Профилактика отклоняющегося поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.

Содержание работы

Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Проект Сальниковой А.И. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.docx

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Игра, дискуссия, релаксация.

Материалы:

Ручки, тетради, листы для записи.

Ход работы:

Организационный момент

В  качестве  разминки упражнение «Я  ценю  себя за  то…». Каждый  подросток,  по кругу, рассказывает, за что он себя ценит. Тем, кто не может определиться, почему он такой ценный,  на помощь приходит группа.

Основная часть

  Игра «от сумы  да  от тюрьмы» 

Ведущий. Никто из вас, надеюсь, не бывал на скамье подсудимых? А довелось ли кому-нибудь нищенствовать, просить милостыню? Это замечательно, что удалось обойтись в жизни без такого опыта. Стремиться ни к тому, ни к другому никому, наверное, не стоит. Однако не следует забывать известную пословицу: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся».  Вот и давайте вообразим себе ситуацию, когда вам придется выбирать между тюрьмой и сумой, — не в прямом смысле, конечно, а в тренинговом. Передо мной на столике в двух стопочках лежат карточки. На части из них символически изображена тюремная решетка, а на другой — шляпа нищего. Вам нужно выбрать либо ту, либо другую карточку. 

Каков же смысл этой альтернативы? Сейчас разъясню.

Но прежде немного пофилософствуем. Как бы парадоксально это ни звучало, но каждый из нас практически в любой момент жизни является нищим, ожидающим подаяния, и подсудимым, ожидающим приговора. 

Нищим — потому, что нам почти всегда не хватает признания наших заслуг и достоинств («поглаживания» от окружающих в форме комплиментов, восхищения, разнообразных знаков внимания, подчеркивающих нашу значимость).

Кто-то «нищ» постоянно и все время «ходит с протянутой рукой», добиваясь признания или похвалы. Кто-то лишь изредка испытывает потребность в подтверждении своей значимости. 

А почему — подсудимым? Потому что, живя среди людей, мы постоянно подвергаемся внешней оценке. Любой наш поступок, любое слово вызывают определенное отношение к нам наших партнеров по общению — положительное, отрицательное, иногда — индифферентное. И в этом смысле любое наше деяние ожидает какой-то приговор. 

Разница между нищим и подсудимым в том, что первый сознательно ищет положительных оценок, а второй готов получить и отрицательную. Каждому из вас предоставляется возможность выбрать одну из карточек. По очереди вы будете подходить к столу, на котором лежат стопочки, и брать карточку. Брать обе нельзя. Только одну! Или ни одной — то есть вы можете отказаться от выбора. При этом вам все равно следует подойти к столу. До тех пор пока каждый из вас не примет какое-либо решение, никто не должен говорить о своем выборе или сознаваться, что отказался от него. 

В нашей игре человек, выбравший карточку нищего, обеспечивает себе право на три «подаяния». Иными словами, он может обратиться к любым трем членам группы и услышать от каждого из них, какими главными достоинствами он, по их мнению, обладает. Всякая критика и даже намек на недостатки «нищего» исключаются — ведь уличный попрошайка желает увидеть в своей шапкебанкноту, а не булыжник. Говорящие о достоинствах «нищего» могут начинать свое устное «подаяние» со слов: «Мне нравится в тебе то, что...»

Человек, выбравший карточку подсудимого, должен быть готов предстать перед судом. В отличие от «нищего», он может получить правдивую информацию обо всех — и позитивных, и негативных — своих качествах.

Далее ведущий предлагает каждому сделать свой выбор. Эта часть упражнения является во многом диагностичной: она четко разделяет тех, кто готов пойти на риск — получить отрицательные оценки, и тех, кому спокойнее услышать хвалебные оды. 

Для того чтобы участники не совершали конформистских выборов, ведущий следит за тем, чтобы каждый делал свой выбор индивидуально и втайне от других.  Как сложится ситуация в каждой конкретной группе, предугадать сложно: может оказаться, что большинство участников предпочтут стать «нищими», но не исключено, что почти все готовы будут «предстать перед судом». 

Мой опыт показывает, что распределение выборов тесно связано с уровнем развития группы: в тех, где еще велико действие механизмов психологической защиты, большинство составляют «нищие», в более «продвинутых» группах увеличивается количество рискнувших «пойти под суд». Отказы от выборов в тренинговых группах — все-таки редкость.

Ведущий. Итак, выбор сделан всеми. Теперь я попрошу тех участников, кто выбрал нищенскую суму, показать свои карточки... Спасибо. А теперь тех, кто предпочел скамью подсудимых... Поднимите руки те, кто не взял ни той, ни другой карточки... Спасибо. 

