Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 12:33, курсовая работа
Цель работы: исследовать психологическую мысль периода Возрождения и ее отражение у наиболее ярких ее представителей.
Задачи работы:
1. Выявить наиболее яркие события связанные с эпохой Возрождения.
2. Исследовать наиболее ярких представителей психологической мысли периода Возрождения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДА ……………………………..5
1.1 Идеология культуры Возрождения………………………………….6
1.2 Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке……………………………………………………………..7
1.3 Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения……………………………………..8
1.4 Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей………………………………………………………….8
1.5 Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке……………………………………………………11
1.6 Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо………………………………………………….12
1.7 Идеи ренессанса в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци……………………………………………………….15
1.8 Концепция человека Леонардо-да Винчи…………………………..19
2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………..22
2.1 Николай Кузанский……………………………………………………22
2.2 Бернардино Телезио………………………………………………….23
2.3 Хуан Луис Вивес………………………………………………………24
2.4 Гомес Перейра………………………………………………………….25
2.5 Николо Макиавелли – политическая философия…………………..25
2.6 Пико делла Мирандола……………………………………………….27
2.7 Джордано Бруно……………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34
В понимании Макиавелли, лидер - это государь, который объединяет около себя общество и для этого он идёт на всё и всеми возможными способами. Так что, он постоянно идёт на конфликт, а без этого у него ничего не получится.
2.6 Пико делла Мирандола
Замечательный итальянский гуманист Пико делла Мирандола (1463-1494) стяжал славу самого образованного и всеобъемлющего ума своего времени. Мечтой мыслителя, так и не осуществленной, было показать единство двух основных школ древнегреческой философии - платоновской и аристотелевской. Философия Мирандолы была творческим обобщением лучших традиций античной христианской, арабской мысли (он знал 22 языка), а также еврейской и восточной мистики. Если Фома Аквинский дал философско-религиозный синтез средневековой культуры, то Мирандола - ренессансной. Аристократ по рождению, мыслитель писал о безмерных творческих возможностях человека, о ценности и неповторимости личности, защищал право на свободомыслие, призывал к духовному развитию всех людей, независимо от происхождения и социального статуса. Разрушая божественный детерминизм средневековья, Мирандола высвобождал волю человека, награждал ее свободой, достойной земного бога.
Учение о человеке Мирандола пытался обосновать в “Речи о достоинстве человека”, прославившей его среди современников и оказавшей влияние на формирование гуманистической мысли XVI века. По мысли философа, Бог, сотворив человека, специально дал ему “ неопределенный образ ” и, поставив в центр мира, сказал: “Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные... . О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет! ”. Человек у него есть связующее звено между материей и духом, он - узел мира, способный возвыситься к Богу или опуститься до состояния животного. Природа человека не определена изначально и этим близка к природе Бога. Высшее предназначение человека - насладиться величием мироздания. Достижение такого счастья невозможно без философии.
Смещение акцента с теологии на философию, на науку, восхвалению которой посвящено немало страниц, оказывается закономерным завершением рационалистических тенденций в возрожденческой мысли XV века. Достоинство человека, по Мирандоле, проявляется только в свободной деятельности разума на путях науки и знания. Для самого философа целью жизни было отыскание единой истины, источником которой могли служить совершенно разные религиозно-философские системы. Поиски единой истины покоились на убеждении в единстве и универсальности логоса, т. е. слова, доступного знанию, интерпретации. Главное было найти “ключ”, метод к постижению логоса. Поэтому Мирандола искал его в символике каббалы, в мистике пифагореизма, в античной и средневековой мысли. Много времени он посвятил магии, которую считал практической частью науки о природе, “завершающей ступенью философии природы”.
Космологические идеи Мирандолы проникнуты пантеизмом, отчетливо просматривающимся в его произведениях “О Сущем и Едином” и “Гептапл ”. Бог как некое единство и абстрактная целостность присутствует повсюду и не локализован. Он есть все, но - вне этого мира. Как “чистое существование” Бог исключает всякую определенность, поэтому Он непознаваем. Сам мир, одушевленный неким разумным началом, может быть познан. “Повсюду, где есть жизнь, - там есть и душа, а там, где душа, есть и разум”. Числа-принципы заключены в душе, разумно оживляющей мир. Душа человека, равнозначная по своей рациональной сущности душе мира, в общении с вещами раскрывает их смысл.
2.7 Джордано Бруно
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы.
Идеи Кузанского непосредственным образом повлияли на натурфилософию Джордано Бруно, который с энтузиастическим восторгом ставил его “ выше Пифагора, Коперника и Аристотеля”. Крупнейший деятель эпохи Возрождения Дж. Бруно (1548-1600) продолжил традиции вольномыслия итальянских гуманистов в философии природы, в натурфилософии. Важнейшее положение, сформулированное Бруно, состояло в утверждении бесконечности природы. Бесконечное могущество Бога, по Бруно, не может ограничиться созданием конечного мира. Бесконечные свойства Бога Кузанского превратились у Бруно в бесконечность природы. Однако учение о бесконечности природы у него, в отличие от Кузанского, не осталось лишь умозрением. Опираясь на открытие Коперника, Бруно стремился дать физическую и астрономическую конкретизацию этого натурфилософского принципа. Переосмысляя теорию Коперника, Бруно освободил ее от традиционных представлений о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно которому Солнце составляет абсолютный центр Вселенной, а потому неподвижно. Развивая идеи Кузанского, Бруно доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится повсюду и - нигде, то есть обосновывал идею бесконечности Вселенной.
Формообразующее активное начало, считал Бруно, имеет своим источником материю. Но материя - это не просто источник деятельности. Ее развитие подчинено закономерностям, развертывающимся из некоего единого субстанционального принципа через многочисленные диалектические переходы, борьбу противоположностей, являющихся результатом деятельности “мировой души”. Опираясь на гилозоистские представления, Джордано Бруно делает вполне конкретные выводы о необходимой заселенности иных миров, о характере движения небесных тел. Такого рода одушевление природы помимо влияния определенных тенденций античной философии имело под собой скрытое стремление не просто приблизиться к недоступному Богу, в лучшем случае позволяющему созерцать свое совершенство, а овладеть субстанциональными началами природы в целях ее практического использования.
Само понимание природы как единства противоположных начал добра и зла (Я. Беме), единичного и всеобщего (Т. Кампанелла), тепла и холода (Б. Телезио), очень близко к диалектике древних, однако акценты здесь расставлены иначе. Диалектические переходы в сочетании с гилозоизмом, с одушевлением природы и стремлением овладеть этой неуловимой, постоянно меняющейся “душой” вещей приводят к своего рода магии противоположностей... “Кто хочет познать наибольшие тайны природы, - пишет Бруно, - пусть рассматривает и наблюдает максимумы противоположностей и противоречий. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения”. В этой нацеленности на познание сути вещей - одна из величайших заслуг лучших представителей философии Возрождения. Однако стремление овладеть диалектикой противоположностей было весьма прямолинейным и зачастую оборачивалось попытками непосредственно воздействовать на субстанциональную основу вещей, которая представлялась им одушевленной, родственной человеку - “микрокосму”. Не случайно многие мыслители Возрождения занимались астрологией, ятрохимией, каббалой, различными видами “натуральной магии”. Подобно натурфилософским системам прошлого, значимость философии в этот период также определялась построением всеобъемлющей закономерной структуры бытия, истинность которой обосновывалась “божественными прорицаниями, геометрической необходимостью, философскими доводами и очевидными опытными данными”. Но если натурфилософия, философия природы древних являлась симбиозом философских положений, умозрений и наблюдений, то теперь сюда присоединяется еще один компонент - решение практических задач. Известная идея древних о соответствии микрокосма макрокосму приобретает особое звучание: универсальные философские законы пронизывают любую частицу бытия, они неотделимы от частного, “отдельного” существования. Естественным следствием такого хода мысли оказалось прямое, минующее весь сложный путь овладения объектом воздействие на “философское всеобщее” через ту конкретную форму, в которой оно себя проявляет. Это обратная сторона натурфилософского мышления, ведущая уже к прямому вмешательству философии в ход экспериментального действия. Опыт (эксперимент) оказывается лишь символическим выражением преобразования не самих материальных сил, а стоящих за ними мировых сил. Философия природы теперь стремится распространить свое влияние не только на построение картины мира, но и на саму опытную основу знания, поэтому мистически трактуемый опыт переплетается с реальными опытными исследованиями. Примеры этому можно найти не только у Бруно, но и в работах Везалия, Сервета, Кеплера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение эпохи возрождения трудно переоценить. По меркам того времени это была своего рода революция в мыслях, искусстве, понимании места человека в мира, его возможностей. Перелом заключался в переоценке предназначения человека, теперь человек может и обязан творить себя и вносить свой вклад в мир. Если раньше человек был "рабом Божьим", то теперь человек человеку Бог. Это был отказ от понимания мира лишь сквозь призму христианства, подстегнутый, с одной стороны, развитием науки и техники, а, с другой, развитием людей и мысли. Наступает понимание отсутствия очного знания, или даже ощущение. Но не стоит сильно переоценивать этот период, он имел свои заблуждения, и ошибки.
Авторитет Аристотеля "падал", т. к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.
Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен натурфилософский период философии Возрождения. Работами Бернардино Телезио и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно - естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста.
В 16 веке произошло возрождение философии медицины Гиппократа.
Продолжала существовать натурфилософия магико-мистического типа.
Но через всю эпоху Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается философского содержания возрожденного платонизма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов эпоха Возрождения не внесла. Значение имеет лишь полемика "превосходства" Платона над Аристотелем. Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского. Он был предшественником итальянской натурфилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса.
В заключение необходимо отметить, что эпоха Возрождения породила предшественников утопического социализма - Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу - автора "Города солнца".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Психологическая мысль периода Воз-рождения конец XV – начало VII вв