Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:29, реферат
Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция – определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса – нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом.
1.1 Стресс как явление. Основные понятия
Понятию стресса можно дать несколько определений:
1) Стресс – нажим, давление, напряжение (англ.).
2) Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция – определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса – нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, а – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» [9; с. 105].
3) Стресс
– состояние индивида в
4) Стресс – ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.
Виды
стресса можно классифицировать
на основании воздействующих стрессоров.
Стрессоры – разнообразные
а) стрессоры физиологические – чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.
б) стрессоры психологические – факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.
Виды стресса (самая общая классификация).
а) Стресс физиологический.
б) Стресс психологический (можно разделить на 2 вида):
– Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей , не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.
– Стресс
эмоциональный возникает в
У стресса можно выделить две формы:
а) стресс полезный – в эутресс,
б) стресс вредоносный – дисстрес.
Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
По мнению В. В. Суворовой, стресс – это «функциональное состояние организма, возникшее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов».
Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс, как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся на угрозу нарушения гомеостаза».
В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации».
Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:
· Положительный эмоциональный фон;
· Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
· Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
· Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:
· Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т. д.;
· Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
· Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.
Стресс
– это сложное, неоднозначное
явление, проявляющееся на самых
различных уровнях
Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.
Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни».
Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.
Стресс – это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза – хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания. Стресс – не всегда результат повреждения: « Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной». Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть.
В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и степени его влияния на нашу деятельность, выяснение механизмов его возникновения и развития. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование играет важную роль в сохранении здоровья человека, создания условий, для проявления его творческих способностей, а так же плодотворной и эффективной деятельности в постоянно изменяющемся социуме.
В зависимости от механизмов возникновения стресса различают два его вида: физиологический и психологический. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы – биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психологические стрессоры.
Первые
в своём биологическом влиянии
на индивида превосходят некоторые
средние, оптимальные величины, что
ведёт к нарушению равновесия
внутренней среды организма и
угрожает его гомеостазису. Таким
образом, физиологические стрессоры
превышают адаптационные
Психологические
стрессоры затрагивают
Дифференциация
физиологических и
Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же.
Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома (в первые она была описана Селье в 1936 году), впоследствии синдрома биологического стресса, согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания - микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частью развёртывания картины заболевания.
Занявшись исследованием этих механизмов, Селье пришел к формулировке более универсальной концепции стресса. При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях, и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.[9] Изучая в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку и даже к целым сообществам людей.
Итак, по Селье; «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Под словом
неспецифический
Это навело его на мысль о рассмотрении «физиологического стресса» как ответа на любое предъявленное организму требование.
С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций:
а) Активной, или борьбы.
б) Пассивной – бегства из трудности, или готовности терпеть её.
Если в организм введён яд, бегство не возможно, но реакция всё равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путём выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд.
Природа
предусмотрела множество
Ганс Селье выделил 3 фазы общего адаптационного синдрома (О.А.О) или синдрома биологического стресса (динамика стресса):
1. Стадия тревоги – это мобилизация адаптационных возможностей организма. Автор концепции предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Ограниченность адаптации проявляется уже на первой стадии стрессовой реакции. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно и если стрессор сильный (тяжёлые ожоги, крайне высокие или крайне низкие температуры ), смерть может наступить в течении первых часов или дней, но если организм сумел адаптироваться к стрессору, он переходит в следующую стадию.(Увеличение и повышенная активность коры надпочечников, сморщивание или атрофия вилочковой железы (тимус) и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта). Стадия тревоги разделяется на две фазы: а) шока – начало воздействия стрессора (По мнению Л.А. Китаева-Смыка длится 48 часов), б) противошока – активация нервной системы, собственно мобилизация адаптационных возможностей организма (в среднем составляет 11 суток). [3]