Психология толпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 20:20, реферат

Описание работы

Прежде всего, необходимо внести ясность в вопрос о том, что понимать толпой. Здесь четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпы с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической с другой.
Политическая точка зрения, как за рубежом, так и у нас, толпа - любые массовые проявления протеста, несанкционированные властями, что не правильно, например несанкционированный митинг бывает вполне организован и упорядочен, дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах может начать вести по иррациональным законам толпы.
С психологической точки зрения - под толпой следует понимать изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
1. Сущность толпы…………………………………………………..3
2. Общая классификация и типы толпы…………………………..5
3. Основные характеристики толпы……………………………....7
4. Внешние (структурные) особенности толпы………………...11
5. Верования толпы…………………………………………………12
6. Лидеры толпы………………………………………………….…14
Заключение…………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

психология толпы.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

В) Максимализм. Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия - ненависти. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных чувствах толпы, это можно связать с атавизмами первобытного человека, которые подавляются у изолированного индивида страхом наказания. Отсюда агрессивность толпы, выливающаяся в насилие. Максимализм толпы требует и ораторских сильных выражений, и преувеличенных чувств в искусстве (во время Лебона самым массовым являлся театр). Французский психолог в данном случае отмечает существенную роль расы: пьеса, восторженно принятая в одной стране, не вызовет успеха в другой (конечно, не из-за языкового барьера).

Г) Авторитарность и консерватизм. Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может либо принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ее не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима, она не переносит какого-либо прекословия. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание, а если оратор будет упорствовать и не принял меры предосторожности, то и угрозу его жизни. Следовательно, авторитарность и нетерпимость легко воспринимаются толпой со стороны вождя. "Массы уважают только силу и доброта их мало трогает, т.к. они смотрят на нее как на одну из форм слабости". Но почитая здравствующего тирана, толпа еще более охотно топчет поверженного, именно потому, что последний воспринимается ею как слабый. Толпа восстает только против слабой власти. Если же сила власти меняется, как это часто происходит, то толпа переходит от рабства к анархии и наоборот.  
Однако, поскольку в толпе господствует бессознательное, она по природе консервативна, ведь бессознательное выражает "наследственные потребности расы". Перемены, производимые толпой, эфемерны, связаны, скорее, с переименованиями, в действительности же толпа испытывает священный ужас к перемене традиций. Поэтому, техническое развитие в условиях полновластия толпы невозможно. Но анархия скоро утомляет массы, и толпа начинает инстинктивно стремиться к рабству.

Д) Нравственная спонтанность. Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу, скорее, надо назвать морально индифферентной - она способна и на высокий героизм, и на низкое злодейство. Но если последняя характеристика толпы отмечалась и до Лебона (например, Г. Тардом), то его заслугой можно считать подчеркивание способностей толпы к нравственным порывам. "Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирала за какое-нибудь верование, слова или идеи, которые она сама едва понимала". Лебон приводит немало примеров героизма толпы. Например, толпа, завладевшая дворцом в Тюильри во время революции 1848 г. не взяла ничего из ценных вещей, хотя многим восставшим нечего было есть. А найденные на убитых драгоценности приносились в комитеты, хотя легко было бы утаить награбленное. Возможно если бы не героизм толпы, то, возможно, цивилизация и не возникла бы на нашей планете.

Е) Образность и алогичность "мышления".

Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, но с идеями-образами, поэтому чтобы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить. Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления. Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации, причем зачастую ассоциации поверхностные, ассоциации разнородного. Для толпы характерна логическая ошибка "поспешного обобщения". Речи, произносимые перед толпой, совершенно нечитабельны, нелогичны, но именно такие речи и действуют на нее.

Образы, вызванные в "душе толпы", по своей значимости равны для нее реальным событиям. Уже упоминалось в курсовой работе, что невероятного для толпы не существует, а именно невероятное и поражает более всего. Театральные зрелища всегда имеют огромное влияние на толпу и зачастую она престает различать грань между происходящим на сцене и в реальности. Политики, зная легковерие и склонность к воображению толпы, часто пользовались этим свойством массовой психологии для укрепления собственной власти. Приведём пример. Вот отрывок из речи Наполеона в государственном совете: "Представившись католиком, я мог окончить войну; представившись мусульманином, я укрепился в Египте; а представившись иезуитом, я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мне нужно было управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм Соломона".

Образы, чтобы оказать влияние на толпу, должны быть исключительно яркими, поэтому множество мелких, хотя и многочисленных преступлений не действует на толпу, чем какое-нибудь одно, но крупное. В 1894 году согласно статистике, погибло 850 парусных и 203 паровых корабля, гибель «Титаника» - трансатлантического парохода произвела впечатление на толпу куда большую. Следовательно, "не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются в толпе".

