Психологические проблемы лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:55, реферат

Описание работы

Виды лжи (универсальные):
1.Активная ложь – умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);
2. Пассивная ложь – умолчание информации (полное или частичное);
3. Осознаваемая ложь – сознательное искажение фактов, соответствующее реальной действительности (например, ложь во спасение);
4. Неосознаваемая ложь – неосознанное искажение фактических событий, ввиду различных эмоциональных состояний;
5. Патологическая ложь – выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие от лжи, лжёт ради самой лжи.

Файлы: 1 файл

psihologicheskie_problemy_lzhi.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

- Отделяйте наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.

- Чтобы способствовать формированию у ребенка моральных убеждений, подчеркивайте, какое значение его поступок имеет для других людей, а не просто, что он есть зло сам по себе.

  Общепризнанно: ребенок, подвергавшийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их. Он едва ли достигнет того уровня, когда ложь отвергается, как угроза доверию или интересам других людей. Он всегда будет рассматривать ложь как средство избежать боли.

         Ложь и доверие связаны друг с другом многими нитями. Лгущий ребенок подрывает доверие родителей. Обманутый родитель должен сделать над собой усилие, чтобы простить ребенка и восстановить доверие. Недоверчивый родитель может подорвать у ребенка (честного) его веру в его справедливость и преданность. Важно понять: дети порой лгут нам поскольку они нам не доверяют, поскольку они не уверены, что могут быть честными и не пострадать от нас – родителей и взрослых.

 К детям нужно  относиться так, чтобы дети  знали, что они могут доверить взрослым правду. Доверие детей вначале достается родителям даром, по мере этого, как дети взрослеют, это доверие все время приходится заслуживать

Доверие детей в начале дается родителям даром. По мере того, как дети взрослеют, это доверие все время приходится заслуживать.

Доверие между родителями и детьми – очень важный фактор в отношениях между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р О Д И Т Е Л Я М

Причины детской лжи:

  1. Самая распространенная причина лжи - попытка с помощью лжи защититься от наказания. Такой способ защиты встречается в семьях, где ребенка наказывают за малейший проступок. Ребенку лучше сказать неправду и надеяться на то, что обман не раскроется или хотя бы "оттянуть время расплаты". Нередко бывает, что именно боязнь признаться и невозможность вернуть все на прежние позиции делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.
  2. Ложь может быть попыткой избежать разочарования, досады на самого себя, снижения самооценки. Чаще встречается в семьях, где требования к ребенку слишком высоки. Ребенок, желая любви и поддержки родителей, будет любыми способами скрывать от них свои неудачи.
  3. Ребенок обманывает, когда в семье существует так называемая "условная любовь". Ребенка любят в тех случаях, когда он послушно выполняет желания взрослого и соответствует его ожиданиям.
  4. Иногда ребенок обманывает потому, что чувствует, какого ответа ждут от него взрослые. Ребенок говорит то, что, как ему кажется, взрослый хочет услышать. Например, родитель желает, чтобы ребенок хорошо учился, постоянно засыпает его вопросами о том, как он отвечал сегодня на уроках. В конце концов, ребенок начинает лгать, чтобы родитель получил желанный ответ и был спокоен.
  5. Желание похвалы, одобрения и любви окружающих (пусть даже на короткое время). Чаще встречается у детей из семей со строгим авторитарным стилем воспитания.
  6. Ложь как попытка сохранить автономию. Такое поведение часто возникает в подростковом возрасте, когда родитель чрезмерно вмешивается и пытается контролировать личную жизнь своего ребенка.
  7. Вне семьи ребенок может встретиться с неискренностью и ложью окружающих его людей. Необходимо подготовить ребенка к этому. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые. Это трудно понять ребенку, т. к он привык доверять им. Следует объяснить ребенку причины людской лжи. Оговорите с ребенком ситуации, когда ребенку можно солгать, например, в ситуации угрозы жизни и здоровью. Научите остерегаться людей, представляющих опасность. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников и преступников.

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям

 

Как предотвратить обман в будущем. 
    Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь  ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается.  
  
1. Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду. 
2. Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний. 
3. Подавайте хороший пример.  Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно. 
4. Дайте ему понять, что победа – не главное.  Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана. 
5. Снизьте ваши требования к ребенку.  Большинство детей, склонных к обману, руководятся в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если бы он сказал правду вместо лжи. 
6. Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что делать, если ребенок говорит неправду?

