Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 14:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. описать общую характеристику игры дошкольника;
2. определить структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. охарактеризовать различные виды игр дошкольников;
4. изучить психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии.
Введение………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
1 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте …………………………..5
1.1 Общая характеристика игры дошкольника………………………………………..5
1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………….6
1.3 Характеристика различных видов игр дошкольников……………………………8
2 Психологическое влияние игры на развитие дошкольника……………………….14
2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка……………………………………..14
2.2 Влияние игрушки на психическое развитие ребенка……………………………17
2.3 Современные дети и современные игры в зеркале психологии……………...…21
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий……………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………………28
Низкий уровень развития игры в дошкольном детстве имеет печальное отражение в психике и личности ребёнка. Всем известно, что в процессе игры происходит наиболее интенсивное развитие мышления, эмоций, общения, воображения, сознания детей.
В возрасте семи-восьми лет, у детей желание играть сменяется желанием учиться. Однако родителями и учителями было замечено, что сегодняшние ученики начальных и даже средних классов увлекаются детскими играми. Почти все первоклассники несут в школу игрушки, с азартом играя на переменах или тайком на уроке; заменяют игрой приготовление домашнего задания. Почему так происходит?
Игру «вытеснили» из дошкольного детства, с ее законного места. В отместку она переместилась на ступень более старших возрастов, предполагающих другие, более взрослые интересы: не наигравшийся ребенок не может вовремя повзрослеть, и его дошкольный возраст, то есть возраст игры, растягивается на последующие годы.
Главная задача родителей и педагогов в такой ситуации - создание для малыша условий, побуждающих играть. Очень важно стимулирование игровой деятельности. Но это не так просто, как выглядит на первый взгляд. Чтобы ребёнок играл, родитель должен обладать психологическими знаниями и педагогическими умениями.
Дошкольный возраст - самый уникальный и решающий период развития ребёнка, характеризующийся возникновением основ личности, воли и произвольного поведения, активным развитием воображения, творчества, общей инициативности. Всё это может формироваться только в процессе игры. Доказано многочисленными психологическими исследованиями, что игра напрямую влияет формирование личности ребенка, на его потребности и мотивы, волю и воображение. Именно через игру ребёнок определяет своё место в социуме («Я еще ребенок!») и желание взрослеть.
Дошкольный возраст - классический возраст игр. В этот период происходит возникновение и приобретение наиболее развитой формы особого вида детской игры, получившей название сюжетно-ролевой.
В процессе сюжетно-ролевой игры дети имитируют отношения взрослых. В таких играх дети могут лучше сосредоточиться и больше запомнить, чем по открытому заданию взрослого. Ребёнок легче выделяет сознательные цели (сосредоточиться, запомнить) в игровой деятельности.
Благодаря игре у малыша возникают новые желания. Он учится желать, при этом соотносит свои желания с идеей, с образом взрослого (то есть с ролью). Дошкольник старается воспроизвести "правильные действия". Через действия «понарошку» (условные и обобщенные) малыш начинает понимать смысл реального действия и эмоционально его переживает. Эмоциональное переживание - это первый шаг на пути к интеллектуальному пониманию действительной сути деятельности взрослых.
Сначала ребёнок осваивает смысл и мотивы деятельности, а потом (на основе этого) техническую сторону действия. Это называется законом психического развития. Именно ролевая игра способствует рождению и реализации желания действовать как взрослый.
В ходе ролевой игры развивается воображение. Игровые действия разворачиваются в вымышленной ситуации; реальными предметами заменяют воображаемые; ребенок исполняет роль отсутствующего персонажа.
Добровольное подчинение ребёнка правилам является преимуществом игры перед любым другим видом детской деятельности. Удовольствие, полученное от игры, даёт ребёнку возможность осмыслить и осознать своё поведение. Поэтому игра считается единственной областью, в которой малыш проявляет свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно игра учит детей контролированию и оцениванию себя, пониманию своих действий, и (самое главное) желанию действовать правильно. Отношение современных детей дошкольного возраста к игре (а значит и сама игровая деятельность) претерпели существенные изменения. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Тем самым ребёнок становится частью общества, учится быть самостоятельным и учитывать желания других детей.
Все эти факты подтверждают то, что игра имеет огромное значение для развития всех психических процессов и личности ребенка.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Воображение |
форма психической деятельности, выражающаяся в построении новых образов действительности на основе ранее сформированных представлений |
2 |
Дошкольный возраст |
этап психического развития от 3 до 6–7 лет, характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра |
3 |
Игра (детская) |
вид активности, заключающийся в
воспроизведении детьми действий взрослых
и отношений между ними и направленный
на воссоздание, познание и усвоение
общественного опыта и |
4 |
Игра дидактическая |
[греч. didaktikos - поучительный] - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями |
5 |
Игровая деятельность |
ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых |
6 |
Игрушка |
предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект |
7 |
Рефлексия |
способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей |
8 |
Ролевая игра |
основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с сюжетом игры |
9 |
Способности |
врожденные или приобретенные индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения той или иной деятельности, способствующие легкому и быстрому обучению новым способам и приемам деятельности |
10 |
Умение |
освоенный индивидом способ решения определенного класса задач, подготовленность к практическим и теоретическим, позволяющая выполнять их быстро и точно |
1 |
Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие/ В.Н. Белкина.- Москва: Академический проект, 2005.- 256 с.- ISBN 5-8291-0510-1 |
2 |
Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии/ Елена Смирнова и другие. - Москва: Ломоносовъ, 2009. - 224 с.- ISBN 978-5-91678-011-6 |
3 |
Волков, Б. С. Дошкольная психология: учебное пособие/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова.- Москва: Академический проект, 2007.- 288 с.- ISBN 978-5-8291-0842-7 |
4 |
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2006. - 220 с. - ISBN 5-87852-043-5 |
5 |
Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие/ О.О. Косякова.- Москва: Феникс, 2007.- 416 с.- ISBN 978-5-222-12194-8 |
6 |
Кулягинова, О. А. Психология детства. Азбука для родителей/ О. А. Кулягинова.- Москва: Феникс, 2008.- 256 с.- ISBN 978-5-222-14427-5 |
7 |
Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник/ В. С. Мухина. - Москва : ACADEMIA, 2006. - 606 с. - ISBN 5-7695-2648-3 |
8 |
Мухина, В. С. Детская психология : учебное пособие / В. С. Мухина. Москва : Эксмо-Пресс, 2000.-352 с.- ISBN 978-5-04-003884-8 |
9 |
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для студентов вузов/ Л. Ф. Обухова ; [М-во образования Рос. Федерации]. - Москва : Высшее образование : МГППУ, 2006. - 460 с.- ISBN 5-9692-0024-7 |
10 |
Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е. Е. Сапогова.-Москва:Аспект Пресс, 2005.-460 с.- ISBN 5-7567-0154-0 |
11 |
Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для студентов вузов/ Е. О. Смирнова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. – 366 с. - ISBN 5-691-00893-5 |
12 |
Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-5047-8 |
13 |
Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 384 с. - ISBN 978-5-222-16740-2 |
А |
|
Б |
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника