Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа
Цель работы состоит в определении психологических особенностях поведения заложников.
В соответствии с целью исследования задачи были сформулированы следующим образом:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме психология заложника;
2. Дать определение и изучить феномен «стокгольмский синдром»;
3. Определить и описать психологические особенности поведения заложников.
Глава 1. Психология заложника
1.1.Особенности взаимоотношений террористов с заложниками
1.2. Психологические особенности поведения заложников
2. Глава 2. «Стокгольмский синдром»
2.1. Определение «стокгольмского синдрома»
2.2. Стадии синдрома
2.3. Факторы, влияющие на формирование стокгольмского синдрома
3. Заключение
4. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ
в г. САРАТОВЕ
КАФЕДРА: ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность 030301.65 – «Психология»
Специализация «Социальная психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ»
НА ТЕМУ: ПСИХОЛОГИЯ ЗАЛОЖНИКА: «СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ» И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ
Выполнил(а):
Студент(ка) 5 курса,
Очной формы обучения
Специальности: «Психология»
Проверил(а):
САРАТОВ 2012
Глава 1. Психология заложника
1.1.Особенности взаимоотношений террористов с заложниками
1.2. Психологические особенности поведения заложников
2. Глава 2. «Стокгольмский синдром»
2.1. Определение «стокгольмского синдрома»
2.2. Стадии синдрома
2.3. Факторы, влияющие на формирование стокгольмского синдрома
3. Заключение
4. Список литературы
Захват заложников не является новым явлением.
Своими корнями он уходит в глубину веков,
но наиболее массовое распространение
преступления с захватом заложников получили
в последние десятилетия. К сожалению,
данный вид преступного поведения прогрессирует
в последнее время и у нас. При этом захват заложников
В XXI в. Одну из постоянных угроз безопасности жизнедеятельности человечества превратился терроризм. Терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – метод, посредством которого организованная группа или отдельное лицо стремится достичь своих целей преимущественно через насилие. Террор как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою историю[6, c 5 ].
Терроризм является постоянным
спутником человечества. Так, первое его
проявление возникло еще в I в. н.э. в Иудее. С тех пор это
проявление преобразовалось в современный
международный терроризм.
Среди современных особенностей
терроризма большого внимания заслуживает
качественное усиление его разрушительного
потенциала. Выражается это не только
в значительном увеличении числа непосредственных
жертв террористических акций, но и в масштабах
материального ущерба, нарастании чувства
страха и неуверенности у широких слоев
населения, в резком возрастании уровня
вооруженности терроризма, связанным
с научно-техническим прогрессом, достижениями
в разработке средств уничтожения (ядерных,
химических, биологических)[4, c 11].
Борьба с терроризмом, как показывает международный и отечественный опыт, может быть эффективной. Для этого необходимо соблюдать ряд принципов. Важно упреждать террористические акты за счет правильно поставленной оперативной деятельности, планирования и подготовки к срыву намеченных террористических действий[4, c 11-12].
К сожалению, никто сейчас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. При захвате у человека может возникнуть синдром заложника[5, c 9].
Синдром заложника — это серьезное шоковое состояние изменения сознания человека. Заложники боятся штурма здания и насильственной операции властей по их освобождению больше, чем угроз террористов. Они знают: террористы хорошо понимают, что до тех пор, пока живы заложники, живы и сами террористы. Заложники занимают пассивную позицию, у них нет никаких средств самозащиты ни против террористов, ни в случае штурма. Единственной защитой для них может быть терпимое отношение со стороны террористов. Антитеррористическая акция по освобождению заложников представляет для них более серьезную опасность, чем даже для террористов, которые имеют возможность обороняться. Поэтому заложники психологически привязываются к террористам. Для того чтобы исключить когнитивный диссонанс между знанием о том, что террористы — опасные преступники, действия которых грозят им смертью, и знанием о том, что единственным способом сохранить свою жизнь является проявление солидарности с террористами, заложники выбирают ситуационную каузальную атрибуцию. Они оправдывают свою привязанность к террористам желанием сохранить свою жизнь в данной экстремальной ситуации
[1, c 158-159].
Такое поведение заложников во время антитеррористической операции очень опасно. Известны случаи, когда заложник, увидев спецназовца, криком предупреждал террористов о его появлении и даже заслонял террориста своим телом. Террорист даже спрятался среди заложников, никто его не разоблачил. Преступник вовсе не отвечает взаимностью на чувства заложников. Они являются для него не живыми людьми, а средством достижения своей цели. Заложники же, напротив, надеются на его сочувствие. Как правило, «Стокгольмский синдром» проходит после того, как террористы убивают первого заложника[1, c 159].
Цель работы состоит в определении психологических особенностях поведения заложников.
В соответствии с
целью исследования задачи
1. Провести теоретический анализ литературы по теме психология заложника;
2. Дать определение и изучить феномен «стокгольмский синдром»;
3. Определить и описать
психологические особенности поведения
заложников.
Объект исследования: заложник
Предмет исследования: психология заложника.
Глава 1. Психология заложника
1.1.Особенности взаимоотношений террористов с заложниками
Взаимодействие террористов с заложниками
можно разложить на несколько этапов.
Каждый этап отличается своей социально-психологической
спецификой.
Первый этап — захват
заложников, характеризующийся молниеносными
действиями террористов и полной неожиданностью
для заложников. Заявление террористов
о том, что присутствующие в театре захвачены
в заложники.
Второй этап — подчинение
террористами воли заложников путем запугивания.
Агрессивные действия террористов, выстрелы,
запах пороха, угрозы предназначены для
того, чтобы мгновенно сломить волю заложников,
отнять надежду на скорое спасение. Организация
охраны заложников, постоянного наблюдения
за поведением.
Третий этап — недопущение
открытой паники среди заложников. Средством
этого может быть избиение или даже расстрел
паникера. Внутренняя психологическая
паника закрадывается в душу заложника.
Четвертый этап — введение
жестких норм поведения заложников, диктат
того, что можно, а что нельзя делать.
Пятый этап — оповещение
внешнего мира о захвате заложников. В
театральном центре на Дубровке террористы
разрешили заложникам поговорить по телефону
со своими родственниками и знакомыми.
Затем мобильные телефоны были у заложников
отобраны.
Шестой этап — сортировка
заложников с целью разрушить установившиеся
межличностные связи. Террористы отделили
мужчин от женщин, детей от взрослых, россиян
от иностранцев.
Седьмой этап — организация
террористами жизни заложников, обеспечение
питания, сна и пр.
Восьмой этап —
адаптация заложников к экстремальной
ситуации, наступление усталости, притупление
чувств.
Девятый этап — возникновение
у заложников состояния депрессии, возможны
эмоциональные срывы, как со стороны заложников,
так и со стороны террористов.
Десятый этап — освобождение
заложников и уничтожение террористов[4,
c 79-80].
1.2. Психологические особенности поведения заложников
Заложник – лицо, насильственно задерживаемое с целью заставить государство, организацию или др. лиц выполнить определенные требования или обязательства. В ходе межгрупповых или международных конфликтов З. – граждане одной из противоборствующих сторон из числа мирных жителей, военнопленных, раненых или больных, противоправно задерживаемые противником, чтобы обеспечить выполнение его требований[5, c 65].
Оказавшийся в
заложниках человек сначала не может поверить
в то, что это произошло. Случившееся кажется
ему дурным сном, однако, несмотря на это,
нужно сразу начинать строго придерживаться
правил, которые позволят вам сохранить
жизнь и здоровье – и свое, и чужое[5, c 66].
Во время захвата
важно не потерять разум. У некоторых из
ставших заложниками может возникнуть
неуправляемая реакция протеста против
совершаемого насилия. В таком случае
человек бросается бежать, даже когда
это бессмысленно, кидается на террористов,
борется, пытается выхватить у боевиков
оружие. Взбунтовавшегося заложника террористы,
как правило, убивают, даже если не планировали
убийств и рассчитывали только шантажировать
власти.
После первого такого убийства ситуация
меняется. Вина террористов перед законом
возросла - они уже чувствуют себя обреченными
и ожесточаются. В свою очередь заложники,
увидев свою вполне вероятную участь,
получают сильнейшую психическую травму.
Их психику начинает разрушать ужас[12,
c 17].
В случае, если вы уже захвачены, и возможность
бежать, которая, как правило, есть только
в первый момент, пропала, не нужно проявлять
никакой активности. Террористы, как правило,
находятся в состоянии сильнейшего стресса.
Нередко многие из них впервые оказываются
в такой ситуации, их нервная система перенапряжена,
а психика работает на пределе. Они тоже
боятся, и их страх выливается в агрессию[12,
c 17-18].
Активное поведение заложников может
напугать террористов, и в ответ они проявят
жестокость. Чем меньше у них страха, тем
меньше будет и агрессии. На каждое значительное
движение, которое вы собираетесь произвести,
следует просить разрешения. Если кто-то
из заложников, даже из лучших побуждений,
проявляет активность, его необходимо
успокоить, удерживать, не давать кричать
и ругаться[1, c 160].
С первых дней у заложников начинается
процесс адаптации - приспособления к
абсолютно ненормальным условиям существования.
Однако дается это ценой психологических
и телесных нарушений. Быстро притупляются
острота ощущений и переживаний, таким
образом, психика защищает себя. То, что
возмущало или приводило в отчаяние, воспринимается,
как обыденность. Главное при этом окончательно
не утратить человеческий облик. Как удержаться?
Многие эксперты отмечают, что те несчастные
люди, с которыми в заложниках оказались
их дети, как правило, оказываются избавлены
от распада личности и потери человеческого
лица. По возможности не замыкайтесь в
себе, постарайтесь присмотреться к другим
людям, выяснить, не нужна ли кому-то помощь[1,
c 160].
Даже мелочь – понимающий взгляд, слово
поддержки – будет способствовать тому,
что между вами возникнет контакт. Если
человек чувствует поддержку, и ему, и
всем, кто рядом с ним, становится легче.
Это первый шаг к вашему спасению. Обратите
внимание на людей, которые впали в ступор:
не пытайтесь вывести их из этого состояния
- лучше, если будет возможность, накормить
их, напоить, помочь устроиться поудобнее
Тем не менее, заложникам, как правило,
не удастся избежать апатии и агрессивности,
возникающих у них довольно скоро. Если
условия содержания суровы, то уже через
несколько часов кто-то из заложников
начинает злобно ругаться с соседями,
иногда даже со своими близкими.
Такая агрессия помогает снимать эмоциональное
перенапряжение, но вместе с тем истощает
человека[1, c 161].
Апатия - это тоже способ уйти от страха
и отчаяния. Но и апатия нередко прерывается
вспышками беспомощной агрессивности.
Полностью этого не избежать.
Тем не менее, можно и необходимо избегать
пробуждения садизма - стремления в «праведном
гневе» наказать кого-либо слабого, глупого,
заболевшего по своей вине, или делающего
что-то не то, или не так.
Остерегайтесь присоединяться к проявлениям
садизма своеобразных лидеров, которые
могут выделиться из числа заложников
– психологические последствия этого
могут преследовать вас долгие годы.
Заложники иногда могут совершить еще
одну серьезную ошибку. В сознании человека
может возникнуть представление, что всё
не столь ужасно, и надо только, с одной
стороны, понять террористов, а с другой
- слезами разбудить в них сочувствие.
Однако это вредная иллюзия[12, c 19-20].
Симпатии к террористам могут стать вашим
первым шагом к предательству по отношению
к другим заложникам и распаду личности.
Не думайте, что хоть на минуту боевики
при этом станут воспринимать вас как-то
по-новому. Ситуация, в которой вы окажетесь,
станет, по большому счету, еще более ужасной.
Постоянная угроза
жизни и осознание своей беспомощности
могут привести к развитию и других явлений.
Может казаться, что вы слышите звуки вроде
бы начавшегося штурма, голоса отсутствующих
людей, видите нечто странное в темноте.
Однако это не признак помешательства,
а расстройство, которое пройдет не позже
чем через две недели после освобождения.
После освобождения
у заложников возникает посттравматический
синдром. У каждого освобожденного заложника
этот синдром проходит по-своему. Легче
переносит ситуацию заложничества тот
человек, который постоянно чем-то занят.
Важная задача заложников — это постоянное
сохранение познавательной активности,
стремления к познанию[4, c 82-83].
Психологически заложники могут реагировать
на стрессовую ситуацию трояким образом.
Первый тип реакции — большинство заложников
морально подавлены, переживаемые ими
страдания заглушают все остальные чувства,
познавательные ориентации минимизированы.
Второй тип реакции — среди заложников
могут выделиться лидеры. Как правило,
это уравновешенные, стойкие, выдержанные
люди, помогающие другим выжить и выстоять
в этой ситуации. Третий тип реакции —
отчаяние, истерические припадки, безрассудное
поведение, провоцирующее остальных заложников
на эмоционально неуравновешенные реакции.
Люди, ставшие заложниками, испытывают
серьезную трансформацию психики. Во-первых,
практически у всех возникает ощущение
нереальности ситуации. Они не могут до
конца поверить, что оказались в таком
безвыходном положении, не имеют возможности
сами распоряжаться своей судьбой, действиями,
поведением, что они фактически стали
рабами жестоких, агрессивных людей. Во-вторых,
у заложника возникает протест против
заточения, проявляющийся в открытой или
скрытой форме. Часто не выдержав стресса,
люди пытаются бежать, даже если это бессмысленно,
так как побег одного или нескольких заложников
может вызвать агрессивные действия со
стороны террористов в отношении оставшихся.
Взбунтовавшийся заложник может броситься
на террориста, попытаться вырвать у него
оружие. Подобные действия, как правило,
не бывают успешными, так как одиночное
сопротивление террористам неэффективно.
Эффективно только организованное, хорошо
спланированное сопротивление, которое
под силу хорошо подготовленным группам
правоохранительных органов[12, c 24-25].
Глава 2. «Стокгольмский синдром»
2.1. Определение «стокгольмского синдрома»
Под Стокгольмским синдромом понимается присутствие положительных чувств у заложников в отношении своих похитителей, которые развиваются в процессе удерживания в плену. Могут быть взаимными и сопровождаться резкими негативными чувствами в отношении полиции, правительства, семьи заложников, то есть тех, кто пытается их освободить. В возникновении Стокгольмского синдрома не наблюдаются различия в зависимости от пола и возраста заложников. Положительные чувства обычно прямо пропорциональны продолжительности времени пребывания в заложниках и их интенсивность постепенно уменьшается после освобождения[13, c 289].
Информация о работе Психология заложника: «стокгольмский синдром» и его изучение