Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:09, курсовая работа
Предмет исследования психологические особенности взаимодействия с личностными качествами подростков, тяготеющих к конфликтному поведению в стрессовой ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности учащихся подросткового возраста.
2. Определить влияния эмоционального состояния на поведение подростка.
На основе анализа результатов можно отметить, что стратегии поведения, которые были выбраны респондентами, сильно не отличаются друг от друга.
Обе группы испытуемых склонны планировать свои действия, и лишь затем претворять их в жизнь, обоим группам свойственна эмоциональность в поведении. Ценности так же принципиально не отличаются, так как учащиеся и учащиеся выделили для себя такие ценности как престиж и семья, при этом учащиеся добавили к ним еще две, это ценность образования и ценность достижений, причем ценность достижений характерна только, в связи со рода деятельности.
Таким образом, уровень ценностной ориентации влияет на стрессоустойчивость старшеклассников в конфликтной ситуации. В частности, те старшеклассники, которые отличаются уровнем ценностей ориентированных образование и семью отличаются более устойчивым поведением в конфликтной ситуации, так как ориентированы на успех от действий в коллективе и не склонны к эскалации конфликтов.
Учащиеся, которые в вопросах ценностей ориентированы больше на себя, удовлетворение личных интересов и комфорта склонны с созданию конфликтных ситуаций с целью удовлетворения сиюминутных потребностей так как они в ходе своих действий не соотносят личные требования с вопросами, которые требуют коллективного решения, что, как правило, ведет к конфликту личных и коллективных интересов.
Достижение высоких результатов невозможно без веры в свои силы и потенциальные возможности. В тех случаях, где поражение неизбежно или цель не достигнута, эти испытуемые склонны создавать конфликтую ситуацию, а не обращаться к успехам и результатам, которые они достигли ранее, что позволило бы не заострять внимание на неудачах, и преодолеть травмирующую ситуацию и ставить перед собой новые цели.
Таким образом, в старших классах для минимизации конфликтных ситуаций и повышения стрессоустойчивости старшеклассников, особенно в период подготовки к экзаменам очень важно обращать внимание на то, чтобы выяснить ценностные ориентации подростков и провести коррекцию их поведения путем информирования о том, какие пути существуют для решения, создавшихся у них внутренних противоречий.
Особенности деятельности подростков в значительной мере связаны с когнитивным развитием ребенка, что отражается в первую очередь на его деятельности и внимании. Причины изменений мыслительной и поведенческой деятельности подростка состоят непосредственно в противоречивости этого возрастного периода.
В основном эти изменения связаны, как правило, с новыми интересами, острыми переживаниями и, становящейся хронической эмоциональной нестабильностью, которая все чаще проявляется в импульсивности подростка, а иногда и в его агрессивности. Умственная деятельность в этом возрасте, также как и поведение подростка в значительной степени зависит от общего состояния его меняющейся мотивационной сферы.
Дело в том, что подросток внимателен лишь в отношении только того, что связано с его непосредственными и актуальными потребностями, а также переживаниями. В этом возрасте у учащихся наблюдается общее и значительное развитие всего объема внимания, повышение его устойчивости, а также развитие способностей к резкому переключению и перераспределению внимания.
Параллельно у подростков отмечается некоторое ухудшение результатов в их учебной деятельности и поведения, рост конфликтности. Дело в том, что это происходит из-за того, что умственные способности у подростка по сравнению с предыдущим периодом, приобретают совершенно новое качество, они выстраиваются опосредованно.
Такое явление происходит по причине развития понятийного, языково-логического, а также абстрактного мышления. Таким образом, подросток уже может оперировать сложными понятиями, он может рассуждать о различных свойствах и качестве предметов, способен выдвигать гипотезы, изъявляет желание планировать свою исследовательскую деятельность и уже способен усваивать значительные массивы информации.
1 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001., с. 89
2 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2001., с. 91
3 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
4 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
5 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
6 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
7 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
8 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
9 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
10 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
11 Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33
12 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
13 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
14 Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29
15 Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ.; общ. ред. Е.М. Крепса. – М.: Прогресс, 1979.
16 Николаева Е.И. Психофизиология. Психофизиологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЭР СЭ; Логос, 2003.
17 Гельгорн Э., Ауфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства – М.: Мир, 1996.
18 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178–208.
19 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – С. 20.
20 Кокс Т. Стресс.– М.: Медицина , 1981. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М.: Педагогика, 1975.
21 Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. – М.: Наука, 1978.
22 Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. – С. 75.
23 Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. – С. 75.
24 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – С. 37-38.
25 Там же.
26 Там же. – С. 2.
27 Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987.
28 Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
29 Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
30 Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
31 Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001, с. 137
Информация о работе Психологические и поведенческие особенности подросткового возраста