Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 00:23, доклад
Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. пси¬хология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии.
Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Сообщение на тему:
«Психология и философия»
Подготовила:
Горбунова Аделина
ГФ Реклама и СО
5702
Резюме
Обе науки зародились и начали развиваться
почти одновременно, и в течение ряда веков
психология выступала как часть философии.
Вопросы психологии длительное время
изучались в рамках философии, и лишь в
середине XIX в. психология стала самостоятельной
наукой, отделившись от философии.
Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией.
И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.
К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Человек, не есть полностью
Кроме того, в самой психологии
есть вопросы, которые невозможно решить
экспериментальным путем. При столкновении
с подобного рода проблемами психологи
вынуждены обращаться к философии и тем
самым пользоваться умозаключениями,
которые им предлагают представители
смежной науки — философии.
К числу
традиционных междисциплинарных проблем,
в данном случае философско-психологических,
относятся проблемы сущности и происхождения
человеческого сознания, природы высших
форм человеческого мышления, влияния
общества на личность и личности на общество,
методологические проблемы психологии.
Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию. Причем чаще всего происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения.
Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений.
Следовательно, использование в психологии идей обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.
Философия и психология имеют общую основу: опыт человека.
Но есть и разница: если в психологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социального опыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то к философии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философского опыта, не имея своего.
Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты.
Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания.
Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, в созданном по инициативе психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.
К той же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (Карл Роджерс, Виктор Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (Майкл Аргайл, В.Франкл).
Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.
ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Связи психологии с
философией являются еще более органичными,
чем связи психологии с историей. Обе науки
зародились и начали развиваться почти
одновременно, и в течение ряда веков психология
выступала как часть философии.
Прежде всего необходимо остановиться
на рассмотрении взаимосвязи психологии
и философии. Почему «прежде всего»? Потому
что вопросы психологии длительное время
изучались в рамках философии, и лишь в
середине XIX в. психология стала самостоятельной
наукой, отделившись от философии. Однако,
став самостоятельной наукой, психология
сохранила тесную связь с философией.
И сегодня существуют научные проблемы,
которые рассматриваются с позиции как
психологии, так и философии. К ним относятся
такие проблемы, как понятие личностного
смысла и цели жизни, мировоззрение, политические
взгляды, моральные ценности и др.
Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. Во многом они решаются философско-умозрительно. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.
При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки — философии.
Да и сам человек, как мы выяснили, не есть полностью биологическое существо, он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.
Многие проблемы психологии
современного человека, такие, как личностный
смысл и цель жизни, мировоззрение, политические
пристрастия и моральные ценности, выступают
как общие и для психологии (социальной),
и для философии. В самой психологии до
сих пор есть немало вопросов, к решению
которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным
путем, но которые тем не менее приходится
решать.
К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии.
Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию. Причем чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения. В результате в ряде психологических школ наблюдался застой научной мысли.
Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Так, материалистическая философия являлась базовой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций. С другой стороны, идеалистическое направление в философии ставит перед нами такие сложные проблемы, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Следовательно, использование в психологии идей обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.
Необходимо также подчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возможно только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира.
Благодаря исследованиям известного швейцарского ученого Жана Пиаже и созданного им Международного эпистемологического центра в Женеве удалось узнать много нового о природе человеческого интеллекта и его развитии. Кроме того, существуют психологические теории, которые носят характер психолого-философских. К ним следует отнести теоретические работы современных последователей 3. Фрейда — неофрейдистов. Например, работы психолога-неофрейдиста Э. Фромма часто используются современными зарубежными социологами и философами.
Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии. Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки.
Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов, повышенный интерес к естественнонаучным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психического и биологического. Но вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдаемый в России в конце XX в.
Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания.
Благодаря многолетним
исследованиям, проводимым, например,
в созданном по инициативе известного
швейцарского психолога Жана Пиаже Международном
эпистемологическом центре (Швейцария,
г. Женева), удалось многое узнать о природе
человеческого интеллекта и его развитии
у детей. Над этой проблемой в указанном
центре совместно и плодотворно трудятся
философы, логики и психологи.
Многое понять в области
взаимодействия общества и личности помогли
работы современных неофрейдистов, которые
в основном имели теоретический, философско-психологический
характер. Ряд ученых — философов и социологов
— до настоящего времени считают, например,
известного психолога-неофрейдиста Э.Фромма
представителем своей науки и часто ссылаются
на него.
К этой же категории
работ, занимающих промежуточное положение
между философией и психологией, можно
отнести исследования, посвященные поиску
и утрате человеком смысла жизни (К.Роджерс,
В.Франкл и др.), проблемам одиночества,
счастья (М. Аргайл, В.Франкл).
Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.
Мое отношение:
Я Считаю,что чрезвычайно важна связь психологии и философии.
Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии.
Непосредственно для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.
Вопрос для обсуждения: Действительно ли необходима интеграция философии в психологию? Значение философии для психологии?
Вопрос для преподавателя: Были ли найдены
решения таких проблем, как утрата человеком смысла
жизни, проблема одиночества, счастья?