Профориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Инструкция к тесту.

«У вас есть возможность  продолжить учебу или поступить  на интересную работу. Для того, чтобы  помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.

Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень  нравится то, о чем мы упрашиваем, то в листе ответов в графе  под тем же номером, что и номер  вопроса, поставьте два плюса, если просто нравится (любите) – один плюс; если не знаете, сомневаетесь – ноль; если не нравится (не любите) – минус; если очень не нравится – два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас  возникают вопросы, спрашивайте  сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается» (подробно представлено в приложении №1, методика №3)[3].

2.2. Результаты  экспериментального исследования.

В нашем исследовании принимали участие учащиеся МОУ  СОШ №1 г. Ясногорска в количестве 5 человек (учащиеся 10-го класса).

Результаты по методике №1«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

                                                                                                           Таблица №1

Имя

                               Типы профессий/баллы

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

Владислав Д.

3 балла

2 балла

6 баллов

2 балла

7 баллов

Владислав П.

1 балл

5 баллов

6 баллов

1 балл

7 баллов

Павел Ш.

0 баллов

3 балла

6 баллов

5 баллов

6 баллов

Вероника М.

3 балла

5 баллов

2 балла

6 баллов

4 балла

Евгения Я.

1 балл

2 балла

7 баллов

4 балла

6 баллов


 

Результаты  по методике №1«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова, представленные графически (рис.1).


Условные обозначения:

Ч-П (человек-природа)

Ч-Т (человек-техника)

Ч-Ч (человек-человек)

Ч-З (человек-знак)

Ч-Х (человек-художественный образ)

Проанализировав результаты дифференциально-диагностического опросника Климова, результаты показали, что

Испытуемый Владислав  Д. направил свой приоритет на типы профессий Человек-Человек и Человек-Художественный образ,это говорит о том, что данный испытуемый видит себя в области профессий, связанных с обслуживанием людей и в области творческих профессий (возможно медицина).

Испытуемый Владислав  П. остановил свой выбор на типах профессии Человек-Техника и Человек-Художественный образ, это значит, что испытуемый видит свою будущую профессию в области технических специальностей и творческой работы (возможно программист).

Испытуемый Павел Ш. сделал выбор на типах Человек-Техника, Человек-Человек и Человек-Художественный образ, что означает, что Павел видит себя в области технических профессий, профессий связанных с обслуживанием людей и в сфере творческих специальностей.

Испытуемый Вероника М. получила максимальные оценки по типам Человек-Техника и Человек-Знак, что говорит о том, что данный испытуемый видит себя в сфере технических специальностей и работой, вязанной с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальными специальностями.

Испытуемый Евгения Я. Остановила свой выбор на категориях Человек-Человек и Человек-Художественный образ, что означает ,что испытуемый видит свою будущую профессю в сфере обслуживания людей,общением и в работе творческой направленности.

 

Результаты  по методике №2 Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной).

 

                                                                                                           Таблица №2 

Имя

                                            Типы/баллы

 

1

2

3

4

5

6

Владислав Д.

4 балла

6 баллов

6 баллов

1 балл

4 балла

9 баллов

Владислав П.

3 балла

7 баллов

8 баллов

4 балла

2 балла

6 баллов

Павел Ш.

6 баллов

5 баллов

4 балла

3 балла

5 баллов

7 баллов

Вероника М.

4 балла

7 баллов

6 баллов

2 балла

3 балла

8 баллов

Евгения Я.

3 балла

4 балла

7 баллов

7 баллов

6 баллов

3 балла


 

Условные обозначения:

1-реалистический тип

2-интеллектуальный тип

3-социальный тип

4-офисный тип

5-предпринимательский тип

6-артистический тип

Результаты по методике №2 Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной), представленные графически (рис. 2,3).

Рисунок 2.Графические результаты по методике №2

Рисунок 3.Графические результаты по методике №2

 

Проанализировав исследования по данной методике выявлено, что у  трех испытуемых (Владислав Д., Вероника М., Павел Ш.) преобладает артистический  тип личности ,это значит, что  люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Выявлено, что у двоих испытуемых (Владислав П., Евгения Я.) преобладает социальный тип, что говорит о том что, люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Также у одного испытуемого (Евгения Я.) выявлено, наравне с социальным уровнем стоит офисный, это свидетельствует о том, что Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Также у данного испытуемого выявлено, что она обладает также предпринимательским типом личности, что говорит о том, что люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

У двоих испытуемых (Владислав  П. и Вероника М.) выявлено, что они  обладают интеллектуальным типом личности, что означает, что людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

  Результаты по методике №3 «Карта интересов».

                                                                                                       Таблица №3

Виды деятельности

                                 Имена/баллы

Владислав Д.

Владислав П.

Павел Ш.

Вероника М.

Евгения Я.

физика

-7

-5

2

2

-10

математика

6

-10

-2

1

-10

химия

-2

-7

-4

4

-1

астрономия

1

-5

-4

3

-6

биология

0

-8

-6

2

-6

медицина

7

2

-8

-1

-1

сельское хозяйство

-3

-4

-10

-3

-6

лесное хозяйство

0

-4

-2

-5

-5

филология

-7

1

3

1

-7

журналистика

7

1

0

0

5

история

-5

7

1

3

-10

искусство

2

2

0

1

-9

геология

-7

-5

1

-2

-11

география

2

-1

-3

0

-11

общественная работы

-2

-2

-2

-1

-3

право

0

3

3

2

4

транспорт

2

3

2

3

-8

педагогика

0

-4

4

-2

5

рабочие специальности

1

-3

-3

-2

-8

сфера обслуживания

2

-2

4

-6

2

строительство

-4

0

-5

-6

-10

легкая промышленность

1

-6

-6

-6

-3

техника

5

-7

0

5

-12

электротехника

5

3

2

-1

-12


Результаты  по методике №3 «Карта интересов», представленные графически (рис. 4).

Рисунок 4.Графические результату по методике №3.

(для построения данного  графика использовались те виды деятельности, которые ярко представлены у испытуемых данного исследования)

Данные этого исследования показали, что у испытуемого Владислава Д. вызывает интерес такие виды деятельности как медицина и журналистика.

У испытуемого Владислава П. проявляется заинтересованность таким видом деятельности как история.

Испытуемый Павел Ш. проявил интерес в сфере обслуживания и педагогике.

Анализ работы Вероники М. показал, что данный испытуемый проявляет  интерес к такому виду деятельности как техника.

Испытуемый Евгения  Я. Проявила свою заинтересованность в  области журналистики и педагогики.

                                     Сводная таблица результатов                    Таблица №4

Имя

                             Название методики

Методика «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Тест Дж. Холланда на определение  профессионального типа личности (модификация  Г. В. Резапкиной)

Методика «Карта интересов»

Владислав Д.

Ч-Ч, Ч-Х

артистический тип

медицина и журналистика

Владислав П.

Ч-Т, Ч-Ч, Ч-Х

интеллектуальный, социальный типы

история

Павел Ш.

Ч-Ч, Ч-З, Ч-Х

реалистический, артистический типы

сфера обслуживания и педагогика

Вероника М.

Ч-Т, Ч-З, Ч-Х

интеллектуальный, артистический  типы

техника

Евгения Я.

Ч-Ч, Ч-Х

социальный, офисный, предпринимательский  типы

журналистика и педагогика


 

Проанализировав результаты исследований можно сделать вывод  о том, что каждая методика подтверждает результаты предыдущей, но есть небольшие расхождения, что говорит о том, что испытуемые были искренны, но они не точно знают свой дальнейший профессиональный путь, это объясняется низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

1.Проанализировав теоретический  материал выявлено, что выбор  профессии, осуществляемый человеком  в результате анализа внутренних  ресурсов и путем соотнесения  их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

Информация о работе Профориентация школьников