Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:41, реферат
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк школы) - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения обучающегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания.
ПМПк школы объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный врач, педагог-психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения обучающегося разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
РГСУ
Специальная психология
Заочное
1 курс
Ковзун Арина
Реферат
«Психолого-
медико-педагогические
консилиумы в образовательных
учреждениях (ПМПк)»
2014 год
Цели, задачи, принципы и функции
ПМПк
Психолого-медико-
ПМПк школы
объединяет информацию об отдельном ребенке,
группе, параллели, которой владеют педагоги,
классные руководители, школьный врач,
педагог-психолог, социальный педагог,
и на основе целостного видения обучающегося
разрабатывает и реализовывает общую
линию его дальнейшего обучения и развития.
ПМПк школы
в своей деятельности руководствуется
следующими нормативными документами:
письмо Минобразования России от 27.03.2000
№ 27/901-6, Конвенция ООН «О правах ребенка»,
Устав школы, Программа развития школы,
договор (письменным согласием) между
школой и родителями (законными представителями)
обучающегося о предоставлении услуг
психологического сопровождения процесса
обучения.
Общее руководство
ПМПк школы осуществляет директор школы,
а непосредственное руководство - заместитель
директора по УВР. Заместителем председателя
ПМПк школы является педагог-психолог.
Цель ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного,
психолого-медико-
Задачи ПМПк:
выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;
оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ и при их воспитании в соответствии с возможностями школы;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение специфики и причин отклонений в поведении и учении обучающихся;
выявление причин дезадаптации (школьной и социальной) детей и подростков;
разработка программ коррекционно-развивающих и воспитательных мероприятий для обучающихся, ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности;
определение средств, путей, продолжительности и эффективности коррекци-онно-развивающей работы в соответствии с возможностями школы;
Основные функции
ПМПк школы:
диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей обучающихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;
воспитательная - включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. Эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный, коррекционно-развивающий характер;
реабилитирующая - предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Заседания
ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
Периодичность проведения ПМПк определяется
запросом школы. Плановые проводятся один
раз в четверть, внеплановые - по мере необходимости.
Специалисты,
включенные в ПМПк, выполняют свои функции
в основное рабочее время, составляя индивидуальный
план деятельности в соответствии с запросом.
На консилиум должны быть представлены
следующие документы:
педагогом:
педагогом-психологом:
логопедом:
социальным
педагогом:
Организация профессиональной деятельности специального психолога ПМПК.
Психолог ПМПК осуществляет следующую деятельность:
Психолог ПМПК в своей профессиональной деятельности должен знать: декларацию прав человека, конвенцию о правах ребенка, Закон “Об образовании”, базовые знания по общей психологии, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, основы психотерапии и консультирования, принципы психогигиены и психопрофилактики, инновационные методы обучения и воспитания детей, методы социально-психологического тренинга, основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности.
Консультационно-
Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.
ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).
Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.
При осуществлении экспертно-диагностической функции необходимо обратить внимание на следующие составляющие достоверности диагностики, обеспечиваемые многоаспектностью диагностической картины в сочетании с наблюдениями за ее динамическими изменениями:
Таким образом, диагностика должна рассматриваться в развитии. В центре внимания любого специалиста находится развивающийся ребенок, а не диагноз. Специалист ПМПк должен понимать, в каких условиях развитие ребенка будет максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальных или резервных возможностей.
Методы
психолого-педагогического исследования детей в ПМПК
Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений. Чтобы
выполнять функции метода исследования, беседа должна быть целенаправленной.
При установлении умственных
способностей ребенка в беседе следует
выявить:
1) точность
представлений ребенка о себе, своих родителях,
ближайших родственниках, друзьях (имя,
отчество, фамилия, возраст) и способность
дифференцировать понятия «семья», «соседи»,
«родственники» и т.д.;
2) характер представлений о времени (время
по часам, понимание временной протяженности);
3) представления о явлениях природы (поры
года, явления природы и их признаки);
4) умение ориентироваться в пространстве
(практическое обладание понятиями «справа-слева»,
«вверху-внизу», «ближе-дальше» и т.д.);
5) запас сведений о своей родине, о выдающихся
событиях, понимание прочитанных книг,
просмотренных фильмов и т.д.
Вопросы должны быть четкими и понятными,
а сама беседа должна носить непринужденный
характер. Важно соблюдать педагогический
такт. Не рекомендуется начинать беседу,
если дети имеют дефекты речи, слуха или
трудно вступают в контакт. В этих случаях
можно воспользоваться наглядным материалом,
который заинтересует ребенка и позволит
выявить то, что требуется исследователю.
Метод наблюдения. Является одним из ведущих при изучении
детей. Оно начинается с момента появления
ребенка в консультации и продолжается
на протяжении всего времени обследования.
Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно.
Его материалы необходимо фиксировать.
Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью
ребенка, так как в ряде случаев оно
является основным методом исследования
в условиях МППК. Свободная игра позволяет
установить контакт с ребенком, особенно
когда он боится обследования. Предоставив
ребенку возможность заниматься с игрушками
(«Возьми какие хочешь игрушки и поиграй,
а я с мамой поговорю»), фиксируем новые
сведения о нем, характер эмоциональных
реакций при виде игрушек (радость, безразличие)
способность самостоятельно выбирать
игрушки и организовать игру, разумность
проводимых с игрушками действий, стойкость
интереса к игровой деятельности. Создавая
игровые ситуации, ребенок производит
анализ, синтез, обобщение и классификацию,
отбирая именно те игрушки и предметы,
которые нужны для определенного действия
(отбирает предметы одежды, чтобы организовать
игру с куклой; кубики, чтобы погрузить
их на машину, и т.д.). В ходе производимых
ребенком манипуляций наблюдаем за координацией
движений, состоянием моторики.
Помимо наблюдения за свободной игровой
деятельностью ребенка в ряде случаев
(если ребенок не учился, явное снижение
интеллекта и др.) проводится специальное
обследование с помощью игрушек.
Метод изучения рисунков.
Как уже отмечалось выше, рисунок является
важным дифференциально-
Как правило, умственно отсталые дети затрудняются
выбрать тему, прибегая к изображению
привычных однотипных предметов, не создавая
сюжета. В их рисунках на свободную тему
нет замысла, фантазии. Они даже не всегда
выполняют его в соответствии с инструкцией.
Бедность и нечеткость представлений
проявляются в несоблюдении форм, пропорций
частей предмета, в ограниченном и не всегда
верном использовании цвета. Умственно
отсталые дети затрудняются объяснить
рисунок. В зависимости от степени интеллектуального
снижения эти недостатки меньше или больше
выражены.
Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями.
Нелогичность, нелепость изображения;
неадекватное, беспорядочное использование
цвета, несообразность пропорций; сексуальная
выраженность и др. могут проявляться
в их рисунках.
Так, для больных шизофренией характерны
незавершенность, отсутствие основных
частей, геометризация, вычурность, нагромождения
и наслоения, несогласование замысла рисунка
с размерами листа, боязнь рисовать далеко
от края, уплощение рисунка.
При эпилептической деменции характерны
чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность,
выраженная медлительность, трудность
переключения. Они тратят на рисунок очень
много времени, застревают на вырисовывании
отдельных несущественных деталей. Им
сложно выделить главное, их рисунки стереотипны.
Методы экспериментально-
Методы экспериментально-
Изучение документации и продуктов деятельности детей беседа, наблюдение чаще
всего выявляют те или иные особенности
в развитии ребенка. Объяснить эти факты,
понять их структуру помогает специальное экспериментальное
задание, моделирующее соответствующую
психическую функцию.
Экспериментальные методики дают возможность
не только констатировать состояние ребенка,
но и сделать прогноз в его развитии, а
также дать рекомендации для работы с
ребенком.
При обследовании детей в психодиагностических
целях используется метод тестов.
Наиболее широкое распространение получил адаптированный
детский вариант теста Д.Векслера.
В условиях МППК этим тестом пользуются
редко, так как он требует много времени,
но при индивидуальных исследованиях
оказывает большую помощь. Особенно полезен
этот тест при отграничении легких степеней
умственной отсталости от задержек психического
развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют
о достаточной надежности этого теста
в плане дифференциальной диагностики,
о возможности с его помощью понять структуру
интеллекта при задержках психического
развития.
Тест Д.Векслера включает набор диагностических заданий вербального
и невербального характера. Всего
12 субтестов, рассчитанных на детей от
5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят
субтесты на исследование общей осведомленности,
понятливости; арифметический субтест
на установление сходства; повторение
цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных
заданий входят субтесты на нахождение
недостающих деталей; установление последовательности
картинок; составление фигур из кубиков;
на складывание объектов; шифровка цифр
(«Кодирование») и «Лабиринт». Во всех
этих субтестах исследуются различные
стороны интеллекта и сенсомоторных функций.
Оценка результатов выполнения субтестов
выражается не только в количественных
показателях, но и в виде психологического
профиля, характеризующего уровень развития
отдельных психических функций.
Как показывает практика работы МППК,
у специалистов еще много трудностей при
комплектовании специальных учреждений.
Хотя арсенал имеющихся психолого-педагогических
методик достаточно велик, многие из них
нуждаются в большей точности. Необходимо
продолжать работу по апробированию заданий,
позволяющих полнее раскрыть особенности
обследуемого ребенка. При этом важно
учитывать, чтобы задания-методики были не
просто констатирующими (как традиционные
тесты), а обучающими, направленными на формирование
новых умственных действий, выявляющими
«зону ближайшего развития детей». Требуется
дальнейшая разработка и обоснование
критериев, которые должны лечь в основу
дифференциальной диагностики умственной
отсталости и сходных состояний.
Следует всегда помнить о социальной природе
человеческой психики, о том, что
познавательные способности являются
продуктом прижизненного формирования,
а потому и изучаться они должны в условиях
их становления, в разных видах деятельности.
Информация о работе Психолого- медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях (ПМПк)