителями;

б) в отдельных случаях учителю целесообразно применять метод игнорирования, т. е. не замечать исключительности характера учащегося. Относиться к нему спокойно и ровно не зависимо от того, насколько учащийся желает выделиться из числа сверстников;

г) полезными могут быть ситуации, когда учитель ставит доминирующий тип личности в условия жесткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных учащихся. Здесь важно, чтобы учитель дал понять учащемуся, что здоровое соперничество утраивает силы борющихся, и в случае поражения нельзя впадать в депрессию или в агрессивное состояние по отношению к победителю.

2. В сфере отношения  к деятельности:

а) учитель должен помнить, что, если ученик доминирующего социально-психологического типа личности не получит возможности для проявления своей деятельной активности в школе, он может попытаться это сделать вне ее, в антисоциальных группах и компаниях, где роль лидера, принятая толпой отверженных сверстников, может толкнуть на путь преступления. Поэтому необходимо таких учеников ставить все-таки в позицию официальных лидеров, но постоянно обращать внимание на нравственную сторону их деятельности;

б) немаловажную роль может сыграть в изменении отношения этих учащихся к деятельности ситуации, которые заставляют их задуматься о каких-то бытовых мелочах, связанных с решением либо житейских проблем, либо школьных.

3. В сфере отношения  к своим возможностям:

а) так как учащиеся этого типа постоянно завышают свои возможности, то следует давать только те поручения, которые они реально могут выполнить. Ни в коем случае не следует заставлять делать то, чего они не могут, т. к. это вызовет не просто неудовлетворенность заданием, но в последующем отказ выполнять какие-либо дела, даже если они полезны для всего коллектива. Для этих учащихся самое страшное — это публичное снижение статуса, что может привести к депрессивному состоянию ребенка;

б) несмотря на заносчивость учащихся этого типа, учителю тем не менее в ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый социально-психологический контроль, доброжелательное доверие

4. В сфере отношений  в коллективе:

а) зная, что такие дети любят командовать и распоряжаться другими людьми, учителю важно создавать ситуации, ограничивающие возможность для учащегося проявлять свой авторитет, свою власть над сверстниками, а также и над родителями. Для этого, выдвигая таких учащихся на роль официального лидера, следует постоянно обращать внимание на этическую сторону взаимоотношений.

5. В сфере отношения  к себе:

а) педагогу необходимо научить своего подопечного относиться ко всему, что с ним происходит, вдумчиво, с анализом, т. е. прежде, чем реагировать на слова и поступки близких, одноклассников, спросить себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый человек

6. В сфере отношения  к критике:

а) следует также помнить, что учитель не должен вступать в конфликтные отношения с подобного типа учащимися, даже если они провоцируют столкновение, желая показать свое превосходство. Необходимо ограничиваться замечаниями, переводя конфликт на юмористическую основу, где не должно быть высмеивания или унижения ученика. В противном случае учитель может быть поставлен в положение, из которого ему будет трудно выйти, не привлекая родителей или директора;

б) учителю нельзя устраивать публичные расправы над учащимися доминирующего социально-педагогического типа личности ни на педсовете, ни на собрании, ни просто в классе. В таких случаях эти ученики могут себя вести вызывающе, нагло, цинично, демонстрируя свою независимость, несгибаемость, вовлекая в конфликт все новых и новых людей (родителей, администрацию, своих товарищей).

в) в отдельных случаях можно ставить этих учащихся в ситуацию, когда его дела будут подвергаться критике. При этом критика должна носить конструктивный характер, а самое главное, в мягкой форме, чтобы не ущемлять достоинства и самолюбия учащегося.

7. В сфере отношения  к волевым проявлениям:

а) учителю важно время от времени создавать ситуации, в которых доминирующий социально-психологический тип вынужден был бы подчиняться воле других людей, особенно не являющихся авторитетными для него. В отдельных случаях это будет вызывать конфликтную ситуацию, поэтому от педагога требуется разумное управление действиями обоих учащихся;

б) особенно полезно ставить этих учащихся в ситуацию, в которой им самим приходится отказываться от чего-то интересного, нового, престижного в пользу других людей. [1, с.170-174]

 

 

2.3 Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися сензитивного социально-психологического типа

1. В сфере отношения  к людям:

а) учащихся этого типа, если они хорошо учатся, следует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников;

б) в отдельных ситуациях правдивые и искренние высказывания таких детей или же попытка с их стороны найти справедливое разрешение конфликтной ситуации может вызвать недовольство не только их сверстников, но и учителей. В таких случаях педагогу необходимо защищать их от наиболее агрессивных членов ученического коллектива;

в) зная, что учащиеся такого типа умеют открыто отстаивать нравственные принципы, педагогу следует поддерживать их непримиримое отношение к безнравственным поступкам.

2. В сфере отношения  к деятельности:

а) учащиеся этого типа имеют многообразные интересы и нуждаются в том, чтобы учитель направлял их усилия на тот род деятельности, в котором они могут достигнуть максимальных успехов.

