Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе анализа научной психологической литературы изучить самооценку, как психологическую категорию.
На основе анализа литературы выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
Проанализировать полученный результат.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………… 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………..…….……..……….… 5 1.2 Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..………....… 15
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 20
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностика самооценки младших школьников …...……….…........ 21
2.2 Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста………………………….………..…………….…….…… 25
Выводы по второй главе ……………………………………………….…..… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..…..…. 32
Субтест 5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
Субтест 1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест 2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест 3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест 4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест 5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
2.2 Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста.
Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие методики:
1. Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки.
2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Анализы результатов представлены в таблицах
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками :
При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя(х);
Как они оценивают развитие у себя этого качества , стороны в данный момент (-).
Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.
При обработке учитывались показатели уровня самооценки.
Полученные результаты представлены в следующей таблице:
ТАБЛИЦА 1
Методика Дембо - Рубинштейна
Ф.И. |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Общ. показ. |
Кол. показ. |
Уров. самооц. |
Стас К. |
85 |
72 |
99 |
100 |
100 |
100 |
556 |
92 |
Выс. |
Вероника А. |
76 |
94 |
85 |
98 |
100 |
96 |
549 |
92 |
Выс. |
Женя П. |
73 |
78 |
72 |
80 |
77 |
77 |
457 |
76 |
Выс. |
Артем Ч. |
58 |
59 |
68 |
77 |
86 |
92 |
440 |
73 |
Выс. |
Юнус С. |
95 |
75 |
99 |
98 |
87 |
99 |
553 |
92 |
Выс. |
Настя К. |
58 |
48 |
89 |
19 |
92 |
15 |
321 |
54 |
Ср. |
Паша Д. |
78 |
78 |
98 |
88 |
83 |
100 |
525 |
88 |
Выс. |
Саша Р. |
76 |
66 |
79 |
80 |
72 |
79 |
452 |
75 |
Выс. |
Керим С. |
75 |
83 |
78 |
98 |
96 |
82 |
512 |
85 |
Выс. |
Влад М. |
88 |
90 |
89 |
91 |
93 |
93 |
544 |
91 |
Выс. |
Аня М. |
97 |
98 |
96 |
93 |
100 |
96 |
580 |
97 |
Выс. |
Марат Б. |
90 |
67 |
94 |
84 |
99 |
99 |
533 |
87 |
Выс. |
Олег К. |
48 |
44 |
39 |
57 |
69 |
70 |
327 |
55 |
Ср. |
Максим К. |
93 |
98 |
84 |
98 |
86 |
96 |
555 |
93 |
Выс. |
Юра Н. |
50 |
50 |
98 |
95 |
85 |
100 |
478 |
80 |
Выс. |
Вика К. |
53 |
57 |
79 |
90 |
85 |
78 |
442 |
74 |
Выс. |
Коля К. |
92 |
44 |
100 |
59 |
40 |
92 |
427 |
71 |
Выс. |
Лейсан К. |
90 |
71 |
93 |
100 |
100 |
98 |
552 |
92 |
Выс. |
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2 человек – средняя ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.
Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки.
Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).
На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные результаты представлены в следующей таблице:
ТАБЛИЦА 2
Выявление эмоционального уровня самооценки
Ф.И. |
Уровень самооценки |
Отношение с близкими людьми |
Социальная заинтересованность |
Индивидуализация |
Стас К. |
Средняя |
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Вероника А. |
Высокая |
Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Женя П. |
Низкая |
Допускает давление мамы, отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Артем Ч. |
Средняя |
Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Юнус С. |
Низкая |
Допускает давление бабуш., матери, отца, брата. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Настя К. |
Низкая |
Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Паша Д. |
Средняя |
Допускает давление матери и отца; Оказывает давление на баб., дед., друзей, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Саша Р. |
Низкая |
Допускает давление брата, баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Керим С. |
Средняя |
Допускает давление брата, матери, отца, баб. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Влад М. |
Низкая |
Допускает давление брата, матери, отца, друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Аня М. |
Низкая |
Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Марат Б. |
Средняя |
Допускает давление отца, брата. Оказывает влияние на мать. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Олег К. |
Низкая |
Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Максим К. |
Высокая |
Допускает давление матери и отца |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Юра Н. |
средняя |
Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Вика К. |
средняя |
Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
Коля К. |
средняя |
Допускает давление учителя, баб., матери., отца, друзей |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Лейсан К. |
средняя |
Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 12%, средний – 50%, а низкий у 38% учащихся. Так же можно сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе признает свое сходство с другими, а вот 39% считают себя уникальными.
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.
Учащиеся с высоким уровнем самооценки :
1. Вероника А.
2. Максим К.
Учащиеся с низким уровнем самооценки:
1. Женя П.
2. Настя К.
3. Юнус С.
4. Саша Р.
5. Влад М.
6. Аня М.
7. Олег К.
Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
при организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;
учить слушать других;
воспитывать чувство сопереживания;
оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
не предъявлять к ребенку завышенных требований;
не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
вовлекать учащихся в коллективную работу;
при организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Выводы по второй главе
Исследование, было проведено во 2 «Б» классе школы №18 г.Пинска с использованием следующих методик:
1.Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки.
2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).
Результаты показали, что из 18 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, они занимают высокий социальный статус в классе, у 9-средний и у 7- низкий.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.
Так как самооценка младшего школьника носит эмоциональный характер, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки каждого ребенка и учитывать их в учебном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя психолого-
когнитивный;
оценочный;
поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Исследование, было проведено во 2 «Б» классе школы №18 г.Пинска с использованием следующих методик:
1.Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки.
2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).
Результаты показали, что из 18 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, они занимают высокий социальный статус в классе, у 9-средний и у 7- низкий.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.
Так как самооценка младшего школьника носит эмоциональный характер, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки каждого ребенка и учитывать их в учебном процессе. Гипотеза была подтверждена в ходе проведения исследования по изучению самооценки младшего школьника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Психологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте