Процесс адаптации ребёнка-первоклассника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:53, доклад

Описание работы

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

       Игра – эмоционально насыщенный  вид проявления активности детей,  способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Обладая особыми, эмоциогенными, дидактическими свойствами, игра усиливает эмоции, индивидуализирует их, обогащает оттенками. Как деятельность по овладению «умением уметь» она даёт ребёнку конкретные навыки и общую гибкость поведения. Как социально-педагогическая форма организации детской жизни игра способствует социальному развитию детей и логично проецируется на достижение определённых педагогических целей.

 Игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.). В игре возможно инсценирование эмоций и чувств. Реализуется способность ребёнка быть собой и другим.

       Через специально организованную  игровую деятельность дети с  проблемами в развитии удовлетворяют  различные потребности: в общении,  в активных действиях, в возможности  узнавать новое, выражать своё  отношение к тому, что является  содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается её внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребёнка.

 Таким образом,  в подобных занятиях развивается  то, от чего впоследствии будет  зависеть успешность учебной,  трудовой деятельности ребёнка,  а самое главное – успешность  его социализации.

       Сказка заставляет ребёнка сопереживать  персонажам, в результате сего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребёнку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.     

       По мере расширения сферы общения  дети испытывают действие разнообразных  социальных факторов, значительно  активизирующих их эмоциональный  мир. Ребёнок должен научиться  преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. На занятиях он проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, учится управлять своими чувствами посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.

       С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

Знание и  соблюдение педагогических требований в организации современного урока  намного повышают профессиональную компетентность современного учителя. Общеизвестно, что в движении к  цели люди обычно руководствуются правилами. Да и дидактические принципы также предполагают наличие правил, соблюдение которых обязательно для нормальной организации учебного процесса в целом и урока в частности.

     Следовательно,  нормальная организация урока  возможна при соблюдении определённых  правил, первое из которых – определение целей урока,

второе –  уточнение типа урока,

третье –  уточнение вида урока,

четвёртое – выбор методов  и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями,

пятое – определение  структуры урока, соответствующей  целям и задачам, содержанию и  методам обучения.

Советы для родителей  при адаптации ребёнка

Ребенок чувствует и перенимает настроение родителей, поэтому больше оптимизма и позитива! Расскажите малышу несколько смешных историй  из своего детства, случившихся в  школе. Скажите ребенку, что всегда рады дать ему совет, ведь вы учились также в школе, так что знаете, что и как.

• Научите ребенка спокойнее относиться к невоспитанным детям, которые  дразнят, пытаются обидеть его. Период социальной адаптации пройдет легче, если вы сможете донести до ребенка простую истину: «если кто-то пытается тебя обидеть, не стоит переживать и расстраиваться, ты ни в чем не виноват, мы /родители/ всегда готовы выслушать тебя, не ругать, а помогать».

• Обязательно разговаривайте с ребенком, расспрашивайте, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, с кем познакомился и так далее. Не забывайте о том, что малышу, возможно, не совсем комфортно в школе, он нуждается в постоянной поддержке.

• Делайте с ребенком домашние задания, даже если первоклассник посещает продленку и предварительно делает домашние задания с учителем. Важен сам процесс совместного изучения или повторения нового для малыша материала с родителями. Так ребенок будет ощущать вашу поддержку. Главное не делать домашнее задание за ребенка полностью, а помогать ему. Лучше отвечать на конкретные вопросы малыша после того, как ребенок сам попробовал при вас сделать задание. Вы отправляете малыша в школу с несколькими целями: за социальной адаптацией и за нужным объемом знаний для жизни в социуме. Следует объяснить вашему школьнику, почему вам - родителям нельзя полностью делать за него домашние задания. Он должен осознать, что тогда он не получит знаний. Можно прибегнуть к уловке: объяснить ребенку, что обязательно надо хорошо учиться, чтобы стать умным, сильным в знаниях, как родители.

• Сформируйте правильно отношение  к оценкам в школе. Следует  объяснять маленькому школьнику, что  любая оценка, проставленная учителем, - хорошо. Главное не высший балл, а  то, что он запомнил на уроке. Оценка всего лишь говорит о том, на что нужно ученику обратить внимание, что выучить, но лениться нельзя в любом случае.

• Расскажите ребенку сказку, в которой  бы была основная идея о том, что  в школе следует хорошо учиться, на уроке обязательно нужно слушать  учителя, спокойно сидя на своем месте. Сказку можно придумать самому. Героями могут быть звери. Она не обязательно должна быть большой, по содержанию замысловатой. После сказки, обсудите с малышом поведение героев. Объясните, что если малыш, как герой сказки, будет шумно себя вести, он помешает другим ученикам слушать урок. Учитель может остаться недовольным таким поведением. Не забудьте напомнить ребенку, что если ребенок хочет что-то сказать или спросить во время урока, нужно вытянуть руку и ждать, когда учитель сам обратится к нему.

• Желательно напомнить ребенку о  том, что нельзя рисовать на партах, стульях, полу или стенах, портить  растения, рвать книги, даже если другие дети это делают. Отлично работает эффект сказки с героями, а не простые  наставления. Придумайте интересный сюжет. После сказки спросите малыша, приятно ли героям сказки было сидеть на сломанном стуле, за грязной партой? Приятно ли было читать им рваные, изрисованные книги?» Ребенок на примере сказки обязательно запомнит правила поведения в школе.

Старайтесь рассказывать малышу много историй о школе в позитивном ключе, тогда вы сформируете у него правильное отношение к школе, уверенность, что любые преграды он в классе одолеет. Приложите немного усилий, результат обязательно порадует.

В заключение можно отметить следующее: чтобы сделать учение привлекательным, а урок современным, нужно применять интересные средства обучения, созданные самим учителем и использовать предлагаемые идеи в модернизации образования, передовые педагогические технологии, которых сейчас в системе образования огромное количество

Список использованных источников

Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991. – 176 c. 
Данилова Е. Первоклассники // Школьный психолог. – 2002. – № 6. – С.14. 
Джежелей О.В. Помогайка. – М., 1994. – 192 с.  
Дружинина М. Кроссворды и игры для детей. – М., 1999. – 16 с. 
Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. – М., 2000. – 336 с. 
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М., 1993. – 64 с. 
Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! – М., 1998. – 128 с. 
Расскажи стихи руками / Пер. с англ. Егорова В., жестовое оформл. Закрочинской И. – М., 1992. – 32 с. 
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – Ярославль, 2002. – 208 с. 
Учимся думать / Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Киров, 1998. – 33 с.  
Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 2998. – 80 с. 
Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М., 1996. – 96 с.

 


Информация о работе Процесс адаптации ребёнка-первоклассника