Психология конфликтов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей, однако на практике это оказывается совсем не так. Поэтому изучение социально-психологических механизмов конфликтов в организации, от причин их возникновения до успешного разрешения, было и остается актуальным.

Файлы: 1 файл

реферат.орг псих.конфликты в орг.docx

— 58.04 Кб (Скачать файл)
  • унижение руководителем личного достоинства подчиненного;
  • определение размеров заработной платы и других форм материального поощрения;
  • назначение на вакантную должность при наличии нескольких претендентов;
  • перевод сотрудника на новое место работы;
  • увольнение сотрудника и др.

Например, на предприятии  освобождается должность руководителя одного из структурных подразделений  и на нее, как обычно, претендуют, и вполне обоснованно, несколько  управленцев. Но на эту должность  могут назначить не самого достойного из претендентов. В этом случае велика вероятность возникновения конфликтных  ситуаций между назначенным сотрудником  и претендентами, которые считали  себя более достойными назначения. Конфликты, связанные с назначением  на должность, можно было бы свести к минимуму, если бы вовремя внедрить на предприятии понятную, справедливую, известную всем сотрудникам нормативную  процедуру конкурсного назначения на вышестоящую должность [8].

4. Создание рекреационной среды труда.

К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности  конфликтов, можно отнести:

  • удобную планировку рабочих помещений;
  • оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей;
  • цветовое оформление рабочих помещений в спокойных тонах;
  • наличие комнатных растений, аквариумов;
  • отсутствие раздражающих шумов.

Кроме того, большое значение имеет оборудование комнат психологической  разгрузки, создание тренажерных залов  в непосредственной близости от мест трудовой деятельности, обеспечение  возможности осуществления водных процедур и т.п.

5. Оптимизация структуры предприятия.

Предупреждение конфликтов тесно связано с оптимизацией структуры цеха, завода, фирмы, с  одной стороны, как организации, с другой - как социальной группы. Штатное расписание не должно быть довлеющим и тормозящим фактором в функционировании предприятия.

6. Сбалансированность рабочих мест на предприятии.

Оптимизация функциональных взаимосвязей между структурными элементами предприятия и отдельными работниками  во многом зависит от того, в какой  мере упорядочено само рабочее место. Рабочим местом называют систему  взаимосвязанных функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции  отображаются в обязанностях и ответственности  за их выполнение, а средства - в праве  и власти. Рабочее место имеет  структуру, элементы которой должны быть сбалансированы.

Сбалансированность рабочего места означает, что его функции  должны быть обеспечены средствами, и  не должно быть средств, не связанных  с какой-либо функцией. Обязанности  и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот. Разбалансированность рабочего места  ведет к возникновению функциональных противоречий, которые, в конце концов, порождают межличностные конфликты работника, как с коллегами по работе, так и с руководителями.

7. Профессиональный психологический отбор.

«Кого отберешь, с теми и  будешь работать» - эта аксиома кадровика, к сожалению, очень часто нарушается, как по вине топ-менеджеров (главных руководителей предприятия), так и работников кадровых структур. Соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность, является важным условием предупреждения конфликтов. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, нравственным, другим психологическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами. Поэтому, назначая на должности компетентных, порядочных, трудолюбивых, здоровых сотрудников, мы тем самым предотвращаем возникновение многих межличностных конфликтов.

8. Подготовка компетентных менеджеров различных уровней.

Менеджера, прекрасно подготовленного, с солидным опытом управленческой деятельности очень сложно подобрать извне, со стороны. Обычно управленцы растут «дома», в стенах своего предприятия. Поэтому  нужно создавать условия для  профессионального роста любого работника, а тем более - менеджера. Это связано не только с его  будущим и будущим предприятия - это, в первую очередь, связанно с  настоящим. Стабильность и успехи предприятия  являются результатом, прежде всего, принятия оптимальных управленческих решений, определяющих деятельность других работников, особенно подчиненных. Некомпетентные управленческие решения провоцируют  возникновение у руководителя конфликтов с теми, кто будет их исполнять  и видит их непродуманность. Кроме  того, необоснованная негативная оценка результатов деятельности также  способствует возникновению предконфликтных ситуаций между оценивающим и оцениваемым [6].

Таким образом, учет ряда условий, обеспечивающих оптимальное функционирование предприятия, в значительной степени  может снизить общей уровень  конфликтности между работниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Разные науки исследуют  конфликты и конфликтные ситуации, поэтому у конфликта имеется  множество толкований и определений. Чтобы проанализировать конфликт, следует  рассмотреть и изучить его  структуры. Различают большое количество классификаций конфликтов, в зависимости  от тех критериев, которые берутся  за основу. В настоящее время накоплен немалый опыт решения проблемных ситуаций неравновесных межличностных  отношений с помощью многообразных, достаточно эффективных техник и  технологий.

Управление конфликтами  является важной составной частью процесса регуляции социально-производственных отношений в организации.

Глобальный подход к предупреждению конфликтов основан в первую очередь  на превосхищении и блокировании конфликтогенных источников. Наряду с традиционным подходом к предотвращению и развитию конфликтов все настойчивее заявляют о себе новые технологии, направленные на регулирование конфликтов, например, в конфликтологии медиация.

Профессионально подготовленный менежер способен «подняться» а конфликтами и успешно управлять ими. Владение арсеналом современных разработок посреднической деятельности позволяет ему успешно справляться с возникающими мужличностнгыми осложнениями, повышая тем самым авторитет и достигая успеха.

Соблюдение общих этических  норм и правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования здоровых и цивилизованных взаимоотношений. Руководителям особенно важно понимать свою большую ответственность. Это  проявляется в ориентации на человека во всех его проявлениях – уважение, социальныя помощь, поддержка. Важно вовремя понять, что возникшая ситуация является конфликтом и тогда с помощью договоренности между сторонами или переговоров с участием третьей стороны, попытаться решить проблему.

 

 

Использованная  литература

 

Монографии

1. Дмитриев, А.В. Конфликтология/ А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2005. - 318 с.

2.  Канатаев, Ю.А. Психология конфликта/ Ю.А. Канатаев. - М.: ВАХЗ, 2005. - 79 с.

Учебники и учебные  пособия

3.   Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 552 с.

4.  Большаков, А.Г. Конфликтология организаций/ А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. - М.: МЗ Пресс, 2004. - 182 с.

5.  Веснин, В.Р. Практический  менеджмент персонала: Пособие  по кадровой работе/ В.Р. Веснин. - М., 2007. - 532 с.

6.  Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2005. - 528 с.

7.  Гришина, Н.В. Психология  конфликта/ Н.В. Гришина. - СПб:  Питер, 2004. - 464 с.

8.  Емельянов, С.М. Практикум  по конфликтологии/ С.М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2005. - 360 с.

9.  Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 302 с.

10.  Леонов, Н.И. Основы  конфликтологии: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. - Ижевск, 2006. - 122 с.

11.  Уткин, Э.А. Конфликтология: теория и практика/ Э.А. Уткин. - М.: Асс авторов и изд. Тандем, 2005. - 272 с.

Интернет источники

12. http://mirtestoff.ru/util/index.php?f=3637 Статья «Типичные причины возникновения конфликтов в организации». Дата публикации: 2011-11-12 16:05:00

 

 


Информация о работе Психология конфликтов в организации