Психоанализ Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 13:49, реферат

Описание работы

Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в
1899 г. Фрейд собрал из разрозненных данных целостную картину и создал практические приемы психоаналитической работы с больными (исследование свободных ассоциаций, истолкование сновидений и фантазий, изучение ошибок речи и ошибочных действий, анализ переноса и сопротивления).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Основные идеи психоанализа.
Деление психики человека на сознательное и бессознательное…3
Основные понятия психоанализа…………………………………..5
Структура личности по Фрейду……………………………………5
Объект и предмет психоанализа…………………………………...8
Методы расшифровки бессознательного………………………………...9
Философия и психоанализ.
История философского психоанализа…………………………….10
Проблемы онтологии в психоанализе…………………………….13
Заключение……………………………………………………………………17
Список используемой литературы…………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат 'Психоанализ З.Фрейда'.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

В период первой мировой войны Фрейд внес коррективы в свою схему инстинктов. К двум уже существующим был добавлен третий инстинкт, инстинкт стремления к смерти (Тонатос, как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности". Одной из ведущих версий Фрейда является «Эдипов комплекс», как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом.

 

1.4. Объект и предмет псизоанализа.

Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок, но сознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализаций”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов.

Предметом психоанализа является в первую очередь разного рода психопатологии, в которых этот внутренний мир берет верх над сознательной жизнью. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, в виде ошибок (по Фрейду, неслучайных), могут воздействовать на сознание.

Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди. В конечном счете и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен“ эдипов и электров комплексы” или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из ранних ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека.

Фрейд подчеркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, и, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида.

 

2. Методы расшифровки  бессознательного.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге ("Психопатология обыденной жизни"). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. В лекциях по введению в психоанализ, прочитанных им для желающих в начале 20 века, З. Фрейд приводит много примеров таких ошибок и их интерпретацию. В другой работе ("Остроумие и его отношение к бессознательному") шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни. Поэтому следующим методом психоанализа является метод дешифровки сновидений. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” - то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает все механизмы взаимодействий сознательного и бессознательного.

Наше “Я” совсем не так просто, как полагали философы. Это лишь одна из составляющих психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление —первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры возвращение к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой основу психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они - суть наследия первобытности. Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному.

Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

Одним из самых интересных в психоанализе является понятие перенаправление (сублимация) влечения, отклонение влечения от своей цели, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художники и скульпторы напоминают З. Фрейду ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их в произведения искусства. Сам этот дар остается в психоанализе необъяснимым, также как неизвестно и то, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в таком, конкретном произведении искусства. Единственное, что проясняет психоанализ, это производность прекрасного от эротики. Естественно, что такие идеи не всегда были поняты современниками, что многие яростно спорили с Фрейдом. Поэтому объективная оценка трудов Фрейда создаётся только после знаменитых "социальных революций" 1960-х годов, после которых о тайном и сокровенном стали говорить более открыто. Некоторые считают, что неофрейдизм стал одним из духовных инициаторов раскрепощения.

 

3. Философия  и психоанализ.

 

         3.1. История философского психоанализа.

Психоанализ – это вид психотерапевтической и клинической практики. Но одновременно с этим он является и философским учением о человеке, социальной философией. Общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. Исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то, по их мнению, они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским трактатам. Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли оказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций.

Считается, что размышления Аристотеля, Платона, Шопенгауэра и Ницше дали толчок к формированию учения Фрейда. Выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце 19 века методов лечения истерических больных. Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворот в науке. Не уменьшая роли Фрейда, можно сказать, что для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерным признание существование "неразумной души", "неразумной жизни", протекающей таким образом, что человеку становятся "неподвластны чувства".

В философии 17-18 столетий на передний план выдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением роли и места сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том, следует ли рассматривать человеческую психику как наделенную исключительно сознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого,  что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно. У Р. Декарта этот вопрос решался однозначно: он провозгласил тождество сознательного и психического, считая, что в психике человека нет и не может быть ничего, кроме сознательно протекающих процессов. Однако, в одной из работ он не только осуществляет классификацию страстей, но и пишет о борьбе, происходящей между "низшей" частью души, названной им "чувствующей", и "высшей" ее частью - "разумной", хотя и считает, что части души не имеют принципиальных различий и, поэтому, душа фактически одна. При этом между двумя частями души нет никакой борьбы, поскольку разум является предопределяющим.

Против абсолютизации власти разумного начала в человеке выступил Б. Спиноза, выдвинувший положение, согласно которому влечение или желание есть сама сущность человека. Эти представления о соотношении разума и страстей, сознания и влечений человека нашли свое отражение в работах ряда философов, высказывавших сомнение по поводу тех или иных положений картезианской философии. Одним из таких философов был

К. Юм, который выступил против принятых представлений, что любое разумное существо сообразует свои помыслы с разумом. В рассуждениях Спинозы и Юма много сходного с тем, что позднее было выражено в психоаналитическом учении Фрейда. Это, прежде всего, положение о том, что в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания или влечения, нежели сознание, разум. Кроме того, спинозовская трактовка желаний и влечений человека в качестве его самой сокровенной, основополагающей сути целиком и полностью разделяются основателем психоанализа.

          Важное место в философии 17-18 веков занимал вопрос о взаимосвязях между сознательными и бессознательными восприятиями, идеями и суждениями, который относится к философскому пониманию природы человеческого познания. Декарт признавал наличие у человека "неясных" и "темных" восприятий, возникающих в силу двойственного происхождения восприятий как таковых. В свою очередь Спиноза различал "ясные" и "смутные" идеи. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов сознания, для объяснения которых требуется признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами. Некоторые идеи Фрейда перекликаются с идеями, выдвинутыми Фихте, например, идеи, утверждающие бессознательное в качестве первоосновы человеческого бытия, исходного материала, из которого происходит сознание  или теоретическое положение, согласно которому переход от бессознательного к сознанию сопровождается у человека ограничением свободы, связанным с наложением различного рода запретов во имя сохранения и поддержания жизни. Для Фрейда бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа, но не имеет, по сути дела, никакого отношения к конструированию объективной реальности.

Размышления о проблеме бессознательного также занимали важное место во многих философских работах 19 века. Одним из философов, отстаивающих иррационалистическую линию в философской мысли, был Шопенгауэр. Аналогичных взглядов придерживается и Ницше. Философия Шопенгауэра и Ницше оказала наибольшее влияние на формирование психоанализа. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции. Конечно, между психоанализом Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. Но рассуждения Шопенгауэра и Ницше о приоритете бессознательного над сознанием и рассмотрении бессознательного в качестве важного, определяющего элемента человеческой жизни были близки Фрейду, который поставил всю эту проблему в центр своего психоаналитического учения. Следует упомянуть и о немецком философе и психологе Т. Липсе, который заявил, что бессознательные процессы представляют собой особую сферу психического, требующую изучения. В период, предшествующий зарождению психоанализа, Фрейд неоднократно обращался к работам Липсе и, несмотря на то, что он пытался доказать, что использованное им понятие бессознательного не совпадает с той его трактовкой, какая имела место у Липсе, ибо последний акцентировал внимание на описательном аспекте данной проблематики, в то время как в психоанализе исследуются динамические стороны бессознательного, идеи этого немецкого философа оказали заметное влияние на Фрейда.

Информация о работе Психоанализ Зигмунда Фрейда