Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:10, курсовая работа
Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста………………………………………………………………………...…..6
Возрастной портрет старшеклассника……………………..……….…….6
Особенности общения старшеклассника………………..………………10
Межличностные отношения в старшем школьном возрасте …………………………………………………………………………...…12
Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников…………………………………………………………….....16
2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассников……….....26
2.2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………...………21
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
Приложение 1……………..……………………………………………………...30
Приложение 2………………………………………………………….……….33
Приложение 1
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.
Инструкция.
Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».
1. Обычно к концу учебного дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при
первом знакомстве эмоции
3. В общении мне часто
недостает эмоциональности,
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с одноклассниками я продолжаю думать о чем-то своем.
8. Бывает, я хочу выразить
партнеру эмоциональную
9. Чаще всего в моих глазах видна озабоченность.
10. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
11. Пожалуй, я несколько скован, зажат.
12. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
13.Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
14. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы и т.д.
15. Разговаривая, излишне жестикулирую.
16. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
17. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
18. Мне сложно смотреть в глаза в общении с малознакомым человеком.
19. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть неприязнь к плохому человеку.
20. Мне часто бывает весело без всякой причины.
21. Мне очень просто сделать по собственному желанию разные выражения лица: печаль, радость, испуг и т.д.
22. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
23. Мне часто что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Итоги:
«помехи» в установлении эмоциональных контактов |
Номера вопросов и ответы |
6. Неумение управлять эмоциями, дозировать их |
+1, -6, +11, +16, -21 |
7. Неадекватное проявление эмоций |
-2, +7, +12, +17, +22 |
8. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций |
+3,+8, +13,+18,-23 |
9. Доминирование негативных эмоций |
+4,+9,+14, +19 |
10. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональном уровне |
+5, +10, +15, +20, |
сумма набранных балов может колебаться от 0 до 23. Чем больше баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако если набрано очень мало (0-2). Либо ответы были не искренни, либо плохое видение себя со стороны. Если набрано не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают общаться с партнерами: 6-8 баллов – некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9-12 баллов - свидетельство того, что эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми. Обратите внимание нет ли помех, которые отчетливо возникают у – это пункты, по которым набрано 3 и более баллов.
Приложение 2
Анкета для учащихся 11-х классов. На каждый вопрос анкеты предлагается ответить расширенно( 3-4 предложения), или по возможности написать мини-сочинение, раскрыв свое отношение к вопросу.
Блок I.
1. Умеете ли Вы общаться?
2. С кем Вы предпочитаете общаться?
3. Что такое общение?
4. Для чего Вы общаетесь?
5. Нужно ли учиться общению?
Блок II
6. Возникают ли у Вас трудности в общении и с кем?
7. Легко ли Вы устанавливаете контакты с новыми людьми??
8. Вы считаете себя интересным собеседником?
9. Кто виноват в трудностях во время общения?
10. Кто первым начинает разговор, если возникла напряженная ситуация?
Блок III.
11. С кем Вы хотели поехать отдыхать?
12. С кем бы Вы пошли к зубному?
13. Кому Вы доверитесь рассказать о важном событии, вещах которые вас очень волнуют?
Информация о работе Психологические особенности общения у старшеклассников