Профориентация и методические принципы профессионального отбора персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Целью – выявление условий повышения эффективности профотбора и разработка рекомендаций по совершенствованию работы с претендентами на вакансии торгового представителя.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1) теоретический анализ основных подходов к организации и проведению профотбора в организации;
2) изучение специфики работы в кадровом агентстве «Альфа – Персонал» и в кадровой службе ТОО «Джеда» г. С-Петербурга и их сравнительный анализ;
3) составление профессиограммы и психограммы на вакансии торгового представителя;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……..…….….3
Профориентация и методы подбора персонала………………….............….6
1.1. Профориентация и профотбор…………………………………..……..6
Принципы подбора кадров……..……………………...…..……….....12
1.3. Методы подбора персонала…………………………………..………..25
2. Исследование специфики работы в кадровой службе предприятия и
кадровом агентстве и её сравнительный анализ…….………………………...38
2.1. Новые кадровые технологии и требования к менеджерам по кадрам или рекрутерам………………………………………………………..38
2.1. Практика работы в кадровой службе ТОО «Джеда» г. С - Петербурга……………………………………………………………………….42
2.2. Практика работы в кадровом агентстве «Альфа-персонал»
г. С-Петербурга…………………………………………………..…..….45
2.4. Сравнительный анализ специфики работы в кадровой службе предприятия и кадровом агентстве…………………………..…………..….47
3. Психологические условия повышения эффективности профотбора на
вакансии ТОО «Джеда» г. С - Петербурга на примере профессии торговый представитель…………………………………………………………………..…..48
3.1. Профессиограмма и психограмма профессии торговый представитель…………………………………………………….……..48
3.2. Подбор и разработка методов профотбора на профессию
торговый представитель………………………………………………50
3.3. Результаты психологического обследования претендентов на профессию торгового представителя в ТОО «Джеда» г.С.-Петербурга……………………………………………………………….53
3.4. Результаты проверки эффективности осуществленного профотбора………………………………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа-1.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

На основании изученного процесса профотбора на примере профессии торгового представителя, можно говорить о следующих рекомендациях по совершенствованию работы с претендентами:

1. предоставление кандидатам на вакантное место полной и достоверной информации о характере труда по данной профессии;

2. сам процесс отбора, который, как правило, состоит из целой серии ступеней выбора (различных методов), где каждая последующая ступень отсеивает из общей группы до тех пор, пока не останется нужное количество претендентов. На этих стадиях весьма важную роль играет беседа с претендентом на должность. Тестирование в качестве метода отбора персонала дает хорошие результаты при грамотном подборе методик;

3. отбор кадров осуществляется по принципу, какой из кандидатов наилучшим образом выполнит определенную работу; для достижения этой цели в процессе отбора кадров должны быть предусмотрены соответствующие методы оценки определенных специфических аспектов, характеризующих кандидата.

 

В условиях новых технологий в кадровой системе повышаются требования к специалистам, работающим в службах управления персоналом. Они должны не только владеть современными методами оценки персонала и обладать множеством других обширных знаний и умений, но и быть порядочными, целеустремленными и продуктивными, обладать навыками командной работы.

Рассмотренные в работе вопросы позволяют наиболее ясно показать всю многогранность деятельности в сфере подбора персонала. Не претендуя на оригинальность, дипломная работа, тем не менее, не может не оказаться полезной тому, кто всерьез заинтересовался, как и автор данной работы, вопросами профессионального отбора персонала и творческой работой в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. БиркенбильВ.Ф. Как добиться успеха в жизни.- М. Интерэксперт, 1992

2. Магура М. Поиск и отбор персонала.- М. Интел-Синтез, 2001

3. Мескон М.Х., Альберт И., Хедоури Ф. Основы менеджмента, пер. с  англ,- изд-во Демо, 1995

4. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации  /учебно-практическое пособие/ ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез,1997

5. Литвинцева Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки  персонала. ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1997

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.  Academia, 2004

7. Занковская Т.(кандидат психологических наук, менеджер по персоналу  Представительства «Фольксваген АГ») публикация в журнале  «Персонал», дата публикации 20.12.2000г.

8. Торшина К. «Тестирование при приеме на работу», журнал  «Управление персоналом» №12, 2000г.

9. Табеков Н. «Оптимизация временных денежных затрат и получаемого  качества в стратегии и технологии подбора персонала», публикация в  журнале «Персонал», дата публикации 13.07.2000г.

10. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов,  работающих с персоналом/ под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г.  Лаптева. – М. Институт Психотерапии, 2003

11. Энциклопедия психологических тестов. – М.: ТЕРРА – Книжный  клуб, 1999

12. Немов Р.С. Психология книга 3, М. Владос, 1999

13. Сильва Х. Искусство менеджемента  по методу Сильва. Пер.с англ.      Минск: Попурри 1999

14. Хаббард Л. Р. Проблемы работы. М: Издат. группа «Нью-Эра» 1994

15. Цветков С. А. и др. Психология  бизнеса СПб: Янис 1992

16. Штемман П., Венцел М. Секреты  преуспевающего менеджера. Пер.с  нем. М: АО «Интерэксперт» 1998

17.Дюкенджиев Е.П. Бизнес. Бионические  аспекты. Рига: Альбатрос 1995

18. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности М: Изд-во МГУ 1992

19. Кочеткова А.И. Психологические  основы современного управления  персоналом. /Финансовая академия  при Правительстве РФ – М: ЗЕРЦАЛО / 1998

20. Ладанов И.Д., Пронников В.А. Человеческий  фактор в хозяйственном управлении. /Психологический аспект М: Знание/ 1987

21. Марков И.В., Маркова Е.Ю. Как  продавать себя: что и почем  на рынке труда. Как определиться  на рынке труда. Как подготовить  себя к продаже. Как провести  торговую сделку. М: Гранд Фаир-Пресс 2000

22. Пауностоун У. Как сдвинуть  гору Фудзи?: Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов. Пер.с англ. М: Альпина Бизнес Букс 2004

23. Колесникова Екатерина «Есть  человек – есть результат, нет  результата – нет человека» /Деловой  Петербург 2004 №200 с 33

24. Конев И. «Социально – психологическое обеспечение организационных инноваций» /Общество и экономика 2005 №3 с125

25. Акопян Н. «Маргинальное управление: социально – психологический  аспект» /Общество и экономика 2004 №2 с 107

26. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность  и профессия. М: Знание 1991

27. Джонс Р. Как.. сделать карьеру: Практическое руководство для  всех. Пер.с англ. Челябинск: Урал LTD 1999

28. Дудина О.М., Ратникова М.А. «Профессиональная  мобильность: кто и как принимает  решение сменить профессию» / СОЦИС 1997 №11 с48

29.Огнев А.С.» Мотивация как инструмент управления персоналом» /Управление персоналом 2003 №6 с20

30. Магура М.И. «Мотивация труда  персонала и эффективность управления» /Управление персоналом 2003 №6 с222

31. Иванов Ю.В. «Соционика и мотивация  труда» /Управление персоналом 2003 №6 с 17

32. Гуревич К.М. Профессиональная  пригодность и основные свойства  нервной системы М, 1970

33. Климов Е.А. Образ мира в  разнотипных профессиях: Учеб.пособ. –М: МГУ 1995

34. Кулагин Б.В. Основы профессиональной  психодиагностики. Л: Медицина 1984

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1


 

 

 

 

Приложение 2

 

оценка ответов в условных баллах

желаемый (5)

допустимый (4)

критический (3)

неприемлемый (2)

желаемый (5)

допустимый (4)

критический (3)

неприемлемый (2)

вероятные типы ответов

Умеет называть этапы своих ближайших и отдаленных профессиональных жизненных планов; приемы преодоления затруднений в профессиональной деятельности

Умеет называть этапы планирования и организации своей профессиональной деятельности, приемы ее перестраивания.

Не умеет называть этапы жизненных профессиональных планов; затрудняется назвать приемы преодоления затруднений в своей профессиональной деятельности.

Не умеет определить и назвать способы гибкого перестраивания своей профессинальной деятельности при изменении ситуации.

Называет в качестве причин своих достижений и неудач свои собственные качества и усилия, т.е. обнаруживает внутреннюю ответственность

Называет в качестве причин успеха или неуспеха и внутренние и внешние факторы.

Считае причиной своихдостижений и неудач внешние факторы (невезение, действия начальника, коллег) , выявляет отсутствие внутренней ответственности.

Не умеет назвать причины своих достижений и неудач в профессиональной деятельности.

возможные вопросы к претенденту

Умеете ли вы планировать свою профессиональную деятельность? Пытаетесь ли строить самостоятельно профессиональные жизненные планы, умеете ли гибко их перестраивать? Какие психологические приемы вы используете для преодоления затруднений в вашей профессинальной деятельности?

В чем вы видите причины достижений и неудач в вашей профессиональной деятельности? Удается ли вам влиять на события вашей профессиональной жизни?

конкретные проф значимые качества

 

1. Волевая самоорганизация  в профессиональной деятельности. Профессиональное целеполагание и прогнозирование, их помехоустойчивость в условиях препятствий.

