Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:17, реферат
Актуальность темы обусловлена тем, что лидерство является одним из наиболее важных факторов групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольшим эффектом.
В современных условиях конкурентной среды существенно возрастает необходимость обеспечения эффективного руководства и управления группой (будь то организация, политическое объединение). Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Психологические особенности лидерства
Глава 1. Теоретические основы лидерства
1.1. Понятие о лидере…………………………………………………...4
1.2. Типология лидерства………………………………………………6
1.3. Основные теории лидерства………………………………………8
Глава 2. Исследования психологических особенностей лидерства
2.1. Методы выявления лидерских способностей……………………10
2.2. Психологическая характеристика успешного лидера…………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………17
Широко известна методика «Диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)». Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств, характерологических черт личности. Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать; терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях; оптимистичен, не относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Так же разработана методика «КОС». В аббревиатуре методики отражены ее функциональное значение (исследование коммуникативных и организаторских способностей). Авторы данной методики - В.В. Синявский и В.А. Федорошин. В основе разработки - известные проективные методики анкетного типа. Методика «КОС» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному
опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом. Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Широко используемая социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
2.2 Психологическая
характеристика успешного
Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров. Эти характеристики предоставляют возможность сравнить реальное поведение и идеальное поведение лидера, помогая тем самым ликвидировать различия между тем и другим.
- Особенности мышления.
1. Способность
к экстраполяции. Сильные
2. Способность
к разработке нескольких
3. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи.
4. Понимание.
Успешно действующие
- Умение справляться с агрессией.
5. Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения.
6. Настойчивость.
Успешно действующие
7. Способность
к сотрудничеству. Такому руководителю
свойственны умение
8. Инициативность.
Успешно действующий лидер
9. Энергичность. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости.
- Управление эмоциями.
10. Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время.
11. Сензитивность.
Руководители высшего уровня
восприимчивы к чувствам
- Лидерство в конкретных областях.
12. Идентификация
себя с делом. Наиболее
13. Способность
к сочувствию. Успешно действующие
руководители проявляют
14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Его самое сильное стремление - не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.
15. Независимость.
Такого лидера нельзя
- Личностный идеал.
16. Гибкость. Лидер
должен быть открыт для
17. Устойчивость
к стрессу. Лидер умеет
18. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы.
- Лидерство в конкретных областях.
19. Руководство
сообществом. Лидер отдает
20. Чувство юмора. Лидер способен видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Он не позволяет неудачам угнетать себя, способен найти в ситуации что-то забавное.
21. Цельность личностного идеала. Лидер последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу.
Заключение
До сих пор однозначного понимания «лидерства» нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект.
Сложность роли лидера, находящегося в стадии становления раскрыта путем рассмотрения многообразных функций, которые входят в позицию лидера. Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит.
Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать. Современный руководитель просто обязан быть лидером, т.е. обладать не только формальным статусом в группе, но и неформальным.
Список используемой литературы
1. Психология лидерства: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004
2. Бендас Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие. - Питер, 2009.
3. Лансберг М. Лидерство.
Видение, вдохновение и
4. Т.В. Бендас Методика выявления лидеров группы/Вестник практической психологии образования № 4(17) октябрь-декабрь 2008