Психология общения. Общение как социально-психологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие "общение" свое содержание.

Файлы: 1 файл

Контрольная Соц.психология.docx

— 16.35 Кб (Скачать файл)

ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Социальная психология»

Тема: «Психология  общения. Общение как социально-психологическая  проблема»

 

 

 

Выполнил(а) стедент(ка)

   3   курса   17   группы

Специальность   080501

        Артеева К. С.____

Ф.И.О

Проверил преподователь

                                 _____

Ф.И.О

Оценка_______________

Подпись______________

Дата проверки_________

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров, 2013

Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие "общение" свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия "общение" приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

Проблема общения традиционно  находится в центре внимания отечественных  социальных психологов в связи с  ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности  человека и социальных групп. Человек  без общения не может жить среди  людей, развиваться и творить. Это  обусловливает актуальность изучение процессов общения. К тому же современная  социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание к  вопросам общения и определяет новый  взгляд на него как на фактор стабилизации предпринимательства, поскольку именно общение сопровождает большинство  сервисных услуг по реализации любой  продукции.

Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. На наш взгляд, наиболее объемно это понятия представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и все общих условий формирования и развития обществаиличности. 

Общение — это вчерашний  разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминаний на встрече одноклассников и многое другое. Каждый из нас знаком с такими привычными словосочетаниями, как "общение с искусством", "общение с ЭВМ", "общение с животными" и т.д. Довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, как говорил выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю.  
           Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности общением. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Наряду с потребностью в стимуляции при общении должна удовлетворяться потребность в событиях. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления.

Важнейшими потребностями, которые должны быть реализованы  в процессе общения, являются потребности  в достижениях и признании. Обе  эти потребности связаны с  чувством собственного достоинства  человека, уважением и самоуважением  и относятся к так называемым высшим потребностям.

Для решения этих проблем  необходимы время и знание некоторых  социально-психологических феноменов  общения как процесса познания людьми друг друга (социальная перцепция), взаимодействия (интеракция) и обмена информацией (коммуникации). Понимание сущности данных феноменов  поможет специалисту (экономисту, правоведу, технологу, учителю, мастеру производственного  обучения) устанавливать контакты со своими коллегами, учениками и их родителями и преодолевать многочисленные субъективные и объективные трудности.

Особенности общения в  современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры.

Что касается непосредственного  взаимодействия, то следует отметить, что увеличилось количество вынужденных  контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей друг с другом. Поездка на работу в общественном транспорте, покупки товаров в  магазине, просмотр спектаклей все  это способы времяпрепровождения, которые связаны с многочисленными  контактами. Особенность таких контактов  заключается в том, что, во-первых, они многочисленны; во-вторых, поверхностны. И то и другое не является критерием  качественного общения.

В последние несколько  десятков лет весьма популярны различные  обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением  общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит  к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения. Существует такой феномен как одиночество в толпе одиночество среди людей особенно в крупных городах.

Вполне понятно, что поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиобщения, а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно. Чем же может определяться качество общения? Во-первых, уровнем, на котором происходит взаимодействие; во-вторых, количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми; в-третьих, возможностями саморазвития личности.


Информация о работе Психология общения. Общение как социально-психологическая проблема