Психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

Психология труда – традиционная отрасль психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и связаны с теми исследованиями, которые были свойственны технократическому обществу с его стремительными темпами развития техники и автоматики.
В настоящее время происходят процессы изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Мир профессий, система общественного разделения труда, средства труда, отношение к труду – все это принципиально и качественно изменилось и продолжает меняться. Психологами, изучающими труд, осознается необходимость приведения в соответствие содержания психологии труда современному миру профессий. Актуальной является задача определения содержания, объекта и предмета современной психологии труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Характеристика психологии труда…………………………………..4
Задачи психологии труда……………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

zadachi_psikhologii_truda (2).doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Параллельное решение  данных задач может привести к  этическому парадоксу предмета психологии труда, который формулируется следующим образом: «чем больше мы изучаем субъект труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности... чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики», т.е. превращаем в легко предсказуемый в своих действиях объект, которому совершенно не нужна рефлексия, поскольку все за него и так уже решает психолог или руководитель, пользующийся результатами исследований и рекомендациями психолога о том, как «работать с персоналом». Реальная картина такова, что многие руководители и «заказчики» только и ждут от психолога подобных рекомендаций, с помощью которых было бы легче управлять работниками, предсказывать любые их реакции на те или иные действия начальства. Однако это создает «великолепную» основу для манипуляции, хотя известно, что именно манипуляция сознанием другого человека есть самый страшный «грех» для психолога.

Некоторые опасения относительно «снятия» субъектности человека в трудовой деятельности могут быть компенсированы следующими соображениями. Во-первых, по мере развития знания о человеке часто обнаруживается гораздо большее незнание (у познающего как бы открываются глаза на сложность и разнообразие психической жизни и трудовой деятельности). Во-вторых, в ходе познания исследуемого человека он также развивается вместе с исследователем, особенно при исследовании работника как личности, когда неизбежным становится взаимодействие психолога с познаваемым субъектом труда. В-третьих, необходимость этической подготовки самого психолога-исследователя и психолога-практика снижает «соблазн» манипуляции сознанием работника со стороны психолога труда.

Перед психологией труда  стоят и более частные задачи.

 В настоящее время  существует несколько классификаций  такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т.е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

Первая группа задач обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии и труда с общепсихологической проблематикой. К числу основных исследовательских задач психологии труда относятся (по АВ. Карпову):

1) исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности;

2) изучение основных  психических свойств субъекта  трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

3) изучение особенностей  и структуры функциональных состояний  в трудовой деятельности (так  называемых «праксических состояний»), а также их связи с динамикой  трудового процесса и его эффективностью;

4) исследование закономерностей  развития личности в трудовом процессе, раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;

5) изучение проблемы  мотивации трудовой деятельности, раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности, установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности, разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;

6) изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности, раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости;

7) раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности;

8) разработка психологической  проблемы способностей по отношению  к различным видам и типам  трудовой деятельности, установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью;

9) исследование социально-психологических  факторов трудовой деятельности, определяющих содержание организационной  среды деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач  определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают  в ходе психологического изучения и  оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

1) разработка методологических  основ и конкретных прикладных  процедур профессионального отбора;

2) оптимизация процедур  профессиональной подготовки, проблема  профессионального обучения в  целом; 

3) развитие исследований и разработок по проблеме профессиональной ориентации личности;

4) психологическая рационализация  и оптимизация содержания и  условий профессиональной деятельности  на основе раскрытия и учета  психологических особенностей субъекта  труда; 

5) разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и средств труда;

6) разработка теоретически  обоснованных и практически эффективных  систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор, «вербовка»);

7) разработка оптимальных  режимов труда и отдыха для  разных видов и типов трудовой  деятельности;

8) определение социально-психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;

9) разработка психологических  средств мотивационного обогащения  трудовой деятельности, повышения  ее «мотивационного потенциала»  и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;

10) содействие снижению  профессионального травматизма  и профессиональной заболеваемости, разработка норм, правил и процедур  техники безопасности.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними существует и категория традиционных задач, которые являются и исследовательскими, и прикладными. Таковыми, например, являются профессиографические задачи, суть которых состоит в психологической характеристике основных профессий, определении требований профессий к личности, изучении мира профессий в целом. К числу традиционных относятся и задачи, связанные с профессионализацией личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и заканчивая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанными выше существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях «частной» психологии труда.

 

 

 

Заключение

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничении человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудии труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины «психология трудовой деятельности».

Психология трудовой деятельности - это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:

1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессии и т. д.);

2) влияние индивидуально-психологических особенностей 
человека на эффективность, надежность, безопасность труда;

3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, 
эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;

5) психологические закономерности взаимодействия чело- 
века и техники;

6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

 

Список литературы

 

1. Григорьева М.В. Психология труда. – Саратов., 2010

2. Носкова О.Г. Психология  труда. – М., 2009

3. Шадриков В.Д. Психология  деятельности и способности человека. – М., 1996




Информация о работе Психология труда