Как вести себя родителям с уличенным во лжи ребенком?

Самое эффективное средство борьбы с детской ложью - это построение доверительных отношений в семье, основанных на взаимном уважении.

  • Понаблюдайте за вашим ребенком, в каких ситуациях он вам не доверяет. Может быть, вы каким-то образом провоцируете его недоверие и закрытость?
  • Задумайтесь о причинах такого поведения. Что побуждает ребенка обманывать? Родители могут сами создавать ситуации, в которых ребенок учиться обманывать. Например: "Ответь, что меня нет дома" и т.п. Дети слышат, как окружающие их взрослые обманывают других взрослых и подражают этому поведению.
  • Проводите с ним больше времени, чем обычно, интересуйтесь его жизнью, воздержитесь от критики.
  • Не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к обсуждению случившегося. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать.
  • Ложь может быть следствием воспитательной непоследовательности родителей: требования родителей то бывают слишком жесткими, категоричными, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные. Дети при такой тактике родителей становятся более скрытными, ведь неизвестно, как в очередной раз отреагируют мать или отец
  • Поговорите с вашим ребенком о том, что происходит. Не следует выводить ребенка на чистую воду, заставляя выкручиваться, задавать ему провокационные вопросы. Лучше сразу сказать о том, что вы уже знаете и потребовать объяснений. Не стоит задавать вопрос: "Почему ты лжешь?"- это заставляет обороняться и врать еще больше не только детей, но и взрослых.

Следует обратить внимание на то, как он относится к своему поступку - испытывает чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее в порядке вещей:

1) Если чувство вины  отсутствует вообще, оценка родителей  должна быть резкой и определенной: пусть ребенок почувствует, что  им не нравится его поведение,  что они удивлены тем, что  он мог так поступить.

2) Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, не вызывать у него чувство вины, а рассказать о ваших переживаниях и выразить надежду, что в следующий раз ребенок скажет вам правду.

В любом случае после  разговора с вами у ребенка должно остаться ощущение что вы его любите, вы за него волнуетесь и он вам не безразличен.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Если ребенок начал  врать, задайтесь вопросами: не слишком  ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к  нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами? Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора. Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь. Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.

Рекомендации  педагогам и родителям

Педагогам и родителям  нужно знать, что детская ложь не появляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так  же, как учится всему остальному. То есть учится у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не столько слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить — задачи разные. Наши рекомендации психологам, работающим с родителями. Наши рекомендации молодям родителям, которые имеют дело с чистым, искренним созданием, не знакомым с ложью.

  1.    Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы, детского сада.

 

  1.    Сдерживайте свои обещания как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только то, что вы действительно сможете выполнить.

 

  1.    Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения — это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

 

4.   Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал.

В 10% случаев  вы обнаружите, что это не ложь, а  недоразумение, основанное на особенностях детского восприятия. Не поленитесь и объясните, как все обстоит на самом деле.

В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.

В 30% — это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно, лгать.

 

5.   Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цели солгать. Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

 

6.   Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя», а он — активен, любознателен. И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя». А если ребенок дошкольного возраста — убрать из поля его зрения то, что «нельзя трогать, есть, смотреть».

7.    Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.

 

  1.     Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе шесть лет, а ты уже врешь... Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» — деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду?» «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

 

  1.    Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит. «Ты, наверное, просто не хочешь спать, поэтому просишь воды?», «Тебе папа запретил, поэтому ты просишь это у меня? Хочешь получить это — иди к папе».

 

10.   Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, которые он 
съел, извиняется перед учителем за то, что списал, и пр. Если вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие — съесть сладости, получить 
пятерку, нагуляться и пр., вы закрепили привычку. Это доказывают эксперименты с животными. Собакам, участвующим в эксперименте, было запрещено есть мясо, лежащее в этой же комнате. Если собаки нарушали запрет, их наказывали в трех случаях:

а) когда они уже съели мясо,

б) когда они только начинали есть мясо,

в) когда они только нюхали мясо.

В дальнейшем собаки из первого  и второго эксперимента всегда, несмотря на последующее физическое наказание, съедали запретное мясо. И только в третьем случае воздерживались.

Задача взрослых —  не позволить ребенку получить психологическое  и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз.

 

11.   Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б. Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на 1 рубль. Но если он провинился на 5 копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Информация о работе Психологические проблемы лжи