Период
геронтогенеза
Индивидуальное развитие взрослого
человека представляет собой
продолжение онтогенеза с заложенной
в нем филогенетической программой.
В период после ранней юности
процесс созревания индивида
и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости,
зрелоси, старости. Завершается этот цикл
смертью человека, которая, разумеется,
может наступить и на более ранних этапах,
чем старость.
Следует учитывать
некоторые специфические проблемы.
Не существует жестких границ
начала и завершения каждой стадии. Это
зависит от закономерности созревания
организма и инволюционных процессов
в нем. Для этих процессов характерны неравномерность
и гетерохронность. Неравномерность процессов
созревания и инволюции и гетерохронность
смены состояния индивида как отражение
внутренних противоречий развития содержат
различные возможности жизни – от преждевременного
старения в одних случаях до долголетия
в других.
Период геронтогенеза, или период
старения, согластно международной классификации
начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет –
у женщин и имеет три градации: пожилой,
старческий и долгожители.
Выделение периода онтогенеза
и изучение проблем старения
связаны с комплексом социально-экономических,
биологических и психологических причин.
Один из демографических признаков на
планете Земля – это постарение ее населения
(особенно в высокоразвитых странах мира).
Оно определяется многими факторами, основным
из которых являктся отчетливая тенденция
к сокращению рождаемости в развитых странах.
Канули в лету представления о возрасте
50-60 лет как о возрасте старости.
Процесс старения
представляет собой генетически
запрограмированный процесс, сопровождающийся
определенными возрастными изменениями
в организме. В период жизни
человка после зрелости происходит постепенное
ослабление деятельности организма. Пожилые
люди не так сильны и не способны, как в
молодые годы, выдерживать длительную
физическую или нервную нагрузку; общий
запас энергии у них становится все меньше
и меньше; утрачивается живость тканей
организма, что тесно связано с уменьшением
в них содержания жидкости. В результате
такого обезвоживания суставы пожилых
людей затвердевают. Если это происходит
в костных сочленениях грудной клетки,
то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание
приводит к иссушению кожи, она становится
более чувствительной к раздражениям
и солнечным ожогам, местами появляется
зуд, кожа теряет мягкость и
преобретает матовый оттенок. Иссушение
кожи, в свою очередь, препядствует
потовыделению,
которое регулирует поверхностную температуру
тела. Из-за ослабления чуткости нервной
системы пожилые и старые люди замедлеено
реагируют на изменения внешней температуры
и поэтому более подвержены неблагоприятному
воздействию жары и холода. Происходят
изменения чувствительности разных органов
чувств, внешние проявления которых выражаются
в ослаблении чувства равновесия, неуверенности
поступи, в потере аппетита, в потребности
более яркой освещенности пространства
и так далее.
Многие исследования
свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой,
эндокринной, имунной, нервной и других
систем, то есть об отрицательных сдвигах,
происходящих в организме в процессе его
инволюции. Вместе с тем накапливаются
материалы, которые приводят ученых
к пониманию старения как чрезвычано сложного,
внутренне противоречивого процесса,
для которого характерно не только снижение,
но и усиление активности организма.
Заметное усиление
и специализация действия закона
гетерохронии (неравномерности); в результате этого
более продолжительно сохраняется и даже
улучшается работа одних систем организма
и параллельно с этим происходит ускоренная,
с разными темпами инволюция других систем,
что объясняется той ролью, значимостью,
которую они играют в основных, жизненно
значимых процессах. Например, изменения
в стволе мозга более значительны и существенны,
чем в мозжечке в обоих полушария. Чем
сложнее нервная структура у человека,
тем у нее больше возможностей для своей
сохранности. В период геронтогенеза происходит
ослабление процессов возбуждения и торможения,
особенно внутреннего торможения. Наиболее
сохранным оказывается оборонительный
условный рефлекс по сравнению с пищевым.
Ориентировочно-исследовательский рефлекс
на появление картинок с различным содержанием
вырабатывается быстро в 20-65 лет и сохраняется
долго; после 68 лет вырабатывается, но
не прочный. С возрастом стареют, прежде
всего, тормозной процесс и подвижность
нервных процессов, а замыкательная функция
страдает меньше. Кроме того, все изменение
в период старения носят индивидуальный
характер. Есть люди, которые до глубокой
старости сохраняют очень высокий показатель
латентного (скрытого) времени речевой
реакции; разница в сторону лучше или хуже
может быть 20-ти кратной.
Сложный и
противоречивый характер
старения человека как индивида связан
с количественными изменениями и качественной
перестройкой биологических структур,
включая и новообразования. Организм адаптируется
к новым условиям; в противовес старению
приспособительные функциональные системы;
Активизируются различные системы организма,
что сохраняеи его жизнедеятельность,
позволяет преодолевать деструктивные
(разрушительные отрицательные)
явления старения. Все это формирует
вывод, что период позднего
онтогенеза является новым этапом
развития и
специфического действия общих законов
онтогенеза, гетерохронии структурообразования.
Учеными доказано, что существуют различные
пути повышения биологической активности
различных структур организма: поляризация,
резервирование, компенсация, конструирование,
которые обеспечивают его работоспособность
в целом после завершения репродуктивного
периода.
Наряду с
этим возрастает необходимость
уселения сознательного контроляи
регуляции биологических процессов.
Это осуществляестя с помощью
эмоциональной и психомоторной
сферы человека. Ведь общеизвестно, что
определенной системой тренировок можно
улучшать функции дыхания, кровообращения
и мышечную работоспособность у лиц пожилого
возраста. Центральным механизмом сознательной
регуляции является речь, значение которой
существенно возрастает в период геронтогенеза.
Таким образом,
различного рода изменения человека
как индивида, происходящие в
пожилом и старческом возрасте,
направлены на то, чтобы актуализировать
потенциальные, резервные возможности, накопленные
в организме в период роста, зрелости и
формирующиеся в период позднего онтогенеза.
При этом участие личности в сохранности
индивидной организации и регуляции ее
дальнейшего развития в период геронтогенеза
(включая возможности новообразования)
должно усиливаться.
По данным
исследований отечественных и
зарубежных ученых, разнородный
характер процесса старения присущ
и таким психофизиологическим
функциям человека, как ощущение,
восприятие, мышление, память и другие.
При обследовании памяти у лиц
в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее:
особенно страдает механическое запечатление;
лучше всего сохраняется лгическая память;
образная память ослабевает больше, чем
смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется
лучше, чем при механическом запечатлении;
основой прочности в старческом возрасте
являются внутренние смысловые связи;
видущим видом памяти становится логическая
память.
Пожилые и
старые люди не составляют
монолитной группы; они в той
же мере разнородны и сложны,
как и люди в отрочестве,
юности, молодости, взрослости, зрелости.
Дальнейшие изменения в период геронтогенеза
зависят от степени зрелости конкретного
человека как личности и субъекта деятельности.
Имеются многочисленные данные о сохранении
высокой жизнеспособности и работоспособности
человека не только в пожилом, но и в старческом
возрасте. Большую положительную роль
в этом играет множество факторов: уровень
образования, род занятий, зрелость личности
и другие. Особое значение имеет творческая
деятельность личности как фактор, противостоящий
инволюции человека в целом.
Однако и
в пожилом, а тем более в
старческом возрасте человеку
бывает довольно трудно справляться
с общими производственными
нормами рабочего дня. Инволюционные
процессы так или иначе отражаются
на профессиональной
трудоспособности, постепенно снижая
ее. Но при этом общая трудоспособность
человека, которая формируется еще до
начала профессионально-трудовой деятельности,
развивается вместк с нею и может сохраняться
довольно долго. Это является главным
показателем жизнеспособности долголетних
людей.
В связи
с этим, в ряде случаев вполне
возможно продление производственной
деятельности пожилых людей даже
65-70 лет. Пожилые люди с огромным
жизненным опытом и практическиминавыками
работы в отдельных сферах
производства просто незаменимы и
сегодня. Возможно, что именно трехколенная
структура а трудовом коллективе «деды»,
«отцы» и «дети-внуки» - оптимальна
с точки зрения обеспечения пеемственности
в развитии производственной сферы
общества, передачи социального
и профессионального опыта.
Контакты стариков
и молодых взаимно полезны:
молодежь обретает жизненный
опыт и мудрость пожилых, а
старики через энергию молодежи
способны деятельно, конструктивно
влиять на развитие традиционной
для них области
хозяйства и общественной практики.
Таким образом
период геронтогенеза является
итогом всего жизненного пути
человека – младенчества, раннего
возраста, дошкольного, младшего
школьного, подросткового и отрочества,
ранней юности, молодости,
взрослоси, зрелости. В этот период усиливается
действие онтогенетических законов гетерохронности,
неравномерности, стадиальности, что,
в свою очередь, означает нарастание противоречивости
в развитии различных подструктур в психике
человека. Наряду с инволюционными процесами,
на всех уровнях организации человека
происходят изменения и новообразования
прогрессивного характера, которые позволяют
предупреждать или преодолевать деструктивные
(разрушительные) явления в пожилом и старческом
возрасте.
Страхи и стрессоры людей
в пожилом и старческом
возрасте
Одними из
основных стрессоров людей пожилого
и старческого возраста можно
считать отсутствие четкого жизненного
ритма; сужение сферы общения;
уход от активной трудовой
деятельности; синдром «опустошения
гнезда»; уход человека в себя; ощущение
дискомфорта от замкнутого пространства
и многие другие жизненные события
и ситуации. Наиболее сильным стрессором
являестя одиночество в старости. Понятие
это далеко не однозначное. Если вдуматься,
то термин «одиночество» имеет социальный
смысл. У человека нет родственников, сверстников,
друзей. Одиночество в старости может
быть связано с отдельным
проживанием от молодых членов семьи.
Однако более существенными в
старости оказываются психологические
аспекты:
изоляция, самоизоляция, отражающие осознание
одиночества как непонимания, безразличия
со стороны окружающих. Особенно реальным
одиночество становится для человека,
живущего долго. В центре внимания, дум,
размышлений старого человека может быть
исключительно ситуация, породившая ограничение
круга общения. Неоднородность и сложность
чувства одиночества выражается в том,
что старый человек, с одной стороны ощущает
увеличивающийся разрыв с окружающими,
боится одинокого образа жизни; сдругой
стороны, он стремится отгородиться от
окружающих, защитить свой мир и стабильность
в нем от вторжения посторонних. Одна из
очень серьезных причин нарушения связи
с окружающими кроется в нарушении связей
стариков с молодыми людьми. Закрепляется
не самая гумманистическая позиция: отсутствие
реальной жизненной проекции на будущее
ясно как для самого старого человека,
так и для его молодого окружения. Нередкими
сегодня можно назвать столь реликтовое
явление, как геронтофилия, или враждебные
чувства по отношению к старым людям.
Многие
из стрессоров можно предупредить
или относительно безболезненно
преодолеть именно за счет
изменения отношения к старикам
и к процессу старения в
целом. «Прославление молодости
– это оборотная сторона ненависти
к старению… Презирать факт старения
– это то же самое, что обнаружить полное
непонимание самой сути жизни»1
Психологами
установлено, что в жизни человека
есть изменения, которые неизбежно
связаны со стрессом. Составлен
список этих событий2, за которым
стоит многолетний опыт исследований.
По мнению авторов этой идеи, можно определить
выраженную в цифрах свою реакцию на стресс
жизни. Эта цифра одновременно является
показателем сопротивляемости к стрессу.
Чем больше человек получает баллов, тем
больше оснований отнестись к ним с должным
вниманием и предпринять необходимые
действия по защите от стресса. Надо заметить,
что в этой таблице показаны не только
отрицательные, но и положительные
ситуации, которые могут вызвать стресс.
Положительные источники стресса называют
эвстресс, а отрицательные дистресс, или
просто стресс.
Перемены в
жизни, способные вызвать стресс
(по Холмсу и Ранге)
События в жизни
Единицы значимости