Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:48, доклад
В настоящее время особую роль приобретают превентивные формы психологического воздействия, «предвидящие» возникновение проблемы. Превентивная психологическая помощь - это система психологического воздействия на личность через совокупность методов и техник, разработанных на основе достоверного знания об основных психологических проблемах, возникающих в онтогенезе. Консультирование - это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика
К неконструктивным запросам В. К. Лосева и А. И. Луньков относят запрос с предельным обобщением и манипулятивный запрос.
• Запрос с предельным обобщением. Клиент формулирует свои трудности, исходя из установки не на решение проблем, а на их избегание («Я хочу всем нравиться», «Мне нужно, чтобы мой ребенок всегда меня слушался», «Хочу, чтобы он учился лучше всех в школе»). Форма избегания, которую выбирает клиент, - перфекционизм, т. е. стремление к первенству всегда и во всем, соответствие идеализированным, нереальным нормам. Перфекционизм выступает как стремление к достижению, но на глубинном уровне выражает тревожность и мотивацию избегания неудачи. Выполнение этого запроса в полном объеме (всегда, во всем и пр.) нереально, нужно четко и предельно ясно объяснять клиентам возможности консультирования и работать над трансформацией запроса в конструктивные формы.
• Манипулятивный запрос. Клиент формулирует свои трудности как потребность изменить кого-то, он жаждет помощи в управлении кем-то без его согласия («сделайте так, чтобы он меня полюбил» и пр.). Такой запрос, как минимум, неэтичен. Консультанту следует тактично и однозначно отказаться. Исключение, по мнению Лосевой и Лунькова, составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями.
К конструктивным запросам эти авторы относят запрос о помощи в саморазвитии; запрос о снятии симптома; запрос о трансформации; запрос об информации; запрос о помощи в самопознании.
• Запрос об информации. Клиент запрашивает информацию о границах нормы, о возможностях психологического изменения и его прогнозе, о вариантах дальнейшего развития ситуации.
• Запрос о помощи в самопознании. Клиент интересуется выявлением у себя определенных способностей; пытается разобраться в своей роли по поводу происходящего с ним; нуждается в помощи по самопринятию и самопониманию.
• Запрос о помощи в саморазвитии. Клиент достаточно полно осознает свою проблему и четко ее формулирует. Как правило, в этих случаях он формулирует свою потребность в помощи конкретно (« помогите научиться общаться », «помогите улучшить память», «научите управлять своими эмоциями» и т. д.)
• Запрос о трансформации. В таких случаях у клиента обнаруживается потребность начать жить как бы «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма своей личной истории. Он пытается обрести новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного. Это запрос о помощи в освобождении от прежнего жизненного сценария, запрос на достижение личностной целостности.
• Запрос о снятии симптома. Клиент формулирует свои трудности через описание определенных симптомов. Он жалуется на эмоциональные и когнитивные нарушения, описывает коммуникативные трудности, энергетические проблемы. Довольно подробно приводит описание психосоматической симптоматики.
Проблемы, относящиеся к работе консультанта, можно назвать «житейскими» проблемами, или «нормативными» трудностями, - это те индивидуальные обстоятельства, случаи, эпизоды в жизни, которые оставляют более глубокий след в душе человека, чем он бы хотел. Причинами частого обращения к консультанту может быть как пустяковое дело, так и безвыходная, по словам клиента, ситуация.
• Во-первых, обращение к консультанту может быть обусловлено мнительностью клиента, излишним вниманием его к своему здоровью, внутренними проблемам. Например, пенсионеры без родственников и друзей, которым необходимо внимание к себе.
• Во-вторых – знания о себе необходимы для оправдания своих неудач и успехов. Например, подсчеты биоритмов позволяют спокойно относиться к спадам самочувствия, активности, настроения. Загадочность нежелательных явлений собственной жизни и деятельности настораживает, требует объяснения и оправдания.
• В-третьих – когда возникают кризисы, спады, конфликты, противоречие между «хочу» и «могу», «хочу и нужно, ожидаю и притязаю». Причем, обращаясь, часто ожидают совет, готовый рецепт, ясно и просто предписывающий конкретные действия, необходимые для преодоления затруднений в личной жизни.
• В-четвертых – это необходимость выговориться, что не удается осуществить в повседневной жизни.
Условно выделяют три типа клиентов (Обозов Н. Н.): а) неуверенный в себе клиент (часто причина обращения за помощью – желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвешивает доводы «за» и «против», поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в решении вопроса); б) уверенный в себе клиент (для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения, психолог должен выступить в роли «ведомого, который только подсказками, предположениями сможет разобраться в ситуации»); в) клиент, все знающий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеждены в своей правоте; они запускают решение своей проблемы или переходят в пограничные невротические состояния или уже имеют соматические заболевания, требующие терапевтического, а иногда и полного медицинского вмешательства).
Диагностика и последующее информирование клиентов об их индивидуальных психологических особенностях обнаруживает как согласие, так и несогласие относительно правильности оценивания. Особый интерес для психолога представляет несогласие, указывающее на проблемность именно в этой сфере личности. Условиями этого несогласия являются социальная неодобряемость названного качества личности, неадекватность понимаемого термина (расхождение научного и обыденного понятия) и субъективно-личностная неприемлемость. Согласие-несогласие формируется в результате сравнивания своего мнения о себе, мнения других людей и мнения консультанта, а также зависит от пола и профессиональной принадлежности. Отсюда основанием типологии консультируемых людей можно назвать отношение к консультации, что связано с личностными особенностями консультируемых. Для первого типа характерны такие качества личности, как реалистичность, самоуверенность и установка, что личный опыт не заменяет никакие психологические исследования. Для второго типа клиентов характерны эмоциональная утонченность, эстетичность и установка, что личность - это уникальное и таинственное образование.
Информация о работе Предмет и задачи психологии консультирования