Психология социально-правовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Функции. Накопление опыта, интегрированное свойство психики, фундаментальное свойство личности.
Физиологические основы. Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Содержание работы

1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «память».
2. Дайте определение понятия «характер».
3. Определите значение психологического фактора в формировании оптимального контакта социального работника с инвалидами и лицами пожилого возраста.
4. Сформулируйте основные виды технологий работы с пожилыми людьми.

Файлы: 1 файл

Психология Соц Обеспеч.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

Вариант 4

1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «память».

 

Определение

Функции

Физиологические основы

Виды

Свойства

Индивидуальные особенности

           

 

2. Дайте определение понятия «характер».

3. Определите значение психологического фактора в формировании оптимального контакта социального работника с инвалидами и лицами пожилого возраста.

4. Сформулируйте основные виды технологий работы с пожилыми людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дайте характеристику психического познавательного процесса «память».

Определение. Форма психического отражения, заключается в закреплении, сохранении и последовательном воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Функции. Накопление опыта, интегрированное свойство психики, фундаментальное свойство личности.

Физиологические основы. Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Виды. В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз". Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями. Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

   В зависимости  от преобладающего в процессе  функционирования памяти анализатора  выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

   У человека преобладающим  является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем  человека в лицо, хотя не можем  вспомнить, как его зовут. За  сохранение и воспроизведение  зрительных образов отвечает  зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу". Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

   Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других  видов памяти по сравнению  со зрительной, слуховой, двигательной  и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

   Рассмотренные выше  виды памяти лишь характеризуют  источники исходной информации  и не хранятся в памяти в  чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

   По характеру участия  воли в процессе запоминания  и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную .

   В первом случае  перед человеком ставится специальная  мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Свойства:

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов воспроизведения
  • Скорость процессов забывания

Индивидуальные  особенности памяти.

1.      Объем  памяти.  Объем памяти – это  индивидуальное свойство памяти, он обозначает количество единиц информации, которое человек может удержать в памяти.  Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. Это число значительно колеблется, если люди с плохой памятью удерживают сразу только 4-5 изолированных предметов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии удерживать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.

2.       Объем  памяти зависит и от способа  предъявления материала. Люди  с преобладание слуховой памяти  запоминают больше элементов,  если бессмысленные слова читаются  им вслух, люди с преобладание  зрительной памяти – в написанном  виде и т.д.      Проведите  самостоятельно эксперимент на  исследование зрительной памяти. Посмотрите в течение 1 минуты  на таблицу (приложение №1), закройте ее, после этого воспроизведите изображенные там геометрические фигуры у себя в тетради. Каков объем Вашей зрительной памяти?

3.      Точность  памяти  -  это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. Высокая точность необходима при воспоминании. Есть информация, которую нужно точно удерживать в памяти: это определения, формулы, имена, даты, а какую-то  другую можно удерживать  в достаточно общих чертах.

4.      Скорость  запоминания означает, как быстро  человек может запомнить какой-то материал.

5.      Устойчивость  характеризует протяженность времени,  в течение которого материал  сохраняется в памяти. Это свойство  может относиться как к кратковременной,  так и к долговременной памяти. Если Вам назвали номер телефона и Вы сразу же его набираете, номер сохраняется в памяти до тех пор пока вы дозваниваетесь, это пример работы кратковременной памяти.  Долговременная память хранит информацию гораздо дольше.

6.      Готовность  памяти означает, что все необходимое   вспоминается всегда легко и  быстро ( с возрастом готовность памяти  и скорость запоминания снижаются).

7.      Наблюдают  яркие индивидуальные различия  в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц. У одних преобладает непосредственная, чувственная (зрительная, слуховая, двигательная) память,  у других запоминание носит сложный характер кодирования, превращения его в сложные вербально-логические схемы.

