Психологическая характеристика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 04:29, контрольная работа

Описание работы

Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения

Изучаемая личность выбрана мой, так как это человек является для меня близким и мне хотелось бы узнать о типе и свойстве его темперамента, есть или нет психопатии, так же его Я-концепцию, уровень его самооценки. Хотелось бы больше узнать о том, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Заодно и проверить на сколько хорошо он открыт для меня, достаточно хорошо ли я его знаю.

Содержание работы

1. Общие сведения об изучаемой личности
2. Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения
3. Методы психологического исследования, использованные для изучения выбранной личности
4. Тип телосложения выбранной личности по Кречмеру, по Шелдону
5. Тип и свойства темперамента по Кречмеру, Шелдону, Павлову, Юнгу.
6. Психопатии (если есть) и акцентуации характера (обосновать эмпирическими данными)
7. Общие и специальные способности
8. Направленность личности (преобладающие потребности и интересы)
9. Локус контроля
10. Я-концепция (я-образ, самооценка, уровень притязания)
11. Выводы: на сколько выбранная личность реализована в жизни, что мешает ему быть счастливым, что можно посоветовать
12. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к.р. по психологии.docx

— 246.08 Кб (Скачать файл)

Психопатия проявляется патологическими чертами характера, дисгармонией личности, нарушениями эмоциональной и волевой сфер, нарушением адаптации личности в обществе. Дисгармоничность, неуравновешенность личности определяет особенности психической деятельности. Интеллект существенно не страдает.

Типы  психопатии:

    1. Паранойяльный тип. Основная черта - склонность к образованию сверхценных идей (собственной значимости, изобретательства, ревности, сутяжничества и др.). Находясь полностью под властью этой идеи, направляет на реализацию ее все свои силы. При этом все факты, опровергающие правильность этой идеи или не подтверждающие ее, отбрасываются или не принимаются во внимание. Попытки разубедить приводят к усилению его убежденности в правильности его идей и необходимости реализации намеченных действий. Эти люди обычно подозрительны, застревают на мелочах, обидах, склонны к мести Мышление паранойяльных личностей характеризуется инертностью, обстоятельностью. Они весьма склонны к конфликтам, сутяжничеству. 
    2. Гипертимный тип. Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.
    3. Циклоидный тип. Встречается только в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается одна из форм нервно-психического расстройства - циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п. ). В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.
    4. Лабильный тип. Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умени ем правильно подметить черты своего характера. 
    5. Астено-невротический тип. Также встречается только в виде акцентуации характера Патологический уровень проявляется чаще всего развитием неврозов в виде неврастении. Главными чертами является повышен ная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтож ному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки
    6. Сенситивный тип. У этого типа две главные черты - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множе ство недостатков, особенно в области качеств морально-этических и воле вых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверх ностные формальные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситу ация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объ ективности
    7. Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы - при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные. 
    8. Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты - эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно - неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм.
    9. Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело - с гневом и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику - от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя гораздо более конформными, чем есть на самом деле.
    10. Истерический (гистрионический) тип. Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.
    11. Неустойчивый тип. Главная черта - нежелание трудиться - ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная - легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.     
    12. Конформный тип. Главная черта - постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" - от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому "за компанию" легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста новке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

 

 

Четко выраженных признаков  психопатии у изучаемой личности обнаружено не было.

 

Акцентуация характера-личностная черта , находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера , при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. Согласно МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни.

Для определения акцентуации  характера изучаемой мною личности, я использовала тест-опросник «Акцентуации характера по Шмишеку».

Свойства характера

«Да»

«Нет»

Гипертимность

3333333

-

Дистимичность

3

-

Циклотимность

333

-

Эмоциональность

33

-

Демонстративность

222222

-

Застревание

2222

2

Педантичность

2222

-

Тревожность

-

-

Возбудимость

3333

-

Экзальтированность

6666

-

Ложь

11

-


 

Обработка результатов

Количество совпадающих  с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

Таким образом, у личности, которую я изучаю, больше всего  выраженны такие типы акцентуации, как гипертимность и экзаьтированность.

 

 

 

Общие и специальные  способности

 

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и

приобретенных регуляционных  свойств, которые определяют психические

возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к  физическим,

психофизиологическим  и психическим возможностям человека. Способность –

мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы,

наиболее полно  отвечающие требованиям широких  сфер деятельности.

Высокая способность  к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс

способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, —

одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный  в эпохально-значимые

свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).

Психические особенности  одаренности и тем более гениальности проявляются в

высокоразвитом  интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных

качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в

которую никто не может попасть; гениальность — попадание  в цель, которую

еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к

поиску принципиально  нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди

отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и

гениальности содействуют  благоприятные социальные условия, не сковывающие

нестандартные черты  личности. Общество должно быть духом  определенных

социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий  гений.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам.

Они проявляются  в скорости и прочности овладения  способами определенной

деятельности, выступают  как регуляционные особенности  психической

деятельности индивида.

Задатками способностей являются особенности нервной системы,

обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и

полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования

временных нервных  связей, их устойчивость, соотношение  первой и второй

сигнальных систем.

Природные предпосылки  способностей многозначны — на их основе могут быть

сформированы различные  способности, они поддаются перестройке

(рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической

регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов  восполняется

силой других компонентов.

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов

деятельности, в  которые включаются люди. Кроме разделения способностей по

видам деятельности, в которых они проявляются, способности  принято делить

на общие и  специальные.

Одной из задач психологической  теории является определение сущности

способностей, закономерностей  их развития и появления, а также  путей их

формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии,

исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема

способностей может  быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее

психическое явление.

 

Специальные способности  представляют собой своеобразную форму  проявления

общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.

 

 

Основания для  классификации способностей могут  быть разные:

 

    1. по происхождению:

 

а) естественные

б) специфические

Биологические способности  есть и у животных и у людей. Это – чувствительность, память и мышление. Считается, что специфические  человеческие способности развивались  на базе врожденных естественных способностей в результате разделения труда.

 

    1. В зависимости от участия в разных видах деятельности выделяют:

 

а) Общие способности

     б)Специальные способности

Общими называют такие  способности, от которых зависит  успешность любого вида деятельности. Под общими способностями понимают уровень развития психических познавательных процессов

 

 Выделяют следующие  виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

 

У моего испытуемого хорошо развиты физические способности. С  раннего детства он занимается разными  видами спорта: баскетбол, футбол, плавание, настольный теннис, и т.д. Очень внимательный, легкообучаемый, активный. Легко включается в работу, при это крайне редко жалуется на физическое утомление.

Направленность  личности – преобладающие потребности, интересы, убеждения.

 

Направленность  личности— это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

 

          Качества направленности:

  • Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
  • Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
  • Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
  • Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
  • Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

 

 

Установки

Установка— это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир  под определённым углом зрения и  реагировать определённым образом, без полного объективного анализа  конкретной ситуации, формируется как  на основе личного прошлого опыта  человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная  установка может быть направлена:

  • лично на самого собеседника;
  • на суть беседы;
  • на обстоятельства разговора и т.д.

Явлению психологической  установки посвящено большое  число экспериментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Информация о работе Психологическая характеристика личности