Психолого – педагогическое изучение коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 11:16, доклад

Описание работы

Достаточный уровень развития общения — важный составной компонент и необходимое условие нормального протекания процесса социализации младших школьников с ТНР. Для полноценного общения, согласно А.А. Леонтьеву, требуется ряд условий, которые и предполагают сформированность соответствующего речевого (коммуникативного, коммуникативно-речевого) умения:
• умение использовать речевые навыки для самостоятельного выражения своих мыслей, намерений, переживаний;
* возможность произвольного или осознанного варьирования или сочетания речевых операций (навыков) в зависимости от целей ситуации общения.

Файлы: 1 файл

методики.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

№ п/п

Характер проявления коммуникативных умений

Ответы

 

 

всегда

 

часто

 

иногда

 

 

редко

никогда

1

             2      

3

4

5

6

7

 
    1. Активность ребенка в общении

 

 

 

 

1

Легко входит в контакт с

детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Ребенок вступает в общение со сверстниками по

собственной инициативе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инициативе другого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

требованию взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Ребенок вступает в общение со взрослыми по

собственной инициативе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инициативе взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Ребенок задает вопросы, связанные с

содержанием деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

импульсивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Тематикой для общения ребенок избирает

игрушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

социальное окружение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Строит общение с учетом

ситуации   

 

 

 

 

 

 

 

 

требований окружающих

 

 

 

 

 

 

 

 

        II. Использование вербальных средств общения

 

 

1

Ребенок выражает свои мысли

ясно, последовательно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

непоследовательно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

При построении ответов на вопросы использует

распространенный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

однословный ответ

         

лексику вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

При самостоятельном формулировании вопроса ребенок

адекватно использует вопросительные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

верно передает структуру вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Ребенок пользуется формами речевого этикета (приветствия, прощания, просьбы и т.д.)

адекватно ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не пользуется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

использование неустойчивое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неадекватно ситуации

         

III  Использование невербальных средств общения

1

Использование невербальных средств коммуникации

мимика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жесты   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

интонация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

дистанция

         

2

Характер использования невербальных средств

адекватно ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неадекватно ситуации

         

выразительно                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

невыразительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Эмоциональные проявления ребенка во время общения

               
               
               

IV. Эмоциональные проявления ребенка

 

1

Ребенок во время общения

достаточно эмоционален

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индифферентен                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

излишне эмоционален

адекватно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неадекватно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

При общении со сверстниками ребенок проявляет

положительные эмоции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

отрицательные  эмоции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эмоции безразличия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

При общении со взрослыми ребенок проявляет

положительные   эмоции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отрицательные   эмоции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эмоции безразличия

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть содержания анкеты уточняет предыдущие экспериментальные исследования: использование вербальных средств общения, возможности самостоятельного формулирования вопросов, использование форм речевого этикета; характер использования невербальных средств общения, превалирующая представленность определенных компонентов невербальных средств коммуникации.

Содержание анкеты позволяет получить информацию о содержательной стороне общения младших школьников, об отношении ученика к определенным социальным контактам, о характер эмоциональных проявлений в зависимости от; ситуаций общения.

Таким образом, методика психолого-педагогического изучения состояния и уровня развития коммуникативных  умений младших школьников с ТНР включает преимущественно задания, направленные на анализ коммуникативно-значимых форм речи с одновременной фиксацией состояния различных средств речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической). В целом оценка выполнения заданий фиксирует доступность для ребенка речевого общения, а также качественные особенности реализации функций и средств речи.

Для построения системы коррекционно-педагогического воздействия, целью которой будет формирование достаточного уровня коммуникативных умений у младших школьников с ТНР,

недостаточно только определить трудности в оперировании детьми коммуникативными единицами речи. Важным в диагностическом плане является и определение коммуникативной направленности педагогического процесса.

Содержание данного направления представлено в анкете, состоящей из двух блоков: блока, предусматривающего изучение коммуникативной культуры педагога, и блока, направленного на оценку стиля коммуникативной деятельности учителя, что позволяет получить достаточно полную характеристику общей коммуникативной направленности учебно-воспитательного процесса в специальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛОК  1. Анкета «Коммуникативная культура педагогов»

Предложенные  в  анкете  качества  коммуникативной  культуры  необходимо оценить в баллах от  1 до 9.

 

БЛОК 2. Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности, учителя

Предлагается определить и оценить в баллах от 1 до 7 соотношение полярных качеств которые преобладают на уроке при организации взаимодействия «учитель - ученик». ?

Доброжелательность.

7

6

5

4

3

2

1

Недоброжелательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заинтересованность

7

6

5

4

3

2

1

Безразличие

Поощрение инициативы учащихся

7

6

5

4

3

2

1

Подавление инициативы

Открытость (свободно выражает

7

6

5

4

3

2

1

Закрытость (стремится не выходить за рамки социальной роли, боится своих возможных недостатков, беспокоится за престиж)

свои мысли, нет «маски»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность (стремление постоянно быть в общении, держать учащихся в тонусе

7

6

5

4

3

2

1

Пассивность (пускает общение на 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самотек, не управляет процессом общения)

Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)

7

6

5

4

3

2

1

Жесткость (не видит возникающих проблем,  не умеет заметить начинающегося конфликта); не замечает   изменений   в   настроении аудитории

Индивидуальный подход в обучении

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствие индивидуального подхода к обучаемым


Система оценки результатов анкетирования предполагает проведение преимущественно количественной обработки результатов. Уровни коммуникативной культуры педагогов распределяются в зависимости от количества баллов:

• высокий    уровень           180—140 баллов;

• средний уровень —  139—80 баллов;

•  низкий уровень -  менее 79 баллов.

При  оценке  стиля  коммуникативной деятельности педагога учитывается усредненная оценка. 45—49  баллов — коммуникативная деятельность напряженная,  близкая к модели активного взаимодействия. Педагог свободно владеет аудиторией, хорошо распределяет свое внимание, во взаимодействие с учащимися включены все средства общения. Все на уроке заняты общим делом, занятие всегда достигает поставленных целей.

35—44 балла - педагог всегда корректно направляет ход занятия, все ситуации используются для достижения поставленных целей. Всякое высказывание детей поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон,

20—34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все ученики оказываются в поле его внимания. На уроке он опирается  на  наиболее активную часть учеников.  Занятие  проходит оживленно,  но не всегда достигает поставлных целей;

 11—19 баллов — низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Присутствуют барьеры общениям Аудитория пассивна, инициатива учащихся подавляется доминирующей активностью педагога.

7—10 баллов — очень низкая  оценка, при которой всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует, общение на таком уроке обезличено, педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

_ Исходя из. того, что главный принцип обучения принцип сотрудничества и партнерства учителя и ученика, умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью выступает ;одним из основополагающих в структуре педагогических умений. Правильно организованные ситуации и приемы, общения обеспечивают продуктивность задуманного педагогического воздействия. Выявление же трудностей в педагогическом общении позволит осознанно избегать их в ходе построения уроков самим учителям, а при построении системы коррекционно-педагогической помощи учитывать степень коммуникативной компетенции педагога и уровень его педагогического мастерства.

 

1.  Кап-Калик ВЛ. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя, — М.: Просвещение, 1987.                                                                           

2.  Леонтьев  А.А. Психология общения: Уб; пособие. — Тарту, 1974

3.  Рогов РГ Психология общения. - М., 2001.

4.  Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. -  Н- Новгород, 1994.

5.  Усанова С.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. -  М., 1090.

 

 

 


Информация о работе Психолого – педагогическое изучение коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи