Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.
Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.
В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями

Содержание работы

Введение 5

1. Понятие, виды и функции общения 6

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия..........................9

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 15

Заключение 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

психология лучше.docx

— 38.67 Кб (Скачать файл)

Таким образом, восприятие предстает  не как пассивный процесс, при  котором мы автоматически реагируем  на полученные стимулы, но как процесс  активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят  от нас, воспринимающих этот мир.

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность  человека к обработке информации не беспредельна. Вполне вероятно, что  он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его требованиям  и лучше всего подходят для  его целей. Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс  восприятия искажают также ошибочные  заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике  на основе того немногого, что успел  узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Особенности человеческого  восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно помнить и  следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что  именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у  нас могут возникать трудности  в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять  насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно  пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Сформулированные правила  позволяют в общем процессе человеческого  восприятия все же выявить то, что  отличает восприятие людьми предметов  от восприятия людьми друг друга.

Психологические особенности воздействующие на восприятие:

Влияние самооценки. Полнота  и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности  в себе, присущее ему отношение  к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют  действительности, то он обычно не заинтересован  в получении обратной связи. В  этом случае воздействие первого  впечатления может оказаться  решающим.

Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Эффект ореола. Это тенденция  воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном  качестве человека на все его другие качества.

Действует несколько типовых  схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той  или иной сфере - социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно  важном, значимом для воспринимающего, неравенстве. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Так, если я болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам - в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному  для нас параметру; мы оцениваем  его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства.

Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект  ореола» проявляется в том, что  общее позитивное впечатление о  человеке приводит к переоценке, а  негативное впечатление - к недооценке неизвестного нам человека. Если в  ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов - превосходства, привлекательности  или отношения к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.

Стереотипизация. Социальные стереотипы - основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация - главный механизм этого процесса. Социальный стереотип - устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы - следствие ограниченного опыта, невежества, плод скороспелых обобщений. Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и фактам, известным большинству людей.

При изучении коммуникационных навыков важным становится вопрос о  том, можно ли утверждать, что восприятие одних людей более точно, чем  восприятие других. Психологи согласны в том, что среди людей, способных  точнее судить и понимать поведение  других, чаще встречаются те, кто:

в своих заключениях опираются  на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;

менее авторитарные личности;

более объективно относящиеся к себе.

Таким образом, неудачи и  провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что  их восприятия неточны. И хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более  успешной коммуникации, тем не менее, удовлетворенность общением и в  кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени  адекватности и глубины межличностного восприятия.

Социальное восприятие (синоним  — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:

а) восприятия внешних признаков  других людей,

б) последующего соотнесения  полученных результатов с их действительными  личностными характеристиками,

в) интерпретации и прогнозирования  на этой основе возможных их поступков  и поведения. В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном  и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной  стратегии деятельности людей.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны:

субъективную (субъект восприятия — человек, который воспринимает);

объективную (объект восприятия — человек, которого воспринимают).

Со стороны личности трудности  общения могут возникать в  связи с мотивами общения. Если человек  испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого  реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать  препятствия в виде появления  состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это  зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются на нормативы, стандарты, директивные указания, в  то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентации приводит к неудовлетворенности в общении.

В целом барьеры общения  можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Барьеры  в общении связаны с предвзятостью  и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные  установки могут вводиться в  опыт человека кем-то из людей. У застенчивых  людей сильным препятствием в  общении становятся ожидания непонимания  или беспокойство о том, будет  ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают  барьеры возраста. Иногда человек  сам создает себе препятствия  в общении в силу своих неверных представлений о других людях.

При восприятии возможны те или иные ошибки. Их разделяют на три группы. Во-первых, это фактор превосходства. Его суть в том, что мы склонны переоценивать тех людей, которые, как мы считаем, по тем или иным параметрам превосходят нас, и недооценивать тех, кого мы считаем ниже себя, например, по социальному статусу, материальному положению, возрасту, физическим данным и так далее. Источником информации о превосходстве другого человека могут быть одежда, прическа, награды, оформление кабинета, сотовый телефон, наличие кредитной карточки, модель автомобиля и т.д. И, наконец, немаловажное значение имеет манера поведения человека, его осанка, поза, умение держаться. Информация о превосходстве обычно, так или иначе, закладывается в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Второй фактор называется фактором привлекательности. Ученые установили, что если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его  более умным, интересным, перспективным  и т.д. Привлекательность – не что иное, как степень приближения  к тому типу внешности, который максимально  одобряется той группой, к которой  мы принадлежим. Знаком привлекательности  являются усилия человека выглядеть  социально одобряемым.

И, наконец, очень важен  третий фактор – фактор отношения  к нам. Его суть в том, что людям, которые относятся к нам хорошо, мы склонны прощать те или иные недостатки, которые бы мы не простили бы другим людям.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что восприятия человека зависит от разных факторов. Умение грамотно общаться и понимать других людей является основой построения взаимоотношений с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Зная основы психологии общения, мы можем  сделать наше общение с другими  людьми наиболее продуктивными для  нас.

 

3. Соотнесите предлагаемые  социально-психологические понятия  и их определения.

 

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия  и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или  активная враждебность по отношению  к другой социальной группе; при  этом индивиды могут участвовать  в дискриминационной деятельности  на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

1) Стереотип – личная  антипатия и активная враждебность  по отношению к другой социальной  группе; при этом индивиды могут  участвовать в дискриминационной  деятельности на основании своих  взглядов, а могут и не участвовать.

2) Предубеждение – односторонний,  искаженный и, как правило,  предубежденный взгляд, свойственный  представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических  групп или классов.

 

 

                                      Заключение

 

Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен  информацией, восприятие и понимание  человеком другого человека. И  помогает в этом процессе человеку знания основ психологии.

Основа психологии общения - это способность выделять моменты  эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике, быть психологически грамотным при  беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.

Общение определяется тем  представлением о партнере, которое  складывается в восприятии. Под восприятием  в психологии общения подразумевается  непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.

В повседневной жизни между  людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений лежит психология общения. Процесс психологии отношений  необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания  в обществе и подтверждения своей  значимости.

 

 

                             Список литературы

 

    1. http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/05.htm.
    2. http://ru.wikipedia.org
    3. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. СПб.: Нева, 2003
    4. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
    5. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
    6. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Информация о работе Психология общения