III. История
и психология естественного символа
Развитие
современной психологии ведет
к значительно лучшему пониманию
человека. Боги жили когда-то в
своей сверхчеловеческой силе
и красоте на вершинах гор,
одетых в снега, в темноте
пещер, лесов и морей. Позже
они слились в одного Бога, а затем этот
Бог стал человеком. Но в наше время боги
собраны в лоне обычного индивида: они
столь же могущественны и вызывают прежний
трепет, несмотря на самое новое облачение
- они сделались так называемыми психическими
функциями. Люди думают, будто держат свою
психику в собственных руках, они даже
мечтают создать о ней науку. На самом
же деле матерью является она - она создает
психического субъекта и даже самую возможность
сознания. Психика настолько выходит за
пределы сознания, что его легко можно
сравнить с островом в океане. Остров не
велик, узок, океан безмерное широк и глубок.
Поэтому не так уж важно, если речь идет
о пространственном местоположении, где
находятся боги - вовне или внутри. Но если
исторический процесс деспиритуализации,
исчезновения проекций будет продолжаться,
то все божественное или демоническое
должно вернуться в душу, внутрь человека,
совсем об этом не ведающего. Материалистические
заблуждения были поначалу неизбежными.
Коли трон Господень не удается найти
среди галактик, то Бог никогда не существовал
- таким был вывод. Второй неизбежной ошибкой
был психологизм: если Бог и представляет
собой нечто, то он должен быть иллюзией,
возникающей из неких мотивов, например,
из страха, из воли к власти, вытесненной
сексуальности. Эти аргументы не новы.
Сходные вещи говорили христианские миссионеры,
повергавшие языческих идолов. Но если
в те времена миссионеры сознавали, что
служат новому Богу поражая старых, то
нынешние иконоборцы не сознают, во имя
чего они разрушают старые ценности.