2. Локус контроля  в профессиональной деятельности ( объяснение причин успешностипрофессиональной  деятельности внутренними или  внешними факторами).

изучаемые стороны профразвития

блок 1    профессиональная мотивация

 

 

 

 

желаемый (5)

допустимый (4)

критический (3)

неприемлемый (2)

 

желаемый (5)

допустимый (4)

критический (3)

неприемлемый (2)

Отмечает преобладание положительных эмоций в труде; указывает удовлетворенность процессом труда, возможностью саморазвития.

Называет приемы управления эмоциональным состоянием и достижения эмоциональной устойчивости; отмечает удовлетворенность от взаимоотношений с коллегами.

Затрудняется назвать приемы управления своими эмоциональными состояниями, проявляет интерес только к результату профессиональной деятельности.

Обнаруживает преобладание отрицательных эмоций и неудовлетворенности в профессиональной деятельности.

 

Указывает на связь между объективным составом профессиональной деятельности и ПВК. Умеет перечислить состав своей профессиональной деятельности, называет 3 признака успещной деятельности в труде и 3 качества ПВК успешного работника.

Частично соотносит состав профессиональной деятельности и ПВК. Называет менее 3 признаков успешной профессиональной деятельности и качеств личности успешного работника.

Не умеет соотнести состав профессиональной деятельности и ПВК. Называет менее 2 признаков успешной профессиональной деятельности и качеств личности успешного работника.

Затрудняется назвать состав своей профессиональной деятельности, выделить признаки и качества успешного работника

Испытываете ли вы тревожность в процессе труда? Как часто ваша тревожность выходит за пределы "полезной тревоги"? Какие приемы управления своим эмоциональным состоянием вы используете в стрессовых ситуациях?  Преобладают ли в вашем труде положительные или отрицательные эмоции? Что вызывает у вас наибольшее удовлетворение - интерес к содержанию и процессу выполняемой работы, интерес только к результату, без учета средств выполнения работы; интерес "к хорошо выполненной работе" (нужный результат допустимыми средствами), интерес к взаимоотношениям с коллегами, к возможности саморазвития?

 

Перечислите состав (задачи, средства, результат) вашей профессиональной деятельности. Назовите 3 признака успешной профессиональной деятельности и 3 признака неуспешной профессиональной деятельности. Перечислите 3 профессионально важных качества личности неуспешного работника.

3.Эмоциональная устойчивость и удовлетворенность.

 

4. Профессиональное сознание (полнота осознания состава профессиональнойдеятельности  и необходимых профессионально  важных качеств - ПВК).

 

блок 2. Профессиональные способности


 

 

 

 

 

желаемый (5)

допустимый (4)

критический (3)

неприемлемый (2)

желаемый (5)

допустимый (4)

критический (3)

неприемлемый (2)

Обнаруживает интерес к профессиональному самооцениванию, умеет полно назвать свои более и менее развитые ПВК.

Умеет назвать сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности, называет конкретные выводы из своего прошлого профессионального опыта.

Умеет только в общем виде назвать достижения и выводы из своего прошлого профессионального опыта.

Не обнаруживает интереса к самооцениванию, не умеет назвать сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.

Называет 2 профессиональные ситуации, требующие нестандартных приемов профессионального общения, преодоления конфликтов, называет собственные приемы улучшения взаимоотношений с коллегами. Речь четкая, выразительная.

Называет 2 профессиональные ситуации, требующие общения для согласования и координации усилий в труде, определяет нужные коммуникативные приемы и умения. Речь невыразительная.

Называет отдельные приемы и умения, необходимые для решения сложных и конфликтных ситуаций. Речь нечеткая.

Затрудняется назвать коммуникативные приемы для согласования и координации, преодоления конфликтов.

Что вы считаете в настоящее время сильной и слабой стороной в вашей профессиональной деятельности? Какие ПВК у вас наиболее и наименее развиты? Что считаете главным достижением вашего прошлого профессионалного опыта? Что вы назвали бы главным "уроком" из вашего профессионального опыта?

Назовите 1-2 профессиональные ситуации, обязательно требующие общения для согласования и координации усилий в труде? Какие конкретные приемы вы используете в своем опыте для того, чтобы установить взаимоотношения согласия с коллегами по работе? Какие коммуникативные приемы вы используете, чтобы отстоять свою точку зрения в случае расхождения позиций, конфликтов? Какие настандартные приемы профессионального общения вам приходилось использовать?

5. Профессиональная самооценка (профессиональная рефлексия)

6.Профессиональное общение, коммуникативные приемы и умения, речь.

   

 

 

 


Информация о работе Профориентация и методические принципы профессионального отбора персонала