Психологическое развитие детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:12, доклад

Описание работы

Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Особые затруднения возникают  при необходимости сделать умозаключение  по содержанию текста, которое предполагает сопоставление словесно сформулированных суждений, совершение анализа и синтеза  сведений, предъявленных в словесной  форме. При этом глухие дети (даже десятиклассники) дают ответы, в которых логическая связь оформлена речевыми средствами, но отсутствует по содержанию (тавтологии).

В процессе обучения детей  с нарушениями слуха необходимо учитывать индивидуальные особенности  развития их мышления, типы соотношений  наглядных и понятийных форм мышления. В результате анализа особенностей перехода от одного вида мышления к  другому Т. В. Розанова выделяет ряд  условий развития словесно-логического  мышления у глухих детей. Первое —  формирование речи как средства мыслительной деятельности. Второе — обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность  тех или иных явлений.

Третье условие формирования словесно-логического мышления —  развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение). Дети с нарушениями слуха  овладевают этими операциями в более  поздние сроки, чем слышащие. Для  них характерен выборочный учет обстоятельств  и взаимосвязей, что препятствует полноценному усвоению знаний.

Четвертое условие — овладение  началами логической грамоты, что включает усвоение принципов классификации  логических понятий, построение дедуктивных  и индуктивных умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, целевых, условных). В ходе овладения  системами конкретных понятий, логическими  терминами и зависимостями в  их соотнесенности между собой постепенно намечается переход от конкретно-понятийного  мышления к абстрактно-понятийному. Следует отметить, что среди глухих детей можно выделить тех, кто по результатам развития мышления не отличается от слышащих сверстников. Это свидетельствует о больших возможностях компенсации интеллектуального развития детей с нарушениями слуха в условиях адекватного обучения и воспитания.

2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  ВОСПРИЯТИЯ Преимущественной координатой  нарушений развития в данном  случае становится координата  «снизу вверх». Асинхрония сказывается в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других.

Нарушение деятельности органов  слуха способствует возникновению  явлений изоляции. Восприятие —  отражение предметов, ситуаций и  событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей  на рецепторные поверхности органов  чувств в совокупности их свойств, их целостности. Восприятие имеет активный саморегулирующий характер. Его активность реализуется благодаря участию двигательных компонентов — движений периферических частей анализаторов, перемещений тела или его частей.

Все движения, включенные в  акт восприятия, имеют значение для  анализа воздействующих раздражителей, их синтеза в целостный образ  предмета. Успешность восприятия определяется конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом.

Генетически перцептивные действия являются производными от практических, овладение ими требует специального обучения и долгого опыта. В практической деятельности восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания.

С первыми действиями ребенка, направленными на внешние объекты  и приспособленными к их местоположению, форме и другим особенностям, связано  формирование предметности восприятия. Предметность выступает в форме  целостности, константности и осмысленности  образа восприятия. Наконец, благодаря  осмысленности восприятие перестает  быть биологическим процессом.

Вместе с восприятием  предмета происходит осознание его  функций, выработанных в практической деятельности предшествующих поколений. Восприятие становится осмысленным  и категориальным (А. В. Запорожец). Большую  роль в развитии осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой  происходит обобщение и категоризация  информации, получаемой органами чувств.

В развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические  особенности. Большое значение для  компенсации нарушений слуха  приобретает зрительное восприятие. Развитие зрительного восприятия следует  рассматривать в соответствии с  этапами его формирования в детском  возрасте.

У детей с нарушениями  слуха наблюдается замедленное  по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. По мнению исследователей, это связано с менее подробным  анализированием и синтезированием предметов в прошлом опыте, с замедленным формированием у глухих детей произвольности процесса восприятия. Выделение и различение форм предметов облегчается благодаря овладению соответствующими обозначениями и применению их на практике Глухие дошкольники оказываются в состоянии различать многие предметы по форме.

Это свидетельствует о  компенсаторных возможностях развития восприятия у детей с нарушениями  слуха, в частности о возможности  формирования у них такого свойства восприятия, как осмысленность. Зрительное восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями. У глухих детей дошкольного возраста появляются целостные образы предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2 — 5 частей.

Способность складывать разрезную  картинку указывает на наличие анализа  и синтеза в процессе зрительного  восприятия. Таким образом, более  сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и  способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями  слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто  приводит к неверному объединению  элементов. Для точного восприятия формы предмета важно выделять его  контур.

Умение узнавать предмет  по контуру формируется постепенно, так как требует определенного  уровня развития анализа и абстракции. Узнавание глухими детьми контурных  плоских изображений хорошо знакомых предметов формируется позднее, чем у слышащих сверстников (А. П. Гозова).

Особенности развития осмысленности  восприятия отчетливо проявляются  при анализе восприятия изображений, картин. На картине всегда изображена какая-то часть действительности.

Подбирая картинки, показывая  их детям разного возраста, мы получаем возможность судить о тех ступенях, через которые ребенок проходит в восприятии действительности. Восприятие изображений у слышащих детей  формируется постепенно, при постоянном речевом общении со взрослыми, в то время как у глухих речевое общение нарушено и обеднено. При восприятии изображений глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между изображенными предметами; у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети не узнают предмет, если он частично закрыт другим. Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие — это и главный источник представлений об окружающем мире, и канал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми, восприятия обращенной к нему речи.

В процессе обучения и воспитания у этих детей совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия, в том числе мимики, движений губ, лица и жестов партнеров по общению, изменений положения пальцев при дактилировании. Таким образом, зрительное восприятие детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятий. 3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии Эмоций, становлении определенных черт личности.

Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению.

Ребенок не пассивно приспосабливается  к окружающей среде, миру предметов  и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и Страницы: 1 2 Похожие рефераты: Общая характеристика психического развития глухих и слабослышащих  Проблема изучения и особенности Личности не слышащих детей. Организация их практической деятельности, упражнения на тренировку внимания. Недостаток развития сенсорно-перцептивной сферы, представлений и памяти, мышления и воображения глухих детей.


Информация о работе Психологическое развитие детей с нарушениями слуха