Ж) Религиозность. Толпа нуждается в религии. Вот формы в которые отливаются убеждения толпы. Его характеристики следующие: обожание, боязнь, подчинение в отношении верховного существа, непоколебимая уверенность в его идеях и желание эти идеи распространять, ненависть и нетерпимость к его врагам. Неважно, относится ли это чувство к Богу и политической идее - сами эти черты позволяют характеризовать чувства толпы как религиозные. Наполеону поклонялись с такой истовостью, которая никогда не проявлялась в отношении языческих богов. Аналогичными почестями пользовался и римский император, иначе нельзя было бы объяснить, как тридцать легионов могли держать в повиновении стомиллионный народ. Даже в самой маленькой деревушке императору воздвигались алтари. Сейчас алтарей не воздвигают, зато ставят статуи, которым поклоняются с не меньшим пылом. "Если бы было возможно заставить толпу усвоить атеизм, то он выразился бы в такой же пылкой нетерпимости, как и всякое религиозное чувство, и в своих внешних формах скоро превратился бы в настоящий культ" - пророчески писал французский исследователь, в качестве иллюстрации приводя сцены из произведений Достоевского. Следовательно, "для толпы надо быть богом или ничем".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 4. Внешние (структурные) особенности толпы.

 

Форма и структура толпы. Как показали наблюдения и снимки, сделанные с вертолетов, все толпы в начале их образования и в состоянии относительного покоя имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности, здания и т.п.). При этом характерно движение одних людей к центру толпы, а других наоборот к периферии. Этот процесс (перемешивающие движения), имеет двоякое значение: с одной стороны, оно рассматривается как средство распространения информации в толпе, с другой позволяет разделить людей по степени их активности. Наиболее активные и готовые принять участие в действиях толпы стремятся к ее центру; более пассивные тяготеют к периферии. Важно отметить, что состояние страха и неопределенности способствует тяготению людей в сторону центра толпы.

Границы толпы. Границы толпы обычно носят очень подвижный характер, в результате чего постоянно меняется положение людей зачастую помимо их воли и желания. Так, просто любопытный может неожиданно оказаться в центре толпы в результате присоединения к ней новой группы людей. Этот момент имеет важное значение при оценке состава толпы и степени активности ее различных участков.

Состав толпы. В каждом отдельном случае состав толпы зависит в основном от тех причин, по которым она возникла. Например от слухов в толпе. Слухи рассматриваются как характерный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. В процессе пересказа (передачи) слухи упрощаются: становятся короче, более определенно выраженными, удобнее для восприятия. При этом они приобретают заостренный характер, т.е. содержат меньше деталей и сфокусированными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Верования толпы.

Верование - это нечто близкое к культурной парадигме, глобальной идеологии, то, что цементирует общество на любом его уровне. Поэтому взгляды толпы подразделяются на два вида - постоянные, т.е. удерживающиеся в течение многих столетий, и непостоянные, господствующие короткое время.

К постоянным относятся верования, служащие фундаментом цивилизации: христианство; феодализм; реформация; национализм; демократия; социализм. Внушить постоянное верование толпе нелегко, и также нелегко его уничтожить, это происходит не иначе, как при помощи революций, и только тогда, когда верование потеряло свою власть. Верование близко к краху тогда, когда оно подвергается обсуждению, поскольку представляет собой всего лишь фикцию. Период между крахом одного верования и становлением другого переживается как анархия. "Общие верования необходимы для поддержки цивилизаций, т.к. они дают известное направление идеям и только они одни могут внушить веру и создать долг". Инстинктивно народы защищают свои идеологии со всей присущей толпе нетерпимостью, что надо признать, благом - ведь на них держится культура. Стоит только появится и утвердится в душе толпы какой-нибудь новый догме, она немедленно становится вдохновителем всех ее учреждений, ее искусства и ее поведения. Власть верования над душами абсолютна. Люди только и мечтают о реализации, законодатели хлопочут об его применении в жизни, философы же, артисты и литераторы занимаются его разъяснением, воспроизводя его в различных формах. Если власть тирана преходяща, то власть верования абсолютна, долгое время не подвластна времени. Нелепость идеологии не помеха. Торжество верования возможно при условии, если в верованиях заключается какой-нибудь таинственный вздор; так что очевидная нелепость некоторых современных верований никак не может препятствовать им овладеть душою толпы.

Непостоянные верования рождаются и исчезают вместе с каждой эпохой - таковы направления литературы и искусства: романтизм, натурализм, мистицизм; политические партийные идеологии (часто самые разные партии исповедуют, в сущности, одну и ту же идеологию). Если рассмотреть историю Франции в течение тридцатилетнего периода - от 1790 года по 1820 года, то сначала толпа была монархической, затем - революционной, потом исповедовала идеалы империи и, в конце концов, вернулась к монархии. В религии цепочка переворотов пристрастий толпы за этот же период следующая: католицизм - атеизм - деизм - католицизм. Аналогичные метаморфозы произошли не только с толпой, но и с ее вожаками - те же самые члены Конвента стали верными слугами сначала Наполеона, а затем - Людовика XVIII. В России, например за последнее столетие толпа была монархической, потом революционной, затем исповедовала социализм и стремилась к коммунизму, но в итоге теперь движется к демократии. И это ещё не конец. Моментально меняются представления в отношении стран, с которыми начинают войну или заключают мир. Факторы, увеличивающие число непостоянных мнений, следующие: расшатывание постоянных верований; могущество толпы, ее автономия; печать, распространяющая противоположные мнения. Вследствие действия данных факторов правительство уже не может эффективно управлять толпой, и сама толпа заставляет следовать за собой политиков. Сиюминутная изменчивость мнений приводит к тому, что они обесцениваются, политические идеологии становятся похожи друг на друга, а более или менее образованные люди заражаются скептицизмом.

Конечно, размывание общественного мировосприятия - симптом упадка. Но зато подобное состояние и порождает свободу слова. Когда какая-то идея завладеет массами, она получит над ними тираническую власть, а поскольку толпа непостоянна, полное разрушение цивилизации неминуемо. "Если что-нибудь и в состоянии отсрочить час окончательного разрушения, то это именно такое всевозрастающее равнодушие толпы ко всякому общему верованию".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Лидеры толпы.

Начнём с общей характеристики понятия лидер. Как известно без вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнотизирован. Но степень этой загипнотизированности идеей у лидера отличается от веры в нее других индивидов в толпе. Помимо данной идеи, все остальное как бы перестает существовать для вожака, а всякое противоречащее мнение изначально кажется ему заблуждением. Вожаки вовсе не должны обладать особым интеллектом или проницательностью. Как раз, наоборот - для того, чтобы никогда не сомневаться, им надо быть весьма ограниченными, ибо интеллект заставляет раздумывать и колебаться. Вожаки же - люди действия, фанатики. "Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка". Преследования только подстегивают их деятельность, инстинкт к самосохранению атрофируется и часто они стремятся лишь к мученичеству. Но именно такие люди производят самое сильное внушающее действие на толпу. Ведь толпа безвольна, и инстинктивно тянется к человеку, наделенному сильной волей.

Конечно, толпу иногда увлекают и просто хитрые ораторы, действующие исключительно из своих личных интересов. Но их влияние не бывает прочным, долговременным, оно всегда эфемерно.

Роль вожаков заключается в создании веры. Не важно какой - религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера. Поскольку народные массы за пределами своей специальности ни о чем не имеют ясных представлений, ими всегда управляли и будут управлять вожаки. Толпа желает повиноваться, и если исчезнет один лидер, она с радостью покорится другому, сильнейшему.

Классификация. Лидеров можно подразделить на две категории. К первой относятся энергичные, смелые, буйные вожаки, у которых воля, тем не менее, проявляется лишь в короткие промежутки времени. К другой, встречающейся гораздо реже разновидности, принадлежат лидеры, обладающие сильной и стойкой волей. К первым можно отнести Нея, Мюрата, Гарибальди, Ленин. Ко вторым принадлежат "истинные основатели религии и творцы великих дел: св. Павел, Магомет, Колумб.

Тактика лидеров и диалектика идей. Если необходимо заставить совершить топу некоторый моментальный акт - например, ограбить дворец или броситься на защиту баррикады, то самым лучшим в данной ситуации является личный пример. Если же толпу нужно убедить следовать каким-то идеям-верованиям, то здесь предлагается другой, но столь же универсальный рецепт – утверждение - повторение - взаимное внушение. Для того чтобы уверить в чем-то толпу, вовсе не надо приводить аргументов и доказательств, достаточно утверждения. Утверждение должно быть предельно кратким и безапелляционным, сводиться к лозунгу. Так поступают и религиозные деятели, и политики, и бизнесмены, рекламирующие свой товар. Но утверждение должно быть произнесено неоднократно, повторяться как можно чаще и желательно, в одних и тех же выражениях. Много раз повторенная мысль воспринимается толпой как доказанная. Она врезается в самые глубокие области "бессознательного". Через какое-то время мы забываем автора утверждения, повторенного множество раз и начинаем ему верить. Например, увидев по телевизору сто раз, что батончик "Марс" - лучший шоколад, нам уже начинает казаться, что мы слышали это с разных сторон, и мы убеждаемся в превосходных качествах, возможно, заурядного продукта. Если же мы читаем в газете, что один - превосходнейший человек, а другой - совершенный негодяй, то мы становимся в конце концов убеждены в этих "фактах" (конечно, если мы при этом не читаем другую газету, в которой сказано прямо противоположное).

После того, как повторение происходило достаточное количество раз (например, если богатое финансовое предприятие смогло купить себе поддержку общественного мнения), в дело вступает уже известный нам могущественный фактор - взаимное внушение. Ведь управляют толпой не при помощи аргументов, а используя образцы. Законодатели всевозможных мод не должны слишком отрываться от толпы, иначе массе подражать им станет невозможно. По этой-то причине люди, стоящие много выше своей эпохи, не имеют вообще на нее никакого влияния (Да Винчи, Пикассо). Они слишком отдалены от нее. Поэтому-то европейцы со всеми преимуществами свое цивилизации имеют столь незначительное влияние на народы Востока; они слишком отличаются от этих народов.

Информация о работе Психология толпы