Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности………………………………………………………..............…..10
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности……………………………………………………………..25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Анализ и интерпретация результатов исследования…..……30
Рекомендации……………………………………………………………38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….....4

Файлы: 1 файл

Курс.раб..doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

 Сама беременность, даже протекающая  без какой-либо патологии, является  для женщины источником психологического  напряжения и способствует возникновению  разнообразных личностных реакций.[7]

Современная женщина очень часто отягощена проблемами, связанными с такими факторами как:

  • физиологической патологией (причины: экология, травмы, снижение иммунной зашиты и пр.);
  • эмоциональной дисгармонией (причины: неадекватное в прошлом воспитание, эмоциональные травмы, неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств):
  • психологической дисгармонией (причины: нереализация возможностей и способностей, неумение общаться с людьми, проблемы саморегуляции и самоконтроля). [8]

Все это формирует невротические реакции и психосоматические нарушения у беременных женщин.

Важной психосоматической проблемой является проблема гестозов беременных. Известно, что у женщин с выраженным нежеланием иметь ребенка, чаще наблюдается тяжелая форма токсикоза беременности, чем у женщин, для которых беременность является желанной и запланированной.

Сторонники психоаналитического фрейдистского направления, такие, например, как А. Адлер, в соответствии со своей концепцией «символического языка органов», неукротимую рвоту беременных рассматривают, как «подсознательный отказ» от беременности и нежелание иметь ребенка. Другие ученые, основываясь на принципах учения З. Фрейда, рассматривают ранние гестозы беременных как следствие «ослабления воли к материнству в связи с развитием цивилизации» или как проявления бессознательного отвращения к мужу.[12]

В отечественной медицине большинство авторов оценивают феноменологию гестозов в зависимости от функционального состояния нервной системы и психологического состояния (в том числе характерологического преморбида) беременной. В.М. Воловик выделяет две группы пациенток. К первой группе относятся женщины с незначительными аффективными нарушениями, проявляющимися в виде раздражительности, вспыльчивости, слезливости, обидчивости. Эти нарушения возникают на высоте гестоза и быстро устраняются вслед за исчезновением рвоты и нормализацией общего состояния. У всех женщин этой группы психологическая характеристика практически не отличается от здоровых беременных. У всех имеется положительная установка в отношении беременности, благоприятная семейная ситуация. Их характеризует гармонический склад личности, реалистичный подход в возникающим трудностям. Анализируя причины возникновения гестоза и сопутствующих ему аффективных расстройств у пациенток этой группы, следует вывод о том, что любая беременность, в том числе и протекающая совершенно нормально, сама по себе всегда является источником большего или меньшего психического напряжения, в силу чего безразличные в прошлом элементы среды и ситуации приобретают иное субъективное значение и становятся причиной личностных реакций. Во второй группе картина заболевания отличается значительным полиморфозом: помимо рвоты и тошноты здесь часто отмечаются ознобы с гипертермией, головные боли, обмороки, лабильность артериального давления, гипергидроз. Аффективные нарушения встречаются чаще и носят более выраженный характер: у части больных наблюдается тревога, чувство беспредметного беспокойства и напряжения, возникающего помимо их воли. У многих возникают невротические расстройства и вегетативные нарушения не наблюдающиеся у них ранее. Проведенные исследования позволили обосновать психосоматическую природу раннего гестоза беременных, показать что психогенные факторы (наряду с самой беременностью) оказываются представленными в ряду патогенетических звеньев с наибольшим постоянством, а нередко выступают и в качестве основного патогенетического фактора.[9]

Существенно отметить, что на рубеже нашего столетия зачатие, вынашивание беременности и роды происходят в условиях психосоциального стресса. Ухудшение качества жизни основных слоев общества, рост экстагенитальных заболеваний является неблагоприятным преморбидным фоном возникновения и течения беременности, повышает риск акушерских осложнений.

Современными исследователями показано, что неблагоприятными психосоциальными факторами, которые могут приводить к возникновению акушерских осложнений, являются такие факторы, как незамужество, проблема партнера и принадлежность к низким социальным слоям. [16]

Патологическое протекание беременности, имеет группу причин:

а) независящие от женщины:

  • тяжелыми внешними обстоятельствами (катастрофы, войны, терракты, стихийные бедствия и т.д.)
  • тяжелые семейные обстоятельства (потеря близких, развод и т.д.)

б) зависящие от женщины:

- соматические болезни;

- личностные особенности;

  • психопатологические состояния.[11]

А.И. Захаровым (1994) систематизированы личностные факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности:

1. Эгоцентризм и нарциссизм (самолюбование) как нежелание приносить жертвы  во имя ребенка.

2. Поведение типа А, когда приоритетными считаются погоня за успехом и профессиональные интересы, вступающие в противоречие с необходимостью временной самоизоляции в семье и сосредоточения на нуждах и воспитании ребенка.

3. Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, когда любые стрессы надолго остаются в эмоциональной памяти, проявляясь в наиболее сенситивном периоде жизни женщины- беременности.

4. Тревожность - склонность к беспокойству и страхам.

5. Мнительность- подверженность частым сомнениям и недостаточная уверенность в себе.

6. Невротизация матери вследствие  предшествующих неблагоприятных  условий жизни в семье и  нерешенных проблем в браке.

7. Восприятие родов как крайне  болезненного, опасного и неприятного  события жизни.

Наиболее опасны такие эмоциональные состояния, как повышенная раздражительность, волнение, состояние эмоциональной неудовлетворенности и недовольства, переживания по поводу отношений с супругом, сильные испуги, повышенная утомляемость, плохое общее самочувствие.

Психологические стрессорные факторы:

  1. Отсутствие уверенности в прочности брака
  2. Переживания из-за отношений с супругом, часто обусловленные конфликтными (внутри личностными) отношениями
  3. Волнения в начале беременности
  4. Повышенная раздражительность матери связана с ее утомляемостью и нарушениями сна, образуя своего рода неврастенический симптомокомплекс.
  5. Частые состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют антенатальный стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушения сна, подверженности испугам и семейным переживаниям [16].

Таким образом, подводя итоги по вышесказанному, можно описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

1. Адекватный. Идентификация беременности  без сильных и длительных отрицательных  эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний небеременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

2. Тревожный. Идентификация беременности  тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

3. Эйфорический. Все характеристики  носят неадекватную эйфорическую  окраску, отмечается некритическое  отношение к возможным проблемам  беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий. Идентификация беременности  слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

5. Амбивалентный. Общая симптоматика  сходна с тревожным типом, особенностью  являются резко противоположные  по физическим и эмоциональным  ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий. Идентификация беременности  сопровождается резкими отрицательными  эмоциями; вся симптоматика резко  выражена и негативно физически  и эмоционально окрашена; переживание  всей беременности как кары, помехи  и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Пять из перечисленных стилей переживания беременности являются негативными, они могут оказать отрицательное влияние на родовой и послеродовой период.

Разумеется, в каждом конкретном случае будут наблюдаться индивидуальные особенности, более или менее приближающиеся к описанным.[18]

Таким образом, комплексное клинико-психологическое обследование беременных женщин позволяет выделить “стрессогенные“ факторы индивидуально для каждой беременной с учетом ее соматического здоровья, социальных условий, взаимоотношений с родными и близкими ей людьми.

Одним из психологических стрессорных факторов являются переживания из-за отношений с супругом, часто обусловленные конфликтными (внутри личностными) отношениями.

Повышение нервно-психического напряжения неблагоприятно влияет на функциональную активность матки и развивающийся плод, повышает риск возникновения акушерских осложнений.

Именно поэтому важную роль в нормализации психоэмоционального состояния беременных, уверенность в своих силах обеспечивают отношения между супругами.

 

1.4. Психологическое сопровождение  женщин в период адаптации  к беременности

Подготовка к родам и материнству проводится как индивидуально, так и в группах.

Наиболее перспективной и эффективной формой занятий является семейная подготовка к рождению ребенка, направленная на привлечение членов семьи к активному участию в дородовой подготовке.

Подготовка беременной и ее семьи к рождению ребенка осуществляется в соответствии с современными требованиями.

Метод физиопсихопрофилактической подготовки беременных и их семей к рождению ребенка может применяться всеми беременными, особенно группы высокого риска. Противопоказаний к использованию данного метода нет.

Наряду с семейной формой подготовки к деторождению рекомендуется использование традиционных методов по психофизической подготовке беременных к родам, а также обучение их правилам личной гигиены, подготовки к будущим родам и уходу за ребенком в "Школах материнства", организуемых в женских консультациях. При этом используются демонстрационные материалы, наглядные пособия, технические средства и предметы ухода за ребенком.

В психопрофилактике одним из важнейших постулатов является сознательное, активное участие женщины в родах. Активность в родах обусловлена одновременно и осведомленностью женщин о специфике родового процесса и навыками, приобретенными в процессе обучения по программе:

- сознательное, творческое отношение к эмоциональным трудностям беременности;

- создание в сознании женщины позитивной эмоциональной доминанты, важной для успешного и безболезненного течения родов;

- сознательное отношение к боли и выполнение всех предложенных мер психопрофилактики боли (дыхание, релаксация);

- умение “владеть телом” во время родового процесса и использовать различные комфортные позиции.

Основной задачей подготовки беременных к родам является обучение направлению собственной нервной энергии на преодоление стрессового состояния и выполнение большого физического напряжения в родах.

Все эти навыки позволяют повысить комфортность прохождения женщины через роды, снижают родовой травматизм и матери, и ребенка.

Необходимым условием достижения успешности в родах является “принятие” матерью своего ребенка задолго до родов, установление с ним эмоционального контакта, что позволяет укрепить и гармонизировать симбиотическую связь “мать – дитя”.

 

Основные направления психологических тренингов:

  • Позитивные и негативные чувства и переживания, связанные с беременностью
  • Использование ресурсов и раскрытие новых возможностей собственного тела
  • Работа со страхами и опасениями перед беременностью и родами
  • Прохождение и коррекция собственного рождения
  • Осознание и переживание агрессивных чувств, приобретение способов их контроля и конструктивного выхода из конфликта
  • Приобретение навыков обезболивающего массажа и дыхания во время родов
  • Развитие большего внимания к своим чувствам и ощущениям, которое поможет лучше понимать себя и других людей

Информация о работе Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности