Психологические особенности общения у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста………………………………………………………………………...…..6

Возрастной портрет старшеклассника……………………..……….…….6

Особенности общения старшеклассника………………..………………10

Межличностные отношения в старшем школьном возрасте …………………………………………………………………………...…12

Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников…………………………………………………………….....16

2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассников……….....26

2.2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………...………21

Заключение ………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение 1……………..……………………………………………………...30

Приложение 2………………………………………………………….……….33

Файлы: 1 файл

Психологические особенности общения у старшеклассников.docx

— 60.91 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

 

 

Методика диагностики  «помех» в установлении эмоциональных  контактов В.В. Бойко.

Инструкция.

Читайте суждения и отвечайте  «да» или «нет».

1. Обычно к концу учебного  дня на моем лице заметна  усталость.

2. Случается, что при  первом знакомстве эмоции мешают  мне произвести  более благоприятное  впечатление на партнеров (теряюсь,  волнуюсь, много говорю, замыкаюсь).

3. В общении мне часто  недостает эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь  окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против  того, чтобы изображать учтивость,  если тебе не хочется

6. Я обычно умею скрыть  от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с  одноклассниками я продолжаю  думать о чем-то своем.

8. Бывает, я хочу выразить  партнеру эмоциональную поддержку.  Но он этого не чувствует,  не воспринимает.

9. Чаще всего в моих  глазах видна озабоченность.

10. Все мои неприятные  переживания обычно написаны  на моем лице.

11. Пожалуй, я несколько скован, зажат.

12. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

13.Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

14. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы и т.д.

15. Разговаривая, излишне жестикулирую.

16. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

17. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

18. Мне сложно смотреть в глаза в общении с малознакомым человеком.

19. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть неприязнь к плохому человеку.

20. Мне часто бывает весело без всякой причины.

21. Мне очень просто сделать по собственному желанию разные выражения лица: печаль, радость, испуг и т.д.

22. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

23. Мне часто что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Итоги:

«помехи» в установлении эмоциональных контактов

Номера вопросов и ответы

6. Неумение управлять  эмоциями, дозировать их

+1, -6, +11, +16, -21

7. Неадекватное проявление  эмоций

-2, +7, +12, +17, +22

8. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

+3,+8, +13,+18,-23

9. Доминирование негативных  эмоций

+4,+9,+14, +19

10. Нежелание сближаться  с людьми на эмоциональном  уровне

+5, +10, +15, +20,


 

сумма набранных балов может колебаться от 0 до 23. Чем больше баллов, тем очевиднее  эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако если набрано очень мало (0-2). Либо ответы были не искренни, либо плохое видение себя со стороны.  Если набрано не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают общаться с партнерами: 6-8 баллов – некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9-12 баллов -  свидетельство того, что эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми. Обратите внимание нет ли помех, которые отчетливо возникают у – это пункты, по которым набрано 3 и более баллов.

 

 

Приложение 2

 

 

Анкета для учащихся 11-х  классов.  На каждый вопрос анкеты предлагается ответить расширенно( 3-4 предложения), или по возможности написать мини-сочинение, раскрыв свое отношение к вопросу.

Блок I.

1. Умеете ли Вы общаться?

2. С кем Вы предпочитаете  общаться?

3. Что такое общение?

4. Для чего Вы общаетесь?

5. Нужно ли учиться  общению?

Блок II

6. Возникают ли  у Вас  трудности в общении и с  кем?

7. Легко ли Вы устанавливаете  контакты с новыми людьми??

8. Вы считаете себя  интересным собеседником?

9. Кто виноват в трудностях  во время общения?

10. Кто первым начинает разговор, если возникла напряженная ситуация?

Блок III.

11. С кем Вы хотели поехать отдыхать?

12. С кем бы Вы пошли к зубному?

13. Кому Вы доверитесь рассказать о важном событии, вещах которые вас очень волнуют?

 


Информация о работе Психологические особенности общения у старшеклассников