Психология счастья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 11:30, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение понятия счастья и его значения для психологии человеческого бытия.
Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:
рассмотреть понятие счастья;
изучить, как измеряется счастье;
подробно рассмотреть проблемы счастья в психологии.

Файлы: 1 файл

псих счастья.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Ницше считал, что оно, скорее всего, вообще не достижимо как минимум для большей части современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Бога-дарителя, создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он просто не имеет права быть счастлив, он обязан страдать во имя чистоты своей души [1].

С исследуемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством для осуществления последнего?

Нужно отметить, что большинство отечественных философов обходили тему счастья. Но некоторые, говоря о смысле жизни, обращались и к теме счастья.

Василий Розанов - один из таких мыслителей. В основе его обращения к данной тематике лежит противоречие: с одной стороны, человек не может действовать иначе, как, повинуясь стремлению к счастью; с другой - человек должен следовать только этому влечению (т.е. признается, что иногда люди борются с ним). Затем, пытаясь разрешить данное противоречие, В. Розанов обращается к историческому возникновению идеи счастья. Человек всегда следует своему влечению к счастью (часто даже сам этого не замечая). А в требовании, чтобы каждый руководился только своим счастьем, заключено отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые «лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий». Само понятие счастья В. Розанов определяет как «термин, указывающий высшее руководительное начало, или идеал, смотря на который мы прилагаем к данному объекту данный порядок мышления». Он также признает, что нет универсального счастья, т.е. оно у каждого свое, субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему-то стремиться, идти, искать. Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей - это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить. [17]

По своим ощущениям счастья людей нельзя разделить на высших и низших, так как все они «равноощущающие» и, поэтому, равны в праве на счастье. Ощущение счастья не нужно пытаться предвидеть, сознавать, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя рефлексию, теряет свою энергию. И такое счастье будет менее напряженным, а, может быть, вообще исчезнет.

Таким образом, надо меньше размышлять о счастье. Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что сознательно стремиться к счастью нельзя. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек делает счастье предметом своих устремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает.

Точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно противопоставить мнение Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления - это стремления к счастью и избежать их, не думать о них, человек не может.

Розанов также утверждает зависимость истины от счастья: «лишь в меру достигаемого счастья человек может знать истину» [14]. Таким образом, только когда люди счастливы, они могут совершать открытия, совершенствовать что-то; то есть все, чего достигает человек, - есть продукт его ощущения счастья.

Одно из проявлений счастья - польза (утилитарный принцип). Но в ней не выражается вся полнота первого. Польза - добро, производимое через учреждения. При таком подходе жизнь человека подверглась бы искажению. Но есть высшие потребности духовной природы человека (религия, философия, искусство), которые невозможно выразить в терминах утилитарной доктрины. И если человечество будет постоянно стремиться к счастью, то оно умрет «как в душном кольце», и нет средств для него жить иначе, как, отвернувшись от этого счастья, которое нужно уметь нести.

Рассмотрев понятие «счастья», можно выделить несколько принципов счастливой жизни:

1 принцип счастья. Оптимизм - дорога к долголетию. Болеть можно, но нельзя чувствовать себя больным. Наша собственная оценка своего физического самочувствия гораздо важнее, чем медицинские диагнозы.

Перенесенные инсульты, инфаркты и травмы над нами не властны до тех пор, пока мы воспринимаем их как поломки в пути, но не как само путешествие. Оптимисты в более тяжелом состоянии чувствуют себя гораздо бодрее сверстников и даже более молодых нытиков и пессимистов.

2 принцип счастья. Любовь равна  жизни. Если Вы к 55 годам обрели верного и любящего спутника жизни, причем неважно с какой попытки, - это верный признак того, что Вы радостно отпразднуете свое 85-летие в ясном уме и крепком здравии.

Более того: крепкий и полный любви брак - это более надежная примета долголетия, чем низкий уровень холестерина или крепкие сосуды.

Психологи, проводившие это исследование убеждают: дольше и счастливее живут те, кто любит взаимно и кто умеет давать и получать поглаживания и поддержку. Кто открыт к друзьям и доброжелателен.

3 принцип счастья. Счастлив тот, кто прощает. Обиды, подобно раковым клеткам накапливаются в теле и разъедают душу, отнимая радость и вычитая годы. Светлые стороны жизни наполнены радостью, темные попросту сокращают жизнь.

принцип счастья. Занимайтесь душой и получите здоровое тело. Это исследование явно показало, что люди, обратившиеся за поддержкой к психологу, на 33% реже посещают терапевта, на 76% реже попадают в больницу. А так же пропускают в 2 раза меньше рабочих дней и принимают на 1/3 меньше лекарств.

Главное следствие психологического лечения - умение справляться с житейскими невзгодами предохраняет тело от преждевременного старения. Более того, среди психоаналитиков немало долгожителей именно из-за того, что в их среде принято регулярно самим подвергаться психоанализу.

5 принцип счастья. Учись, студент  и будешь счастлив. Люди, получившие хотя бы неполное высшее образование, живут в среднем на 7 лет дольше неучей. Причем возраст - не оправдание нежелание учится.

Психологи отмечают, что творческая жизнь и освоение новых сфер деятельности прибавляют пожилым людям не только года, но и улучшают само качество жизни, наполняют ее радостью и бодростью духа.

Заключение

 

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что счастье, как и радость, есть лишь спутник в стремлении человека к иным целям. Таким образом, счастье составляет важную часть нашей жизни, но не является смыслом жизни.

Счастье - живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Возможно именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: «Счастье - абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет».

Таким образом, счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке высоких качеств, и особенно чистоты, так как только тот, кто чист, - неизменен.

Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать вывод по данной работе о том, что счастье - понятие обширное, включающее в себя не только внутреннее эмоциональное состояние человека, но и ряд социально-культурных аспектов.

 

Список использованной литературы

 

1.Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб, Питер, 2003.

2.Братусь Б.С. Образ человека  в психологии России XX века. М., 2009.

.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007.

.Бэрон Р., Ричардсон  Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2008.

.Годфруа Ж. Что такое  психология. Т.1. М.: Мир, 2002.

6.Джидарьян И.А. Счастье  и его типологические характеристики. - М, 2000.

7.Зацепин В.И. Счастье  как проблема социальной психологии. - Львов, 2009.

.Лурия А.Р. Эволюционное  введение в психологию. - М.: МГУ, 2005.

.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.: Мысль, 2002.

.Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. I: Общие основы  психологии. - М.: Владос 2008.

11.Нырков А.В. Технологии  счастья, - М.: Олма-пресс, 2000.

12.Петухов В.В., Столин  В.В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во  МГУ, 2009.

13. Попов Б.Н. Взаимосвязь  категорий счастья и смысла  жизни. М.: Мысль, 2006.

. Розанов В. Цель человеческой  жизни // Розанов В. Смысл жизни. М., 2004.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009.

16. Татаркевич В. О счастье  и совершенстве человека. - М.: Мысль, 2008.

. Франкл В. Человек в  поисках смысла. М.: Наука, 2000.

. Эммонс Р. Психология  высших устремлений: мотивация и  духовность личности. / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М, 2005.

 

 

В порыве своей повседневной доброжелательности, искренности, признательности и любви мы всегда желаем друг другу счастья. Это чудесное пожелание звучит в день рождения, на свадьбе, по праздникам и просто так, в будничные дни. И знакомым, и совершенно не знакомым привычно желаем пожизненно быть счастливыми. Наверное, трудно найти поздравительную открытку, которая бы не содержала этого волшебного слова. Вместе с тем мало задумываемся, а что же такое счастье, и каково на этот счет мнение ученых.

Толковые словари определяют "счастье" ("happiness") как "чувство и состояние полного, высшего удовлетворения", "осознание внутренней удовлетворенности своим бытием, благосостоянием, удачей, полнотой обеспеченности и качеством жизни", "состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо". Из собственного жизненного опыта, повседневных наблюдений, многочисленных данных художественной литературы, поэзии, песен, кинофильмов известно, что счастье чрезвычайно индивидуально и вариабельно: поводом стать счастливым могут служить различные причины, в том числе противоположные по сути.

С научной точки зрения феномен счастья базируется, прежде всего, на сильных положительных эмоциях, приподнятом настроении, радости и ощущениях удовольствия. Кроме того, физиологический роцесс наслаждения счастьем включает участие интеллектуальной сферы - так называемая "когнитивная составляющая", которая обеспечивает осознанное понимание, адекватную трактовку и самоконтролируемую оценку (с участием сферы мышления) факторов и причин, лежащих в основе "упоительного счастья" и нагрянувшей полосы позитивных эмоций. И, наконец, состояние счастья индуцирует индивидуума на соответствующий поведенческий фон: внешне он не бывает озабоченным и угрюмым, всегда радостный, улыбчивый, повышенно подвижен, нередко беспечен. Большинство людей на приливы и эпизоды счастья реагирует адекватными эмоциями физиологической интенсивности, сдержанными поступками, сохранным критическим и осторожным осознанием счастья как явления зыбкого, хрустально хрупкого, преходящего, не вечного. Счастье при этом выступает как кратковременная благотворная награда ("позитивное подкрепление"), передышка и как стимул для дальнейшей энергичной, целеустремленной и продуктивной деятельности с целью покорения новых (очередных) жизненных высот. Не случайно одной из прекрасных черт характера человека психологи считают умение периодически быть недовольным собой.

Все было бы хорошо, если бы не регистрируемые медициной случаи, когда переживание нахлынувшего безбрежного счастья, например для пожилого человека, заканчивается реанимацией (гипертонические кризы, мозговые инсульты, инфаркты миокарда на почве внезапного прилива радости).

Как ни парадоксально, но счастье может круто изменить в худшую сторону судьбу не только пожилого, но и совсем молодого человека. Однажды достигнутый девушкой или юношей определенный жизненный успех может стать последним, если в ответ сформировалось затяжное состояние самоуспокоения, самолюбования, самодовольства, уход в грезы, несбыточные мечты и фантазирование, переоценка своих сил, погружение в леность, сытость, бездеятельность, неразумное расточительство. Получается, испытание счастьем такие индивидуумы не выдержали, оно (счастье) оказалось для них по сути фатальным. Возникшее фрустрационное на этой почве состояние психики может провоцировать поиск более легких путей получения иллюзий счастья, а именно - через состояние алкогольного или является отклонением с различными группами симптомов и, возможно, отражает нарушения в функционировании центральной нервной системы. В экспериментах на животных доказано, что аффективные и поведенческие компоненты счастья можно вызвать при электростимуляции ряда зон головного мозга, а также химическим путем, например, с помощью препаратов из группы амфетаминов или алкоголем. В связи с этим делается вывод, что счастье заслуживает терапевтического интереса.

Отечественные психиатры и психологи до настоящего времени изучали и лечили клинику счастья лишь у бредовых психически больных с тяжелой психиатрической патологией (шизофрения, маниакальная фаза МДП, циклотимия, инволюционные психозы, психозы сосудистого генеза), когда бредовой основой психического расстройства являются беспочвенные необъяснимые эмоции и поведение счастья. Клинической структурой мании являются бредовые идеи величия, сверхценные идеи, прилив чувств благополучия, оптимизма, энергии, ощущение физического и психического всемогущества. В основе симптоматологии маниакального состояния лежит, таким образом, повышение аффективного и витально-энергетического тонуса. О выраженности мании можно судить по моторике, мимике, спонтанным высказываниям больных, их деятельности, поступкам, двигательной расторможенности. Начальная стадия маниакальной фазы создает впечатление полного здоровья и благополучия, регистрируемое при этом гипоманиакальное состояние ближе всего к состоянию счастья. Развивающееся вслед за ним маниакальное возбуждение и непродуктивная двигательная суетливость обусловливают нарушенные формы поведения, опасные для больного и окружающих. Но это - каноны большой психиатрии и классической эндогенной психопатологии, не вызывающие ни у кого сомнений и возражений.

Информация о работе Психология счастья