8.      Нередко  индивидуальные различия в памяти  могут приводить к значительным  изменениям в структуре всей  личности человека. А.Р.Лурия описал один такой случай с известным мнемонистом. Этот человек обладал удивительно мощной эйдетической памятью. Мог удерживать в памяти огромные таблицы чисел, слов, мог их долго, даже через несколько лет  “видеть” или ощущать в виде звуков звуковых оттенков (синестезий). Он без труда решал сложнейшие задачи, если их решение могло протекать в наглядном плане и опиралось на возможность зрительно фиксировать материал и оперировать наглядными образами.  Однако решение абстрактных задач, которые требовали отвлечения от наглядных образов, решение которых в наглядном плане не было возможным , представляло для него непреодолимую трудность. Поэтому понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур  часто протекало у него  не легче, а значительно труднее, чем у людей не обладающих такой сильной наглядно-образной памятью. В связи с этим у него сформировались некоторые особенности личности. Наглядные образы представления были у него так сильны, что мир его воображения иногда смыкался с миром реальных впечатлений и эти границы между реальным и воображаемым миром, отчетливые у обычного человека, оказались очень размытыми. Поэтому его поведение отличалось непрактичностью, смещением реальности и фантазии и другими особенностями.

2. Дайте определение понятия «характер».

Характер (от греч. charakter - печать, особенность, признак, примета, черта) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обслуживающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

3. Определите значение психологического фактора в формировании оптимального контакта социального работника с инвалидами и лицами пожилого возраста.

4. Сформулируйте основные виды технологий работы с пожилыми людьми.

Множество пожилых людей  добровольно оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности посредством различных программ помощи, разрабатываемых государственными учреждениями, учебными заведениями, другими организациями. Основные цели таких программ:

- предоставление пожилым  людям возможности принести пользу  своим общинам, нуждающимся в  помощи немощным, больным людям,  инвалидам, одиноким и, оказывая  помощь другим, заслужить уважение, ощутить удовлетворение от осознания своей полезности и возможности сделать кого-то счастливым;

- организация дополнительных  служб из числа пожилых людей,  добровольно оказывающих помощь своим сверстникам;

- помощь пожилым людям  с низкими доходами, не имеющим  сил полноценно обслуживать себя, с целью продлить их проживание в собственном доме, отдалить переезд в дом-интернат;

- формирование в обществе  уважительного отношения к стареющим  людям как к равноправным членам  общества;

- использование опыта  и знаний пожилых людей для  оказания помощи социальным органам,  школам, административным структурам  путем консультаций; реализация программы «Приходящие бабушки и дедушки», в рамках которой пожилые люди помогают детям из маргинальных семей преодолевать трудности в учебе;

- содействие улучшению  связей между поколениями, сближению  пожилых людей и молодежи, передаче жизненного опыта, знаний, навыков молодым, сохранению связей пожилых людей со своими еще работающими коллегами, организациями, в которых они работали.

Социальные работники  должны быть осведомлены о наличии  подобных учреждений в своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся. Не следует также забывать, что в настоящее время различные группы поддержки нуждающихся организуются при религиозных организациях различных конфессий.

Наряду с расширением  сети групп добровольной помощи, оказываемой  пожилыми людьми, необходимо всячески развивать систему профессиональной помощи стареющим людям. Специализация в этой области требует серьезной подготовки. Деятельность государственных организаций социальной защиты пожилых людей базируется на уже упоминавшихся законах, в которых достаточно подробно расписаны основные виды социального обслуживания пожилых людей (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарах, центрах дневного пребывания и т.п.). Соответствующие статистические данные, анализ основных видов услуг, предоставляемых пожилым людям, даны в Настольной книге специалиста по социальной работе.

На разных этапах жизни  человека, в разных жизненных ситуациях  может доминировать или субъективное, или объективное начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило, в ситуации доминирования объективного начала, т.е. доминирования пассивности, неизменности, стабильности, одномерности существования и т.д.

Клубная работа, получившая широкое распространение, - один из методов социально-психологической помощи стареющим людям. Задача клуба - удовлетворить разнообразные духовные потребности его участников. Территорию вокруг клуба любители садоводства могут использовать для того, чтобы продемонстрировать свои способности. Здесь же можно разместить скамейки и столы под тентами. На самочувствие пожилых членов клуба может оказать благоприятное влияние и дизайн помещения клуба. Мебель в клубе должна иметь нормальную высоту - с низких и мягких кресел пожилым людям трудно вставать. Наиболее подходящими являются полумягкие стулья с удобными сиденьями и спинками, снабженными поручнями. В состав оборудования входят также шкафы для различных материалов, пластинки, книги, проектор, проигрыватель, настольные игры, стойка с ежедневной прессой.

Информация о работе Психология социально-правовой деятельности