б) для учащихся сензитивного типа важно уметь открыто соперничать в тех областях, где они достигли успехов. Педагогу следует учить их отстаивать свои интересы и приоритет в творческой деятельности;

в) при большой разбросанности интересов такие дети часто бывают неаккуратными, имеют привычку разбрасывать книги и вещи, не могут сосредоточиться на чем-то одном.

3. В сфере отношения  к своим возможностям:

а) учителю необходимо включить учащихся сензитивного социально-психологического типа в активную жизнь класса и школы в качестве официальных лидеров, так как неформальными они уже являются, хотя внешне это может ни в чем не выражаться.

 

4. В сфере отношений  в коллективе:

а) учитель должен помнить, что учащиеся этого типа создают общественное мнение в коллективе, следовательно, их нужно привлекать к разрешению споров внутри класса или даже конфликтных отношений между учителем и учеником. Дети сензитивного социально-психологического типа умело находят компромиссы в решении спорных вопросов, чему способствует их авторитет в средних классах;

б) педагогам и воспитателям все-таки следует обдумать и возможно изменить свое мнение и отношение к сензитивному типу учащихся, т. к. непринятие их как заступников за других учащихся, как правдолюбцев, — лишает учителя возможности создать здоровые коллективные отношения. Без права на собственное суждение нельзя создать коллектив учащихся, объединенный единством целей.

5. В сфере отношения  к себе:

а) в силу заниженной самооценки сензитивным социально-психологическим типом педагогу необходимо позаботиться о повышении статуса ребенка в классе, чтобы у него не развилось чувства собственной неполноценности;

б) педагогу важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где ученики могут наиболее полно и естественно проявить себя, показать истинные свои возможности;

в) педагогу необходимо постоянно создавать ситуации в школе, поддерживающие убежденность ученика в том, что он действительно нужен другим, не допускать случаев его отчуждения от коллектива;

6. В сфере отношения  к критике:

а) педагогу следует помнить, что учащиеся этого типа очень обидчивы и чутки к несправедливости;

б) немаловажную роль в отношениях учителя и детей сензитивного типа может сыграть ситуация, когда педагог усилит контроль за деятельностью ученика, проявит недоверие. Это, с одной стороны, может способствовать формированию уверенности в своих силах, а с другой — повысит устойчивость и снизит тревожность ожидания критической оценки;

в) детей подобного типа нельзя наказывать публично, снижая их статус в группе, лишая себя справедливого союзника и создавая автоматически сильную оппозицию авторитету учителя. Таким ученикам следует просто делать замечания, в которых не должно быть оттенков язвительности, высмеивания или раздражения. С этими детьми достаточно проведения собеседования, заключения договора. Только в крайних случаях можно вызвать родителей для принятия совместных решений.

7. В сфере отношения  к волевым проявлениям:

а) педагогу не следует злоупотреблять терпеливостью учащихся сензитивного социально-психологического типа, возлагать на них ответственность за поддержание в классе порядка или постоянного выполнения общественных поручений;

б) педагогу необходимо обучать этих детей (на примерах литературных героев) умению бороться и отстаивать свои убеждения и взгляды, т. к. они носят неординарный характер и могут опережать время и наши обыденные, сложившиеся стереотипные представления;

в) педагогу следует поддерживать те новые традиции в области нравственных отношений, которые очень часто вводят учащиеся сензитивного социально-психологического типа в коллектив. [1, с.174-176]

 

2.4 Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа

1. В сфере отношения  к людям:

а) детей этого типа педагог должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение — явление временное и скоро пройдет.

б) учителю следует обратить особое внимание на то, как учащиеся такого типа относятся к своим родителям и близким. Нужно показать ребенку, что его родители являются не средством удовлетворения его материальных запросов, но, прежде всего, играют в обществе социально значимую роль;

в) помня, что дети такого типа ведомы, педагогу необходимо быть внимательным к тому, с какими детьми они заводят дружбу, по возможности, регулировать складывающиеся товарищеские отношения, т. к. от этого зависит, насколько активно они будут осваивать общечеловеческие нравственные ценности.

2. В сфере отношения  к деятельности:

а) учитель с первого дня прихода в школу детей инфантильного типа должен брать их на особый контроль и не выпускать из поля зрения, не позволяя учащемуся отключаться от работы, заниматься своими делами;

б) если обнаруживается, что дети хорошо выполняют домашние задания, но не в состоянии выполнить самостоятельную работу в классе, то можно по согласованию с родителями провести недельный или двухнедельный эксперимент. Оставлять после занятий для выполнения домашнего задания до тех пор, пока оно не будет выполнено, при этом не помогать ребенку;

в) учителю следует помнить, что учащиеся инфантильного социально-психологического типа часто имеют низкий темп обучения, отсутствие установки на обучение и особый способ мыслительной деятельности (от предметного действия к абстрактному, а не наоборот). Поэтому наиболее эффективно индивидуальное обучение;

г) большое значение для данного типа личности имеют ситуации, приучающие быстро переключаться с одного занятия на другое, которые вполне может создавать учитель как в условиях одного урока, так и во внеучебной деятельности;

д) поучительной может быть ситуация, когда учитель не дает конкретных указаний и инструкций к выполнению задания, которое ученик не хочет выполнять, а позволит это сделать самостоятельно;

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений педагогов и детей