Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:55, реферат
Виды лжи (универсальные):
1.Активная ложь – умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);
2. Пассивная ложь – умолчание информации (полное или частичное);
3. Осознаваемая ложь – сознательное искажение фактов, соответствующее реальной действительности (например, ложь во спасение);
4. Неосознаваемая ложь – неосознанное искажение фактических событий, ввиду различных эмоциональных состояний;
5. Патологическая ложь – выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие от лжи, лжёт ради самой лжи.
- Отделяйте наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.
- Чтобы способствовать формированию у ребенка моральных убеждений, подчеркивайте, какое значение его поступок имеет для других людей, а не просто, что он есть зло сам по себе.
Общепризнанно: ребенок, подвергавшийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их. Он едва ли достигнет того уровня, когда ложь отвергается, как угроза доверию или интересам других людей. Он всегда будет рассматривать ложь как средство избежать боли.
Ложь и доверие связаны друг с другом многими нитями. Лгущий ребенок подрывает доверие родителей. Обманутый родитель должен сделать над собой усилие, чтобы простить ребенка и восстановить доверие. Недоверчивый родитель может подорвать у ребенка (честного) его веру в его справедливость и преданность. Важно понять: дети порой лгут нам поскольку они нам не доверяют, поскольку они не уверены, что могут быть честными и не пострадать от нас – родителей и взрослых.
К детям нужно относиться так, чтобы дети знали, что они могут доверить взрослым правду. Доверие детей вначале достается родителям даром, по мере этого, как дети взрослеют, это доверие все время приходится заслуживать
Доверие детей в начале дается родителям даром. По мере того, как дети взрослеют, это доверие все время приходится заслуживать.
Доверие между родителями и детьми – очень важный фактор в отношениях между ними.
Р О Д И Т Е Л Я М
Причины детской лжи:
Рекомендации родителям
Как предотвратить обман в будущем.
Практически все дети время от времени
обманывают, и задача родителей – по возможности
предотвратить будущий обман и удержать
ребенка от этой вредной привычки. Бороться
с детской ложью довольно трудно. Обычно
первой реакцией родителей бывает – наказать
ребенка. Но наказание не всегда приносит
желаемые результаты, поскольку ребенок
может решить, что в следующий раз ему
просто следует соврать получше. Кроме
того, ваша реакция на обман должна по
возможности соответствовать возрасту
ребенка. Если на ложь ребенка младше 6
лет можно не реагировать чересчур строго,
и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь
ребенка старше 7 лет нужно реагировать
немедленно и следует серьезно обсудить
с ребенком, что толкнуло его на обман,
и какие возможные последствия это может
иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что
обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается.
1. Немедленно дайте ребенку понять, что
вы отлично понимаете, что он говорит неправду.
2. Избегайте чрезмерно эмоциональной
реакции на обман и физических наказаний.
3. Подавайте хороший пример. Хорошенько
приглядитесь к себе. Обманываете ли вы
сами время от времени? Как бы то ни было,
старайтесь никогда не лгать в присутствии
ребенка, иначе отучить его от этого будет
очень трудно.
4. Дайте ему понять, что победа – не главное. Убедитесь,
что ваш ребенок понимает, что поступать
честно и проиграть – более благородно,
чем преуспеть с помощью обмана.
5. Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство
детей, склонных к обману, руководятся
в своей лжи желанием соответствовать
ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять,
что вы будете его любить и гордиться им,
несмотря ни на что. Объясните ребенку,
что вы огорчились бы меньше, если бы он
сказал правду вместо лжи.
6. Научите его справляться с поражением.
Многие дети обманывают из-за страха перед
неудачами. Рассказывайте ребенку, как
вы сами справляетесь с проблемами и поражениями,
чтобы и он тоже этому научился. Предложите
альтернативу обману – признание и исправление
своих ошибок.
Что делать, если ребенок говорит неправду?
Как вести себя родителям с уличенным во лжи ребенком?
Самое эффективное средство
борьбы с детской ложью - это построение
доверительных отношений в
Следует обратить внимание на то, как он относится к своему поступку - испытывает чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее в порядке вещей:
1) Если чувство вины
отсутствует вообще, оценка родителей
должна быть резкой и
2) Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, не вызывать у него чувство вины, а рассказать о ваших переживаниях и выразить надежду, что в следующий раз ребенок скажет вам правду.
В любом случае после разговора с вами у ребенка должно остаться ощущение что вы его любите, вы за него волнуетесь и он вам не безразличен.
Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами? Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора. Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь. Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.
Рекомендации педагогам и родителям
Педагогам и родителям нужно знать, что детская ложь не появляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как учится всему остальному. То есть учится у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не столько слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить — задачи разные. Наши рекомендации психологам, работающим с родителями. Наши рекомендации молодям родителям, которые имеют дело с чистым, искренним созданием, не знакомым с ложью.
4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал.
В 10% случаев вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение, основанное на особенностях детского восприятия. Не поленитесь и объясните, как все обстоит на самом деле.
В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.
В 30% — это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно, лгать.
5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цели солгать. Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.
6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя», а он — активен, любознателен. И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя». А если ребенок дошкольного возраста — убрать из поля его зрения то, что «нельзя трогать, есть, смотреть».
7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.
10. Пусть ребенок сам
устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения,
ищет в магазине именно такие конфеты,
которые он
съел, извиняется перед учителем за то,
что списал, и пр. Если вы наказали ребенка
за вранье, но он успел получить удовольствие
— съесть сладости, получить
пятерку, нагуляться и пр., вы закрепили
привычку. Это доказывают эксперименты
с животными. Собакам, участвующим в эксперименте,
было запрещено есть мясо, лежащее
в этой же комнате. Если собаки нарушали запрет, их
наказывали в трех случаях:
а) когда они уже съели мясо,
б) когда они только начинали есть мясо,
в) когда они только нюхали мясо.
В дальнейшем собаки из первого и второго эксперимента всегда, несмотря на последующее физическое наказание, съедали запретное мясо. И только в третьем случае воздерживались.
Задача взрослых — не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз.
11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б. Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на 1 рубль. Но если он провинился на 5 копеек, и наказание должно быть соответствующим.