Психология заложника: «стокгольмский синдром» и его изучение
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 13:19, контрольная работа
Описание работы
Цель работы состоит в определении психологических закономерностей террористических актов. В соответствии с целью исследования задачи были сформулированы следующим образом: 1. Провести теоретический анализ литературы по теме психология терроризма; 2. Выявить основные направления изучения проблемы терроризма; 3. Определить и описать психологические особенности феномена терроризма.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. 3 1. ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА.. 5 1.1 Определение терроризма. 5 1.2 Подходы к изучению проблемы терроризма. 7 1.3 Типы террористических актов. 8 Выводы по главе 1. 11 2. ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА.. 12 2.1 Психологические предпосылки возникновения терроризма. 12 2.2 Психологические последствия террористических актов. 13 2.3 Роли участников террористического акта. 15 2.4. Основные направления психологических исследований по проблеме терроризма 16 Выводы по главе 2. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 21
Серьезные моральные проблемы
присущи только «идейным» террористам,
с достаточно высоким уровнем образования
и интеллектуального развития, способным
отрефлексировать свои поступки. Для большинства
же террористов характерно наличие примитивных
синдромов, препятствующих разрешению
сложных этических и моральных проблем.
Д.В. Ольшанский называет три таких синдрома:
1. «Синдром Зомби» проявляется
в постоянной естественной сверхбоеготовности,
активной враждебности по отношению к
реальному или виртуальному врагу, устремленности
на сложные боевые действия. Это «синдром
бойца». Такие люди постоянно живут в условиях
войны, они всячески избегают ситуаций
мира и покоя, блестяще владеют оружием.
2. «Синдром Рембо» выражается
в невротической структуре личности, раздираемой
конфликтом между стремлением к острым
ощущениям и переживаниями тревоги, вины,
стыда, отвращения за свое участие в них.
Для подобных людей характерно осознание
добровольно возложенной на себя «миссии»
спасения мира, мысль о благородных альтруистических
обязанностях, позволяющих реализовать
агрессивные стремления. Это «синдром
миссионера».
3. «Синдром камикадзе-шахэда» свойствен
террористам-смертникам, уничтожающим
себя вместе со своими жертвами в ходе
террористического акта. К основным психологическим
характеристикам таких людей относится
экстремальная готовность к самопожертвованию.
Террорист – «камикадзе» счастлив возможности
отдать свою жизнь и унести на тот свет
с собой как можно больше врагов. Для этого
он должен как минимум преодолеть страх
собственной смерти. Многочисленные свидетельства
говорят, что террористы боятся не самой
смерти, а связанных с нею обстоятельств:
ранений, беспомощности, вероятности попадания
в руки милиции, пыток, издевательств.
Вот почему террористы скорее готовы к
самоубийству, чем к самосохранению. Поскольку
реально они присваивают себе право распоряжаться
чужими жизнями (жизнями своих жертв),
то право распоряжаться собственной жизнью
подразумевается автоматически (Ольшанский,
2002, с. 145–154).
Психолог Тель-Авивского университета
Ариэль Мерари считает, что в мире достаточно
религиозных фанатиков, но в реальности
немногие из них готовы пожертвовать собой.
Десять лет назад А. Мерари взял интервью
у члена террористической организации
«Хамаз», друг которого погиб сознательно
при совершении террористического акта.
Опрашиваемый выразил надежду, что его
другу хорошо в раю. Однако он сам не хотел
бы погибнуть подобным образом. А. Мерари
отмечает, что этот человек выражает мнение
многих террористов.
Террористические группы –
это военизированные подразделения боевых
организаций. Роли в группах распределены
таким образом: инициаторы, организаторы
и исполнители террористических актов.
В тени за пределами группы стоят заказчики
и финансисты террористических актов.
Преступные группы характеризуются следующими
чертами:
1) разделением ролей, выполняемых
членами группы;
2) наличием лидера;
3) общностью цели и совместной
деятельности;
4) устойчивыми межличностными
отношениями и сплоченностью группы;
5) психологическим единством
группы, выражающимся в субъективном понятии
«мы».
Слабым звеном в организации
преступной, в том числе и террористической
группы, – отмечает В.П. Илларионов, – является
обязательное наличие в ней индивида,
уступающего лидеру в силе характера,
степени агрессивности, отличающегося
трусостью, а также наличием чувств взаимного
недоверия и подозрительности, усугубленных
экстремальностью ситуации. Лидер группы
обычно испытывает особую подозрительность
к соучастникам, которые могут «предать»
(Илларионов В.П. Переговоры с преступниками.
– М, 1993, с. 93–94). Поэтому он должен постоянно
контролировать своих соучастников. В
группах, где высока взаимная подозрительность,
частота конфликтов обычно превышает
обычный средний уровень конфликтности.
Психологические особенности террористической
группы важно знать при проведении их
захвата или ведения переговоров по освобождению
заложников.
Взаимоотношения террористов
с захваченными заложниками является
сложным социально-психологическим явлением.
Все россияне были свидетелями драматических
событий, произошедших с 23 по 26 октября
2002 году в Москве. Террористическая группа
под командой М. Бараева захватила более
700 заложников в театральном центре на
Дубровке. Группа требовала прекращения
военных действий в Чечне и проведения
переговоров с лидерами боевиков. На примере
данной экстремальной ситуации разберем
особенности взаимоотношений террористов
с заложниками и психологию людей, волею
террористов ставших заложниками.
Взаимодействие террористов
с заложниками можно разложить на несколько
этапов. Каждый этап отличается своей
социально-психологической спецификой.
Первый этап – захват заложников,
характеризующийся молниеносными действиями
террористов и полной неожиданностью
для заложников. Заявление террористов
о том, что присутствующие в театре захвачены
в заложники.
Второй этап – подчинение террористами
воли заложников путем запугивания. Агрессивные
действия террористов, выстрелы, запах
пороха, угрозы предназначены для того,
чтобы мгновенно сломить волю заложников,
отнять надежду на скорое спасение. Организация
охраны заложников, постоянного наблюдения
за поведением.
Третий этап – недопущение
открытой паники среди заложников. Средством
этого может быть избиение или даже расстрел
паникера. Внутренняя психологическая
паника закрадывается в душу заложника.
Четвертый этап – введение
жестких норм поведения заложников, диктат
того, что можно, а что нельзя делать.
Пятый этап – оповещение внешнего
мира о захвате заложников. В театральном
центре на Дубровке террористы разрешили
заложникам поговорить по телефону со
своими родственниками и знакомыми. Затем
мобильные телефоны были у заложников
отобраны.
Шестой этап – сортировка заложников
с целью разрушить установившиеся межличностные
связи. Террористы отделили мужчин от
женщин, детей от взрослых, россиян от
иностранцев.
Седьмой этап – организация
террористами жизни заложников, обеспечение
питания, сна и пр.
Восьмой этап – адаптация заложников
к экстремальной ситуации, наступление
усталости, притупление чувств.
Девятый этап – возникновение
у заложников состояния депрессии, возможны
эмоциональные срывы, как со стороны заложников,
так и со стороны террористов.
Десятый этап – освобождение
заложников и уничтожение террористов.
После освобождения у заложников
возникает посттравматический
синдром. У каждого освобожденного
заложника этот синдром проходит по-своему.
Анализ ситуации в театральном центре
на Дубровке показывает, что легче переносит
ситуацию заложничества тот человек, который
постоянно чем-то занят. Важная задача
заложников – это постоянное сохранение
познавательной активности, стремления
к познанию. Пример журналистки Ольги
Черняк является показательным. Она внимательно
отслеживала действия террористов, анализировала
ситуацию, запоминала, кто пришел, кто
что сказал, кто как был одет. Она постоянно
общалась с окружающими людьми, оказывала
им психологическую помощь. В результате
после освобождения Ольга одной из первых
пришла в себя, вышла из состояния стресса
и смогла дать интервью журналистам по
телевидению.
Психологически заложники могут
реагировать на стрессовую ситуацию трояким
образом. Первый тип реакции – большинство
заложников морально подавлены, переживаемые
ими страдания заглушают все остальные
чувства, познавательные ориентации минимизированы.
Второй тип реакции – среди заложников
могут выделиться лидеры. Как правило,
это уравновешенные, стойкие, выдержанные
люди, помогающие другим выжить и выстоять
в этой ситуации. Пример подобного поведения
мы видели в сложной ситуации захвата
заложников на Дубровке. Мария Школьникова,
врач-кардиолог, профессор, проявила свои
лидерские способности, организовала
сбор подписей среди заложников в поддержку
требований террористов. Для того чтобы
она передала эти требования, террористы
отпустили ее одну из первых. В данном
случае террористы поступили в соответствии
с одной из заповедей терроризма: от группы
заложников необходимо отсекать их лидеров
и постоянно тасовать, изменять состав
групп заложников для того, что они не
смогли организовать сопротивление. Третий
тип реакции – отчаяние, истерические
припадки, безрассудное поведение, провоцирующее
остальных заложников на эмоционально
неуравновешенные реакции.
Люди, ставшие заложниками,
испытывают серьезную трансформацию психики.
Во-первых, практически у всех возникает
ощущение нереальности ситуации. Они не
могут до конца поверить, что оказались
в таком безвыходном положении, не имеют
возможности сами распоряжаться своей
судьбой, действиями, поведением, что они
фактически стали рабами жестоких, агрессивных
людей. Во-вторых, у заложника возникает
протест против заточения, проявляющийся
в открытой или скрытой форме. Часто не
выдержав стресса, люди пытаются бежать,
даже если это бессмысленно, так как побег
одного или нескольких заложников может
вызвать агрессивные действия со стороны
террористов в отношении оставшихся. Взбунтовавшийся
заложник может броситься на террориста,
попытаться вырвать у него оружие. Подобные
действия, как правило, не бывают успешными,
так как одиночное сопротивление террористам
неэффективно. Эффективно только организованное,
хорошо спланированное сопротивление,
которое под силу хорошо подготовленным
группам правоохранительных органов.
Стокгольмский синдром – психологическое состояние, возникающее
при захвате заложников, когда заложники
начинают симпатизировать захватчикам
или даже отождествлять себя с ними.
Авторство термина «стокгольмский
синдром» приписывают криминалисту Нильсу
Биджероту (Nils Bejerot), который ввёл во время
анализа ситуации, возникшей в Стокгольме
во время захвата заложников в августе
1973 года.
При долгом взаимодействии
заложников и террористов в поведении
и психике заложников происходит переориентация.
Появляется так называемый «Стокгольмский синдром».
Впервые он был обнаружен в столице Швеции.
Ситуация сложилась следующим образом.
Два рецидивиста в финансовом банке захватили
четырех заложников – мужчину и трех женщин.
В течение шести дней бандиты угрожали
их жизни, но время от времени давали кое-какие
поблажки. В результате жертвы захвата
стали оказывать сопротивление попыткам
правительства освободить их и защищать
своих захватчиков. Впоследствии во время
суда над бандитами освобожденные заложники
выступали в роли защитников бандитов,
а две женщины обручились с бывшими похитителями.
Такая странная привязанность жертв к
террористам возникает при условии, когда
заложникам не причиняется физического
вреда, но на них оказывается моральное
давление. Например, в ходе захвата отрядом
Басаева больницы в Буденновске заложники,
несколько дней пролежавшие на полу больницы,
просили власти не начинать штурма, а выполнить
требования террористов.
«Стокгольмский синдром» усиливается
в том случае, если группу заложников разделили
на отдельные подгруппы, не имеющие возможности
общаться друг с другом.
Своеобразная ситуация, провоцирующая
«Стокгольмский синдром», многократно
описана в литературе, отражена в художественных
фильмах. Впервые психологическая привязанность
заложника к своему сторожу представлена
в кинофильме по повести Лавренева «Сорок
первый». Затем во французском фильме
«Беглецы» с участием известных актеров
Жерара Депардье и Пьера Ришара показано
возникновение нежной дружбы между неудавшимся
террористом (герой Ришара) и бывшим бандитом,
ставшим его заложником (герой Депардье).
В знаменитом американском фильме «Крепкий
орешек» с участием Брюса Уиллиса ситуация
последствий «Стокгольмского синдрома»
обыгрывается более драматично. Один из
заложников проявил солидарность с террористами,
предал своих товарищей, выдал жену сотрудника
полиции (героя Уиллиса). После этого он
был хладнокровно застрелен террористами.
Этот пример показывает нам, насколько
рискованным является общение заложников
с террористами.
Психологический механизм стокгольмского
синдрома состоит в том, что в условиях
полной физической зависимости от агрессивно
настроенного террориста человек начинает
толковать любые его действия в свою пользу.
Известны случаи, когда жертва и захватчики
месяцами находились вместе, ожидая выполнения
требований террориста. Если никакого
вреда жертве не причиняется, то в процессе
адаптации к данной ситуации некоторые
люди, почувствовав потенциальную неспособность
захватчиков причинить им вред, начинают
их провоцировать. Однако любые высказывания
о слабости террористов, угрозы отмщения,
неминуемого разоблачения и привлечения
к уголовной ответственности могут оказаться
очень опасными и привести к непоправимым
последствиям.
Наиболее ярко «Стокгольмский
синдром» проявился во время захвата террористами
посольства Японии в Перу. В резиденции
японского посла в Лиме, столице Перу,
17 декабря 1998 года проходил пышный прием
по случаю дня рождения императора Японии
Акохито. Террористы, появившиеся в виде
официантов с подносами в руках, захватили
резиденцию посла вместе с 500 гостями.
Террористы являлись членами перуанской
экстремистской группировки «Революционное
движение имени Тупака Амара». Это был
самый крупный за всю историю захват такого
большого числа высокопоставленных заложников
из разных стран мира, неприкосновенность
которых установлена международными актами.
Террористы требовали, чтобы власти освободили
около 500 их сторонников, находящихся в
тюрьмах.
Сразу после захвата президента
Перу Альберто Фухимори стали обвинять
в том, что он не обеспечил надежной охраны
посольства. Лидеры западных стран, чьи
граждане оказались в числе заложников,
оказывали на него давление и требовали,
чтобы безопасность заложников была приоритетной
целью при их освобождении. Но ни о каком
штурме посольства, ни о каких других силовых
мерах освобождения заложников речи не
шло. Спустя сутки после захвата резиденции
террористы освободили 10 узников – послов
Германии, Канады, Греции, советника по
культуре посольства Франции. Террористы
договорились с дипломатами, что те станут
посредниками на переговорах между ними
и президентом А. Фухимори. Президент мог
либо подключиться к переговорам с террористами,
на чем те настаивали, либо пытаться освободить
заложников силой. Но штурм посольства
не гарантировал сохранения жизни заложников.
Через две недели террористы
освободили 220 заложников, сократив число
своих пленников, чтобы их легче было контролировать.
Освобожденные заложники своим поведением
озадачили перуанские власти. Они выступали
с неожиданными заявлениями о правоте
и справедливости борьбы террористов.
Находясь долгое время в плену, они стали
испытывать одновременно и симпатию к
своим захватчикам, и ненависть и страх
по отношению к тем, кто попытается насильственным
способом их освободить.