Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:56, лекция
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить
более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны
проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает
хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами,
чтением и другими.
Психология игры.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить
более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны
проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает
хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами,
чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться
ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети
вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия
к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след
в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных
стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового
и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая
повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные
потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на
занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ
осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения
кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к
героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей
профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным
средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в
дошкольном детстве.
Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса
обучения.
Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности:
индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму
игры.
* К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с
самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
* Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе
имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения
поставленной ими искомой целью.
* Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как
правило в обстановке соревнования и соперничества.
* Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих
в обстановке соревнования одну и туже цель.
* Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование
между отдельными игроками заменяют команды соперников.
* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и
обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Технология игры основана и отработана на базе широкого применения
педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и
непосредственной целью педагогической технологии игры является спонтанно -
направленное развитие личности играющего студента или школьника, это
систематическое и последовательное воплощение на практике концепций
инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех
идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и
общества.
В заключении необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперниками.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Эта книга не дает инструкций в искусстве любви. Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости, что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. В культуре, где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением.
В первой главе данной книги автор задает вопрос « является ли любовь искусством?» И в дальнейшем книга основана на предпосылке, что любовь – искусство и требует знания и усилия. Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб уметь любить. Значит сущность проблемы заключается в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе.
В качестве второй предпосылки отношения к любви как к чему-то, не требующему обучения, автор приводит допущение, что проблема любви – это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а найти объект любви сложно.
В качестве еще одной характерной черты современного общества автор приводит жажду покупать. «Счастье современного человека состоит в радостном волнении, в момент, когда он смотрит на витрину магазина и покупает все то, что он может себе позволить. Подобным образом он смотрит и на человека. Привлекательность человека зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной.»
Третье заблуждение, по мнению Фромма, состоит в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным состоянием пребывания в любви.
«Установка, что нет ничего легче, чем любить, - продолжает оставаться преобладающей относительно любви. И эта установка становится причиной разочарований в любви. Для того чтобы избежать неудач в любви автор предлагает исследовать причины этих неудач и перейти к изучению смысла любви.»
Говоря о любви, автор делит ее на зрелую и незрелую формы. Последнюю он называет симбиотическим союзом. В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при сохранение собственной целостности. «Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая объединяет его с другими. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя».
Фромм рассматривает любовь
как активность, а не как пассивный аффект,
как помощь, а не как увлечение. Любовь
это прежде всего давать, а не брать. Люди,
чья главная ориентация не продуктивна
рассматривают давание как обеднение.
Поэтому большинство индивидов подобного
типа отказываются давать. Для продуктивного
характера давание имеет совершено иное
значение. «Давание – это высшее проявление
силы. Давать – более радостно, чем брать
не потому что это лишение, а потому, что
в этом акте давания проявляется выражение
жизнеспособности.»
В завершении Эрих Фромм говорит о том, что общество должно быть организовано таким образом, чтобы социальная, любящая природа человека не отделялись от его социального существования, а воссоединилась с ним.
Современные тенденции развития образования
Современная культурная ситуация требует пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О,Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее краха. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и пост-советском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру.
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. В качестве основной черты современного образования можно назвать его диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. Уже при подготовке студентов педагогических вузов надо формировать их ментальную совместимость, умение и любовь вести полемику. Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь:
– вести безоценочный диалог с коллегами;
– определять степень взаимодополнения и взаимообогащения различных
методических концепций при условии сохранения их самобытности и
самостоятельности;
– формулировать проблемы в категориях целей и решений (без «перехода на
личности»)
Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Педагог-профессионал – это не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач. Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности и основных подходов к пониманию.
Гражданское воспитание
Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе — школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Гражданственность — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Вообще, сам термин «гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы встает вопрос, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное потому, что в стране отсутствует какая-либо позитивная идеология, а также четко сформулированная национальная идея.