Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:03, контрольная работа
1)Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.
Сравнительный анализ познавательных процессов 2
Приемы мнемотехники 11
Сущность социализации 14
Характеристика студенческой группы 19
Список использованных источников
2) Механизмы социализации
Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами. Данный механизм работает в студенческой группе.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Студент уже достаточно личностно созрел, чтоб использовать данный механизм для прохождения стадии социализации.
Рефлексия может представлять
собой внутренний диалог: между
различными Я человека, с реальными
или вымышленными лицами и
др. С помощью рефлексии человек
может формироваться и
Также на студента действуют и социально-педагогические механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный.
3)Институт социализации – основной ВУЗ, так как студент проводит в нем большое количество времени, также референтная группа и семья остаются влиятельными в жизни студента.
Мегафакторы– космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют или могут влиять на социализацию всех жителей Земли.
Макрофакторы – изменения в образовании, государственные перевороты, обучение иностранных студентов
Мезофакторы - экономическое положение в городе, законы на региональном уровне, расположение института, где проходят занятия, расписание движения автобусов
Микрофакторы – родители, братья и сестры, друзья, подруги, секции.
4. Дайте понятие малой группы. Опишите свою учебную группу (или свой рабочий коллектив) как малую социальную группу с точки зрения ее композиции, структуры власти в группе, групповых ценностей, норм и санкций; групповой динамики: определите уровень развития данной группы, условия её образования, стиль лидерства, сплоченность, феномены группового давления и социально-психологический климат группы. Обоснуйте собственную точку зрения
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [1,с.98]
Для описания своей учебной группы как малой социальной группы я использовала следующие методы:
Внешнее впечатление от группы — вялая, флегматичная. Но это только видимое впечатление со стороны, внутри существует сила, которая готова взорваться. Группа готова участвовать в различных мероприятиях, бороться, сопротивляться, действовать. В моменты праздничных мероприятий группа проявляет всю свою силу и энергетику. У активных личностей глаза горят, готовы горы свернуть. Иногда группу не удается удержать, и тогда вся энергия выплескивается наружу: участники резки, порой несправедливы к окружающим, из них бьет скептицизм. Но это иногда. А в основном куратору удается направлять их энергию и инициативу.
Наша группа находиться на этапе «мягкая глина». Группа ждет искусного мастера, лидера. В группе заметны первые усилия по сплочению коллектива. Пока у лидера группы не всегда получается управлять коллективом.
Социометрическое исследование проводилось
Результаты социометрии позволили получить достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе:
Таблица 1.
Количественное соотношение ролевого распределения в группе
Ролевое распределение |
группа |
Процентное соотношение |
1. Лидер |
2 |
13% |
2. Предпочитаемые |
8 |
54% |
3. Пренебрегаемые |
2 |
13% |
4. Отвергаемые |
3 |
20% |
Явными лидерами являются 2 человека (13%). Они вошли в так называемую «зону звезд». Эти студентки очень активны, легко идут на контакт, отличаются общительностью, имеют много друзей, всегда готовы прийти на помощь, дать совет. В целом занимают активную жизненную позицию, стремятся достигнуть наивысших результатов в учебе, в общественной работе, в отношениях с одногруппниками. Но между ними происходит периодически «борьба» за место под солнцем. Объединяются и объединяют остальных людей в группе только для проведения массовых мероприятий, по учебной жизни бывают разногласия.
В «зону предпочитаемых» вошли 8 человек из общего количества студентов. Эти студенты, как правило, спокойные, несколько застенчивы, в отличие от лидеров менее активны, общительны, на контакт идут не смело. Дефицита общения со стороны одногруппников не испытывают. Имеют средний уровень сформированности коммуникативных навыков.
В «зону пренебрегаемых» вошли 2 человека. У данных студентов в группе мало друзей, со сверстниками общаются неохотно, несмело, застенчивы.
В «зону отвергаемых» вошли 3 человека из общего количества студентов. Это те студенты, которые не получили ни одного выбора. Среди одногруппников они не имеют друзей, на них никто не обращает внимание. Это необщительные, замкнутые студенты.
По итогам социометрии видно, что в группе средний уровень сплочения коллектива, имеются отвергаемые студенты и пренебрегаемые, группа характеризуется средним уровнем благополучия взаимоотношений.
3.Описание учебной группы
посредством метода наблюдения
будет включать следующие
1.Группа находится на
стадии формирования
2.Способ образования группы обусловлен условиями обучения на одном факультете и на данной специальности – внешними факторами.
3. Основная цель групповой деятельности - получение знаний по выбранному направлению обучения.
4. Психологические механизмы
образования группы –
5. Групповые нормы и
ценности – уважение друг
6. Характеристика лидерства и руководства.
В группе выделено два лидера, которые проявляют разные стили руководства при участии общественных мероприятиях и в учебной ситуации.
В общественных мероприятиях оба лидера придерживаются демократического стиля руководства: товарищеский тон, используют похвалу и порицание с советами, дискутируют и советуются со всеми членами группы. Участие в общественных мероприятиях планируются не заранее, а в группе, за реализацию предложений отвечают все, все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.
В учебной ситуации оба лидера принимают либеральный стиль и обучаются в стороне от группы, не дают указаний, каждый студент обучается сам по себе.
Список использованной литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для вузов / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс2004. - 365 с.
2.Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
3.Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
4.Каменская Е. Н. Социальная психология : Конспект лекций: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 192 с.
5.Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение, 2004, № 1, с. 139-143.
6.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-216с.
7.Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов./Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161 с.
8.Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
9.Немов Р. С. Психология [Текст]: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник. – 2007. – 688 с.
10.Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987.
11.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А., СП-б, 2003
12.Психология памяти. Хрестоматия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова– М., 1998.
13.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология:курс лекций. – М.:Центр, 1999. – 160 с.
14.Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2011. - с. 816