• отказ обеих сторон от посягательств
на данный объект.
- Прекращение конфликтного взаимодействия
— первое и очевидное условие начала разрешения
любого конфликта. До тех двух сторон по
усилению своей позиции или ослаблению
позиции участника с помощью насилия,
речь о разрешении конфликта идти не может.
- Поиск общих или близких по
содержанию точек соприкосновения в целях,
интересах участников является двусторонним
процессом и предполагает анализ как своих
целей и интересов, так и целей и интересов
другой стороны. Если стороны хотят разрешить
конфликт, они должны сосредоточиться
на интересах, а не на личности оппонента.
При разрешении конфликта сохраняется
устойчивое негативное отношение сторон
друг к другу. Оно выражается в отрицательном
мнении об участнике и в негативных эмоциях
по отношению к нему. Чтобы приступить
к разрешению конфликта, необходимо смягчить
это негативное отношение.
- Важно понять, что проблему,
из-за которой возник конфликт, лучше решать
сообща, объединив усилия. Этому способствует,
во-первых, критический анализ собственной
позиции и действий. Выявление и признание
собственных ошибок снижает негативное
восприятие участника. Во-вторых, необходимо
постараться понять интересы другого.
Понять — не значит принять или оправдать.
Однако это расширит представление об
оппоненте, сделает его более объективным.
В-третьих, целесообразно выделить конструктивное
начало в поведении или даже в намерениях
участника.
Таким образом, исходя из вышесказанного,
можно заключить, что лучшим способом
разрешения конфликтной ситуации является
сознательный выбор оптимальной стратегии
поведения. От этого зависит и “окрашенность”
конфликта, т.е какую роль (положительную
или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях
коллектива или группы.
Список использованной
литературы.
- Абульханова-Славская К.А. Развитие
личности в процессе жизнедеятельности
// Психология формирования и развития
личности. - М., 1981
- Агеев В.С “Межгрупповое взаимодействие.
Социально-психологические проблемы.”
МГУ, М., 2000.
- Алешина Ю.Е. Проблемы теории
и практики медиации участников // Личность,
общение, групповые процессы: Сб. обзоров.
– М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100
- Андреев В.И. Основы педагогической
конфликтологии. - М., 1995
- Андреева Г.М Социальная психология.
М. 1999.
- Агеев В.С. Психология межгрупповых
отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -
144 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
— М., 2002.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические
труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой.
— М., 1987.
- Аникеева Н.П. Психологический
климат в коллективе. – М.: Просвещение,
1991.
- Бородкин Ф.Н., Коряк Н.Н. “Внимание
, конфликт!”, Новосиб. 2003.
- Берн Э. Игры, в которые играют
люди. Психология человеческих взаимоотношений;
Люди, которые играют в игры. Психология
человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб.,
1992
- Битянова М.Р. Куда
уходит детство? Школьный психолог, №
12, 1999.
- Божович Л.И. Личность и её формирование
в детском возрасте. – М. 1985.
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое
развитие ребенка и его воспитание. - М.:
Знание, 1979. - 96 с.
- Битянова М.Р. Адаптация
ребенка: диагностика, коррекция, педагогическая
поддержка. М., 2003.
- Брушлинский А.В. "Конфликтология"
Москва, Просвещение, 2000
- Васильев В.Л. Этика в юриспруденции
и предпринимательской деятельности.
-М.,2003
- Веренко И.С. "Конфликтология"
Москва, концерн Swiss, 2000.
- Выготский Л.С. Антология гуманной
педагогики [сборник]. – М., 1996.
- Выготский Л.С. Педагогическая
психология. – М., 1999.
- Диагностика учебной
деятельности и интеллектуального развития
детей /Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера.
М., 1981.
- Драгунова Т.В. Психологические
особенности. - Сов. педагогика, 1972, N 8; 79-93.
- Занков Л.В. Избранные педагогические
труды. - М., 1990.
- Занько С. Ф. и др. Игра и ученье.
— М., 1992.
- Запорожец. Т. 4. Детская психология/
Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика,
1984. - 433 с.
- Здравомыслов А.Г. "Социология
конфликта" Москва, АО Аспект пресс
2004.
- Журавлев В.И. Основы педагогической
конфликтологии. – М., 1995.
- Зимняя И.А. Коммуникативная
компетентность учителя // Филология на
рубеже тысячелетий. Материалы межд. научн.
конф. Ростов: Донской изд. дом, 2000. 2.4. с
16.
- Зубарева Н.С. Коммуникативные
навыки как основа оптимального педагогического
общения // Теория и практика развивающего
обучения. Сборник статей. Выпуск 12. Челябинск:
Изд. ЧГПУ, 2001.
- Зимняя И.А. Педагогическая
психология. Учебное пособие для студентов
вузов. Ростов: Феликс, 1997.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом
общении. – М.: Просвещение, 1987.
- Кравченко А.И. Введение в социологию.
М., 1995.
- Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть
может каждый. -М.,2002.
- Краткий психологический словарь/
Под ред. А.В. Петровского, Н.Г.Ярошевского.
-М.2000
- Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель...
- М.: Дело, 2003.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология
(Развитие ребенка от рождения до 17 лет):
Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 2003. - 180
с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития
психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
1981. - 584 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника.
М., 2003
- Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.,
1992.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения
в психологии. – М., 1999.
- Левитан К.М. Культура педагогического
общения. – Иркутск: Изд. Иркутского университета,
1985. 102 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения.
– М.: Смысл, 1995, 365 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития
психики. М.: Изд. МГУ, 1972, 575 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое
общение. – М., 1979.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения
в психологии // Сборник статей. М.: Наука,
1981; 3-24.
- Лотман Ю.М. Общение. Текст. Высказывание.
– М.,1989.
- Шипилов А.И. Социально-психические
особенности конфликтов между начальниками
и подчиненными в подразделении: Дис.…канд.
псих. Наук. – М., 1993. – 224 с.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию
или переговоры без поражения – М.: Наука,
1990 – 158 с.