Психология и Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 00:23, доклад

Описание работы

Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. пси¬хология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии.
Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Файлы: 1 файл

Психология и философия.docx

— 25.05 Кб (Скачать файл)

Сообщение на тему:

«Психология и философия»

 

Подготовила:

Горбунова Аделина

ГФ Реклама и СО

5702

Резюме

 

Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.  
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии.

Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией.

  И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

 

  Человек, не есть полностью биологическое  существо, он обитает между природой  и обществом и одновременно  принадлежит к этим двум реальностям. Поэтому, в своем познании он  не может быть полностью охвачен  только методами какой-либо одной  науки. 

Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки — философии.  
К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии.

Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию. Причем чаще всего происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения.

Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений.

  • Материалистическая философия являлась базовой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций.
  • Идеалистическое направление в философии ставит перед человеком такие проблемы, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность.


Следовательно, использование в психологии идей обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

 

Философия и психология имеют общую основу: опыт человека.

Но есть и разница: если в психологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социального опыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то к философии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философского опыта, не имея своего.

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты.

Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания.

Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, в созданном по инициативе психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи. 

К той же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (Карл Роджерс, Виктор Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (Майкл Аргайл, В.Франкл). 

Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

 

ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Связи психологии с философией являются еще более органичными, чем связи психологии с историей. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.  
Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Почему «прежде всего»? Потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. Во многом они решаются философско-умозрительно. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.

При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки — философии.

Да и сам человек, как мы выяснили, не есть полностью биологическое существо, он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки. 

 
Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые тем не менее приходится решать.  

К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии.

 

Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию. Причем чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения. В результате в ряде психологических школ наблюдался застой научной мысли.

Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Так, материалистическая философия являлась базовой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций. С другой стороны, идеалистическое направление в философии ставит перед нами такие сложные проблемы, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Следовательно, использование в психологии идей обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

Необходимо также подчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возможно только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира.

Благодаря исследованиям известного швейцарского ученого Жана Пиаже и созданного им Международного эпистемологического центра в Женеве удалось узнать много нового о природе человеческого интеллекта и его развитии. Кроме того, существуют психологические теории, которые носят характер психолого-философских. К ним следует отнести теоретические работы современных последователей 3. Фрейда — неофрейдистов. Например, работы психолога-неофрейдиста Э. Фромма часто используются современными зарубежными социологами и философами.

Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии. Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки.

Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов, повышенный интерес к естественнонаучным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психического и биологического. Но вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдаемый в России в конце XX в.

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания.

Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.  
Многое понять в области взаимодействия общества и личности помогли работы современных неофрейдистов, которые в основном имели теоретический, философско-психологический характер. Ряд ученых — философов и социологов — до настоящего времени считают, например, известного психолога-неофрейдиста Э.Фромма представителем своей науки и часто ссылаются на него.  
К этой же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К.Роджерс, В.Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (М. Аргайл, В.Франкл). 

Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

 

Мое отношение:

Я Считаю,что чрезвычайно важна связь психологии и философии.

Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии.

Непосредственно для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.

 

Вопрос для обсуждения: Действительно ли необходима интеграция философии в психологию? Значение философии для психологии?

 
Вопрос для преподавателя: Были ли найдены решения таких проблем, как утрата человеком смысла жизни, проблема одиночества, счастья?

 

 

 

 


Информация о работе Психология и Философия