Психология и современные науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Наша цель заключается в том, чтобы рассмотреть взаимосвязь психологии с современными науками. Для выполнения этой цели необходимо решить задачу: - показать, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки

Содержание работы

Введение.
Глава I. Взаимосвязь психологии и современных гуманитарных наук.
1. Психология и философия.
2. Взаимопроникновение психологии и социологии.
3. Взаимосвязь и противоречие педагогики и психологии. Общее представление о педологии.
4. Взаимосвязь психологии и истории.
Глава II. Роль и место психологии в развитии технических наук.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

психология и современные науки.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Психология  в структуре современных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение.

Глава I. Взаимосвязь психологии  и современных гуманитарных наук.

1. Психология и философия.

2. Взаимопроникновение психологии и социологии.

3. Взаимосвязь и противоречие педагогики и психологии. Общее представление о педологии.

4. Взаимосвязь психологии и истории.

Глава II. Роль и место психологии в развитии технических наук.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Психология, как  и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Под историей развития имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

Особенностью  психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с  тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны — непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Наша цель заключается в том, чтобы рассмотреть взаимосвязь психологии с современными науками. Для выполнения этой цели необходимо решить задачу:

- показать, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки

С этой точки  зрения в истории психологии можно  условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как  наука о душе, на втором — как  наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике.

Само название науки переводится как «наука о душе». Поэтому первые психологические  воззрения были связаны с религиозными представлениями людей. Эту точку  зрения в большей степени отражает позиция философов-идеалистов. Например, в древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии»1 (конец IV тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического.

В своей работе хотелось бы ответить на поставленные вопросы, раскрыть тему и решить поставленную задачу показав значение и взаимосвязь психологии с современными науками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Взаимосвязь психологии  и современных гуманитарных наук.

1. Психология  и философия. 

Связи психологии с философией являются еще более  органичными, чем связи психологии с историей. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.

 К необходимости  обращения к философии психологов  привела сложность и необычность  проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. Да и сам человек, как мы выяснили, не есть полностью биологическое существо, он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.

 Многие проблемы  психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые тем не менее приходится решать.

 При столкновении  с такими проблемами психологи  вынуждены обращаться к философии,  вырабатывать самим или пользоваться  теми умозаключениями, которые  им предлагают представители смежной науки, в данном случае философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.

 Долгое время  пока существовало идеологически  поддерживаемое разделение философии  на материалистическую и идеалистическую  и соответственно научно не  оправданное разделение психологии на «советскую» и «буржуазную», так называемая марксистско-ленинская философия догматически и бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную методологическую основу психологии. Такой искусственно созданный философско-психологический союз не мог быть прочным и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии, особенно психологии личности и социальной психологии — там, где затрагивались проблемы взаимодействия общества и личности. Теперь, наконец, этот союз обещает стать более естественным и широким, возрождает надежду на постановку и решение многих сложных проблем совместными усилиями психологов и философов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления.

 Отвергая  марксистско-ленинскую философию в качестве «единственно научной» методологии психологии, вместе с тем нельзя отрицать положительность влияния некоторых материалистических идей Маркса на развитие отечественной психологической мысли. Это влияние, в частности, сказывается на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.

 С другой  стороны, благодаря наметившемуся  в последние годы косвенному  проникновению некоторых положений  идеалистической философии в  психологическую мысль чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философскопси-хологические проблемы человека — ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке.

 Есть такие  проблемы, при решении которых  сотрудничество психологов и  философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.

 Многое понять  в области взаимодействия общества  и личности помогли работы  современных неофрейдистов, которые  в основном имели теоретический, философско-психологический характер. Ряд ученых — философов и социологов — до настоящего времени считают, например, известного психолога-неофрейдиста Э.Фромма представителем своей науки и часто ссылаются на него.

 К этой  же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К.Роджерс, В.Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (МАргайл, В.Франкл)2.

 

 

 

 

 

2. Взаимопроникновение  психологии и социологии.

Социология  и психология находят немало общих  интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми  отношениями. В определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (взаимообогащение методами и фактами), но он также похож на альянс философии и психологии (интеграция знаний на теоретико-методологическом уровне). Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос3.

 Разработанная  преимущественно социологами концепция  социального научения принята  в социальной и возрастной  психологии. Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе.

 Есть немало  проблем, над решением которых  социологи и психологи трудятся  вместе и которые в принципе  не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это — проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всеми этими проблемами в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.

 Рассмотрим  некоторые понятия и концепции,  которые разрабатываются в социологии  и необходимы для углубленного  понимания индивидуальной психологии  человека.

 Наиболее  известной из теорий, предложенных  в русле «социологически ориентированной» социальной психологии, помогающей нам понять, каким образом отдельно взятым человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения, является теория социального научения. Эта теория в свою очередь выступает как часть социологии и имеет своим предметом социализацию.

 Социализацию  личности можно определить как  процесс усвоения и воспроизводства  индивидом общественного опыта,  в результате которого он становится  личностью и приобретает необходимые  для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь и способность по-человечески общаться, взаимодействовать с людьми. Социализация — это многогранный процесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальной жизни, превращения из природного в общественное существо, из индивида в личность.

 Социализация  включает в себя усвоение норм  нравственности, культуры человеческих  отношений, правил поведения среди людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает в себя активное познание человеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы, развитие необходимых коммуникативных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимопроникновение психологии и социологии.

Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную  научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег4 и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

Анализируя  вклад Г. Песталоцци, П.Ф. Каптерев отмечает, что "Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития". Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Дистервег подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел "основу науки о воспитании", и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

Информация о работе Психология и современные науки