Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:55, контрольная работа
Функции. Накопление опыта, интегрированное свойство психики, фундаментальное свойство личности.
Физиологические основы. Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «память».
2. Дайте определение понятия «характер».
3. Определите значение психологического фактора в формировании оптимального контакта социального работника с инвалидами и лицами пожилого возраста.
4. Сформулируйте основные виды технологий работы с пожилыми людьми.
Вариант 4
1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «память».
Определение |
Функции |
Физиологические основы |
Виды |
Свойства |
Индивидуальные особенности |
2. Дайте определение понятия «характер».
3. Определите значение психологического фактора в формировании оптимального контакта социального работника с инвалидами и лицами пожилого возраста.
4. Сформулируйте основные виды технологий работы с пожилыми людьми.
1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «память».
Определение. Форма психического отражения, заключается в закреплении, сохранении и последовательном воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Функции. Накопление опыта, интегрированное свойство психики, фундаментальное свойство личности.
Физиологические основы. Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Виды. В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз". Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями. Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимости
от преобладающего в процессе
функционирования памяти
У человека преобладающим
является зрительное
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
Рассмотренные выше
виды памяти лишь
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную .
В первом случае
перед человеком ставится
Свойства:
Индивидуальные особенности памяти.
1. Объем
памяти. Объем памяти – это
индивидуальное свойство
2. Объем
памяти зависит и от способа
предъявления материала. Люди
с преобладание слуховой
3. Точность памяти - это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. Высокая точность необходима при воспоминании. Есть информация, которую нужно точно удерживать в памяти: это определения, формулы, имена, даты, а какую-то другую можно удерживать в достаточно общих чертах.
4. Скорость запоминания означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал.
5. Устойчивость
характеризует протяженность
6. Готовность памяти означает, что все необходимое вспоминается всегда легко и быстро ( с возрастом готовность памяти и скорость запоминания снижаются).
7. Наблюдают яркие индивидуальные различия в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц. У одних преобладает непосредственная, чувственная (зрительная, слуховая, двигательная) память, у других запоминание носит сложный характер кодирования, превращения его в сложные вербально-логические схемы.
8. Нередко
индивидуальные различия в
2. Дайте определение понятия «характер».
Характер (от греч. charakter - печать, особенность, признак, примета, черта) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обслуживающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
3. Определите значение психологического фактора в формировании оптимального контакта социального работника с инвалидами и лицами пожилого возраста.
4. Сформулируйте основные виды технологий работы с пожилыми людьми.
Множество пожилых людей добровольно оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности посредством различных программ помощи, разрабатываемых государственными учреждениями, учебными заведениями, другими организациями. Основные цели таких программ:
- предоставление пожилым
людям возможности принести
- организация дополнительных служб из числа пожилых людей, добровольно оказывающих помощь своим сверстникам;
- помощь пожилым людям с низкими доходами, не имеющим сил полноценно обслуживать себя, с целью продлить их проживание в собственном доме, отдалить переезд в дом-интернат;
- формирование в обществе
уважительного отношения к
- использование опыта
и знаний пожилых людей для
оказания помощи социальным
- содействие улучшению
связей между поколениями,
Социальные работники должны быть осведомлены о наличии подобных учреждений в своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся. Не следует также забывать, что в настоящее время различные группы поддержки нуждающихся организуются при религиозных организациях различных конфессий.
Наряду с расширением
сети групп добровольной помощи, оказываемой
пожилыми людьми, необходимо всячески
развивать систему
На разных этапах жизни человека, в разных жизненных ситуациях может доминировать или субъективное, или объективное начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило, в ситуации доминирования объективного начала, т.е. доминирования пассивности, неизменности, стабильности, одномерности существования и т.д.
Клубная работа, получившая широкое распространение, - один из методов социально-психологической помощи стареющим людям. Задача клуба - удовлетворить разнообразные духовные потребности его участников. Территорию вокруг клуба любители садоводства могут использовать для того, чтобы продемонстрировать свои способности. Здесь же можно разместить скамейки и столы под тентами. На самочувствие пожилых членов клуба может оказать благоприятное влияние и дизайн помещения клуба. Мебель в клубе должна иметь нормальную высоту - с низких и мягких кресел пожилым людям трудно вставать. Наиболее подходящими являются полумягкие стулья с удобными сиденьями и спинками, снабженными поручнями. В состав оборудования входят также шкафы для различных материалов, пластинки, книги, проектор, проигрыватель, настольные игры, стойка с ежедневной прессой.
Информация о работе Психология социально-правовой деятельности