Начнем с «нищих». Пусть каждый по очереди выберет троих членов группы и попросит у них «подаяния». При этом совершенно неважно, что выбрал сам «подающий» — «тюрьму» или «суму».

Предоставление положительной обратной связи создает в группе особую атмосферу принятия и комфорта. Эффект психического заражения, возникающий на этом этапе, может помочь предотвратить вынесение «судьями» излишне жестких «приговоров».  Ведущий. А теперь перед судом предстанут те, кто «суме» предпочел «тюрьму»,

то есть карточки с изображением решетки. У них тоже есть возможность выбрать из членов группы троих «судей», каждому из которых будет предоставлено слово. «Судьи» могут говорить обо всем: и о хороших чертах «арестанта», и о его недостатках. Однако хочу подчеркнуть: судить — это не значит обливать грязью. Судить — это значит давать справедливую оценку.  Заметим, что после того как «арестанты» стали свидетелями получения «подаяния», у некоторых из них могут зародиться сомнения в правильности своего выбора. Действительно, ведь куда как приятнее получить гарантированный комплимент, чем «кота в мешке» в качестве «приговора». 

Думается, что ведущий перед началом второго этапа может предложить желающим поменять карточку с «тюремной решеткой» на «суму». Впрочем, этот щадящий шаг, как показывает опыт, бывает лишним: редко кто проявляет малодушие и переигрывает свой выбор. 

Случается, что выбранные в качестве «судей» начинают свои выступления со слов: «Я о тебе ничего плохого сказать не могу...», а потом продолжают: «Мне в тебе нравится... Могу только пожелать тебе стать более...» Думаю, что не следует в этом случае категорически требовать негативных оценок. Ведь суд может вынести и оправдательный приговор.

Рефлексия:

После окончания игры нужно провести обсуждение и предоставить всем участникам возможность отрефлексировать свои мысли и эмоции не только по поводу суда, но и по поводу «сбора подаяний».

Трудно ли было сделать выбор между «нищенством» и «тюрьмой»?

Сложно ли было «просить подаяние»?

Понравилось ли его получать? Почему?

Хотел бы ты сам оказаться на «скамье подсудимых»?

Почему ты выбирал на роли «подающих» именно этих людей?

Почему тебе было важно получить «приговор» именно от этих людей?

  Трудно ли было  на «суде» в открытую обсуждать  человека?

  Удалось ли тебе  быть искренним во время этого  обсуждения?

  Каково быть «подсудимым»? 

Завершение программы

На завершение можно предложить участникам группы, сделать какой-нибудь подарок своими руками (по желанию) и  подарить каждому участнику на память.

Заключение

На социальном уровне отклоняющее поведение понимается как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией.

В науке принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [2].

Остановимся подробнее на асоциальном поведении, под которым понимают уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

К социальным отклонениям корыстной направленности часто относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т.д.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилования и убийства). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга" нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств.

Таким образом, асоциальное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали, незначительных правопроступков до тяжких преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, то есть деформация системы внутренней регуляции.

Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.

Социальные отклонения, выражающиеся в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенным преступным проявлениям.

Психологии часто пытаются объяснить психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка, поэтому выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними: потребность в престиже, в самоуважении; потребность в риске; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; наличие акцентуаций характера; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка [3].

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, в тесной связи с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости. Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения [4].

Кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста может быть преодолена, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей, сложных процессов и изменений, которые переживает подросток. Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

В числе процессов, определяющих нравственное благополучие России в последние десятилетия, значительное место занимает нравственное воспитание подростков. Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на нравственном поведении современных подростков. Ломаются традиционные моральные стереотипы, которые порождают в подростковой среде различного рода негативные явления.

Поэтому весьма трудно, да, пожалуй, и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы профилактики отклоняющегося поведения подростков. 

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии. Первостепенное значение в профилактике описанных тенденций должны иметь проблемы досуга, развития полезных интересов подростков и, главное, высших духовных ценностей. Необходимо активизировать общественно-полезную деятельность ученика, реализовать потребность самосовершенствования и самовоспитания подростка. Самовоспитание предполагает существование некоего идеала, выбранного в качестве образца поведения, определенных нравственных ценностей и критериев, с позиции которых человек оценивает себя, свое поведение [6].

Непринятие никаких мер по воспитанию проблемных детей или детей с отклоняющим поведением ведет к трагичным последствиям, как и для ребенка, так и для общества.

Чтобы бороться с ростом девиантного поведения среди подростков, требуются подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемыми на организационном уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения.

Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков