Понятие стресса, его позитивные и негативные стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Причины возникновения стресса. Травматические переживания, постоянное напряжение, которое возникает от избыточного количества занятий, внезапные изменения, трудные положения, в которых мы принимаем участие каждый день - это наиболее частые источники стресса

Содержание работы

Понятие стресса, его позитивные и негативные стороны 2
Что такое стресс? 2
Влияние стресса на организм 4
Негативные и позитивные стороны стресса 4
Антистрессовая политика 6
Как преодолеть стресс 7
Профилактика стресса 7
Когда тебя все же одолел стресс 8
Кто же поможет преодолеть стресс? 8
Мысли — друзья? Или мысли — враги? 10
«Антистрессовые» продукты 10
Немного о гневе 11
Антистрессовая политика организации: ее необходимость и основные составляющие (на примере собственной организации) 12
Экзистенциональная и рациональная психотерапия в антистрессовой программе для персонала 14
Упражнение "Пчела" 15
Упражнение "Проблема" 15
Заключение: 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Конфликталогия 7.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Рабочая нагрузка становится стрессовой, если она слишком высокая для работника или, наоборот, слишком низкая. В первом случае сотрудник не успевает выполнить задание, переживает по причине того, что не справляется, испытывает снижение самооценки, у него повышается тревожность и снижается вера в свои силы. Во втором случае, если нагрузка является слишком низкой для работника, он может переживать невостребованность, ощущение ненужности и низкой значимости.

Темп работы становится стресс-фактором, если он не совпадает с индивидуально-психологическими и темпераментными характеристиками сотрудника. Так, для холерика и сангвиника высокий темп работы, необходимость за минимальное время выполнить большое количество дел - благоприятный фактор, а для флегматика и меланхолика - серьезный стрессовый момент.

График работы может быть тяжелым стрессовым фактором, особенно в тех случаях, когда присутствует скользящий режим и имеются ночные смены с обязательным условием поддержания высокой точности и производительности.

Обязан

ности становятся источником профессионального стресса в том случае, если они не определены, отсутствует должностная инструкция или они не совпадают с ожиданиями работника, которые у неге имелись при поступлении в компанию. Обязанности могут быть также стресс-фактором, если они не согласованы или находятся в противоречии с обязанностями других сотрудников, с которыми работнику приходится взаимодействовать на рабочем месте.

Отсутствие на работе перспектив в повышении заработной платы и должностного продвижения – сильный стрессовый фактор, особенно для молодого, образованного и амбициозного сотрудника, обладающего холерическим или сангвиническим темпераментом. Но, несмотря на то, что работник с доминирующим флегматическим темпераментом более чувствителен к стабильности, он также может испытывать профессиональный дискомфорт при отсутствии карьерных перспектив. Сотрудник, обладающий меланхолическим темпераментом, ориентирован на позитивную атмосферу и менее других нуждается в росте и продвижении, но если в течение многих лет он будет видеть, как повышают и продвигают других, менее способных сотрудников, данный момент может стать стрессовым фактором и для него.

Как раз со всем этим мне приходится бороться в коллективе с молодыми сотрудниками.

Экзистенциональная  и рациональная психотерапия в антистрессовой программе для  персонала

Полностью исключить  в работе персонала профессиональный стресс и профессиональное выгорание  в современных условиях, скорее всего, невозможно. Но вполне возможно существенно  уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. В каждой компании и каждом подразделении должна быть разработана и реализована антистрессовая программа для персонала, направленная на повышение работоспособности сотрудников.

Разработку программы  психологической защиты сотрудников  от разрушающего стресса и выгорания  необходимо начать с описания тех  закономерностей, которые лежат  в основе функционирования психики  работающего человека. Такое описание психологических закономерностей  жизнедеятельности взрослого человека должно быть направлено на решение  именно практических, прикладных и  конкретных задач в области управления персоналом и не иметь излишне  теоретизированного и абстрактно-отвлеченного характера.

Это можно сделать, если предложить пятиуровневую модель функционирования психики взрослого  и работающего человека.

Самый верхний уровень - это духовность. Прежде всего это ценности человека, его понимание смысла жизни и работы, отношение к миру, людям, самому себе.

Второй уровень составляют рациональность и мыслительная деятельность: размышления, умозаключения, рефлексия, анализ, выводы.

Третий уровень - это эмоциональная сфера, чувства, переживания и эмоции.

Четвертый уровень составляет бессознательное.

Пятый уровень - это психофизиология или состояние физического здоровья.

Чтобы сохранить  высокую работоспособность, необходимо обеспечить эффективное функционирование всех пяти уровней. Следовательно, система  антистрессовых упражнений и мероприятий  должна быть подобрана таким образом, чтобы регулировать каждый уровень  данной психической модели. Упражнений и рекомендаций существует много, которые могут быть положены в основу разработки практической программы психологической защиты персонала от стресса и выгорания.

Каждое утро, перед началом рабочей смены, планированном собрании с персоналом я использую некоторые упражнения (каждый день разные), провожу беседы и тренинги. Вот некоторые из них:

Упражнение "Пчела"

Инструкция

  • Представьте себя маленькой жужжащей пчелой, перелетающей с цветка на цветок и терпеливо собирающей цветочную пыльцу.
  • Представьте, какая пчела терпеливая и трудолюбивая!
  • Она не страдает и не мучается, она всегда работает!

Упражнение "Проблема"

Упражнение направлено на снижение субъективной значимости проблемной ситуации для человека, достижение им внутреннего спокойствия  и адекватного отношения к  существующей проблеме. Выполняется  в течение 10-15 минут.

Инструкция психолога

  1. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы-картинки.
  2. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает вас больше всего. Кратко сформулируйте эту проблему для себя в двух-трех словах.
  3. Представьте лицо человека, с которым вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чем он говорил и что вы ему отвечали. Воспроизведите в своем воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы.
  4. При помощи своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем. Например, вы видите себя и своего собеседника отраженными в зеркале. Включите в эту "картинку" ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Какие проблемы и нерешенные вопросы есть у них? Что их мучает и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором выживете, и людей, которые живут вместе с вами.
  5. Когда ваша "картинка" расширится и станет для вас отчетливой, включите в нее ваше представление о городе, в котором вы живете, подумайте также обо всей стране, ее огромных пространствах и людях, населяющих города, села, деревни. Расширяя свое воображение, представьте теперь всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.
  6. Двигайтесь дальше к расширению "картинки": подумайте о нашей Солнечной системе - огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики и ее равнодушное "спокойствие" и даже безразличие к существованию каких-то маленьких человеческих существ, населяющих Землю...
  7. Продолжая удерживать в своем воображении это переживание необъятной глубины Космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайтесь сформулировать ее в двух-трех словах.

После выполнения данного упражнения сотрудники обычно делятся своими впечатлениями.

Заключение:

 

    Основной  вывод, который можно сделать  из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и  всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.

     Таким образом, у человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек; это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержания психологического и соматического здоровья.

Список  литературы

  1. Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на www.infowall.ru.
  2. «ПСИ-ФАКТОР», © Анна Жилина, 2007
  1. Самоукина Н.В. Управление персоналом, российский опыт
  1. Москва, июль 2003 г.
  2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. ( О.Грегор. Как противостоять стрессу.

Информация о работе Понятие стресса, его позитивные и негативные стороны