Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:36, реферат
Наша цель заключается в том, чтобы рассмотреть взаимосвязь психологии с современными науками. Для выполнения этой цели необходимо решить задачу: - показать, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки
Введение.
Глава I. Взаимосвязь психологии и современных гуманитарных наук.
1. Психология и философия.
2. Взаимопроникновение психологии и социологии.
3. Взаимосвязь и противоречие педагогики и психологии. Общее представление о педологии.
4. Взаимосвязь психологии и истории.
Глава II. Роль и место психологии в развитии технических наук.
Заключение.
Список использованной литературы.
Психология в структуре современных наук
Содержание.
Введение.
Глава I. Взаимосвязь психологии и современных гуманитарных наук.
1. Психология и философия.
2. Взаимопроникновение психологии и социологии.
3. Взаимосвязь и противоречие педагогики и психологии. Общее представление о педологии.
4. Взаимосвязь психологии и истории.
Глава II. Роль и место психологии в развитии технических наук.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Под историей развития имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.
Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны — непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.
Наша цель заключается в том, чтобы рассмотреть взаимосвязь психологии с современными науками. Для выполнения этой цели необходимо решить задачу:
- показать, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки
С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике.
Само название науки переводится как «наука о душе». Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей. Эту точку зрения в большей степени отражает позиция философов-идеалистов. Например, в древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии»1 (конец IV тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического.
В своей работе хотелось бы ответить на поставленные вопросы, раскрыть тему и решить поставленную задачу показав значение и взаимосвязь психологии с современными науками.
Глава I.Взаимосвязь психологии и современных гуманитарных наук.
1. Психология и философия.
Связи психологии с философией являются еще более органичными, чем связи психологии с историей. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.
К необходимости
обращения к философии
Многие проблемы
психологии современного челове
При столкновении
с такими проблемами психологи
вынуждены обращаться к
Долгое время
пока существовало
Отвергая марксистско-ленинскую философию в качестве «единственно научной» методологии психологии, вместе с тем нельзя отрицать положительность влияния некоторых материалистических идей Маркса на развитие отечественной психологической мысли. Это влияние, в частности, сказывается на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.
С другой
стороны, благодаря
Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.
Многое понять
в области взаимодействия
К этой же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К.Роджерс, В.Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (МАргайл, В.Франкл)2.
2. Взаимопроникновение психологии и социологии.
Социология
и психология находят немало общих
интересов в разработке проблем,
связанных с обществом и
Разработанная
преимущественно социологами
Есть немало
проблем, над решением которых
социологи и психологи
Рассмотрим
некоторые понятия и концепции,
Наиболее
известной из теорий, предложенных
в русле «социологически
Социализацию
личности можно определить как
процесс усвоения и
Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих отношений, правил поведения среди людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает в себя активное познание человеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы, развитие необходимых коммуникативных способностей.
2. Взаимопроникновение психологии и социологии.
Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег4 и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.
Анализируя вклад Г. Песталоцци, П.Ф. Каптерев отмечает, что "Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития". Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Дистервег подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел "основу науки о воспитании", и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.