Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:45, курсовая работа
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка.
Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.
Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ………………………………………………………………………5
1.1 История и современные тенденции песочной терапии ……………….9
1.2 Достоинства песочной терапии……………………………………..…15
1.3 Организация работы по песочной терапии ……………………..…....18
1.4 Личность терапевта……………………………….. ………….………24
1.5 Песочная терапия в России…………………………………………..26
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ…………….…………....28
2.1 Схема процесса песочной терапии………………………………………28
2.2 Организация игрового процесса………………………………………...30
2.3 Основные виды процесса песочной терапии………………………..…..32
2.3.1 Индивидуальная форма………………………………………………..32
2.3.2 Групповые формы…………………………………………………...…38
2.4 Коррекционные и терапевтические игры………………………………..43
2.5 Схема анализа песочных миров………………………………………….47
ГЛАВА 3 МОДИФИКАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ………………….50
3.1 Метод сказочной песочной терапии……………………………………...50
3.2 Песочная терапия в интерактивном теате……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………..…………………………………....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…….…………………61
Третий уровень анализа — символическое значение объекта, то есть то значение, которое приписывается объекту с точки зрения религии, культуры, ментальности. Для этого психологам понадобится словарь или энциклопедия символов. В приложении данного издания есть краткий словарь символов, который может помочь начинающим песочным терапевтам.
Соединяя информацию, полученную на всех трех уровнях анализа, психолог так же связывает все символы, объекты и образы между собой, как это делается, например, при анализе проективных рисуночных тестов.
Кроме этого песочные терапевты обращают внимание на первую фигуру, размещенную в подносе (что наиболее актуально на сегодняшний день?); на фигуры, отобранные для строительства, но оставленные в корзинке вне подноса (что еще не готово стать видимым, но уже обозначено?); на фигуры, которые часто переставлялись в ходе строительства (что является объектом постоянных манипуляций?) и т. п. Часто много информации может дать название мира в песке, так как оно интегрирует в себе все его содержание и фактически является семантическим кодом.
Анализ песочного мира психолог осуществляет только для себя. Это необходимо для построения психотерапевтической гипотезы, прогноза развития процесса клиента и др. Клиенту его мир ни при каких обстоятельствах ни анализируется и не интерпретируется.
ГЛАВА 3. МОДИФИКАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
3.1 Метод сказочной песочной терапии
Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологическом консультировании в виду своей универсальности. Необходимо отметить, что универсальные свойства метода построены в первую очередь на не директивном подходе в работе с клиентом. Метод успешно используется как в работе с детьми так и в работе со взрослыми.
Сказочная песочная терапия дает возможность клиенту реализовать свой творческий потенциал активируя правое полушарие, что несомненно позитивно сказывается на общем состоянии личности.
Метод сказочной песочной терапии эффективно применяется как психологами и психотерапевтами в консультировании для решения проблем различной сложности и генеза, так и педагогами и воспитателями в образовательной, развивающей сфере.
Этапы игры |
Средства |
Стиль поведения взрослого |
1. Введение в игровую среду |
Установка на внимательное слушание и активное участие (присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний) |
Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребёнку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний |
2. Знакомство с игрой и ее героями |
Прослушивание начала сказки. Истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, леса), что требует по сюжету игры, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.) |
Позиция «отстраненного рассказа», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства |
3. Моделирование конфликта, трудностей |
Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.) |
Создание ситуаций, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы |
4. Выбор помощи |
Обращение ребенка за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Сможешь ли ты помочь? Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны |
Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход вместе с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в ребенка, указывать на потенциальные возможности ребенка |
5. Борьба и победа |
Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь – они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают творцами: восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт, детям благодарны все сказочные существа |
Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится, искренне восхищается ребенком, благодарит его за выдумку, доброту |
6. Утверждение победы |
Спонтанное продолжение игры, когда происходит празднование победы |
Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр. |
7. Перспектива дальнейших |
Рассказ о последующих играх, приключениях |
Взрослый пытается заинтриговать ребёнка |
3.2 Песочная терапия в интерактивном театре
Идея использования песка в качестве театральной декорации впервые родилась у петербургского режиссера Ольги Чернявской. В созданном ею «Театре сновидений Ольги Чернявской» с успехом идет спектакль-сновидение «Поворот песочных часов». Все действие спектакля разворачивается в огромной песочнице. В основе сюжета - часто повторяющийся сон женщины, который она не решается досмотреть до конца. Но прежде чем рассказать о спектакле в песочнице, необходимо несколько слов сказать о самом «Театре сновидений Ольги Чернявской».
В последние годы театральная жизнь Петербурга наполняется новым смыслом и содержанием. Появляются театральные коллективы и товарищества, выступающие на «малых сценах», где взаимодействие со зрителем становится более доверительным.
В этом отношении интересна история театра под руководством Ольги Чернявской. Созданный в 1980 году театр сменил три имени - «Метаморфозы», «Театр тонкой реальности», «Театр сновидений Ольги Чернявской». Все эти годы коллектив, вдохновляемый подвижнической деятельностью главного режиссера, занимался возрождением русской культуры. Фольклорные игры, спектакли-мистерии, массовые театральные действа - все это было предметом деятельности коллектива. Театр много гастролировал и завоевал немало престижных призов и премий. Однако забота о душевном, эмоциональном состоянии зрителя побудила Ольгу Чернявскую изменить основной курс творческого поиска. Сосредоточившись на внутреннем мире человека, она стала искать ресурсы его социальной реализации и гармоничного существования в мире.
Сегодня «Театр сновидений Ольги Чернявской» является небольшим камерным театром. Попадая сюда, зритель имеет возможность отдохнуть душой. И одновременно поразмышлять о том, на что в обычной жизни у него «не хватает времени»: о своих желаниях и стремлениях, о радостях и огорчениях - словом, о своей внутренней жизни.
Для того чтобы театр стал не просто развлечением, но и нравственной, духовной опорой современного зрителя, потребовалась новая концепция театра, отвечающая внутренним, психологическим запросам зрителя. Поэтому главный режиссер театра Ольга Чернявская, его актеры и весь персонал начали беспрецедентное в истории театра сотрудничество с практическими психологами и психотерапевтами. В рабочую группу вошли специалисты Санкт-Петербургского института сказкотерапии.
Научный подход к построению театрального действия позволил объединить приемы практической психологии и законы профессионального театра. В результате была создана концепция нового интерактивного театра.
Ключевая идея интерактивного театра - активное взаимодействие со зрителем, с его внутренним миром. А также гармонизация психоэмоционального состояния зрителя.
Интерактивный театр предполагает максимальное вовлечение зрителя в театральное действие. Зритель становится со-творцом и со-участником представления. В отличие от традиционного театра, в котором зритель основную часть времени находится в пассивном, воспринимающем состоянии, здесь зритель активен. Он вовлечен в ту же деятельность, что и актеры. Однако это происходит в своем, параллельном, зрительском пространстве.
В спектакле-сновидении «Поворот песочных часов» действие разворачивается в большой песочнице, имитирующей пляж. Зрители также имеют собственные малые песочницы. В них они могут своими руками создавать миры, используя миниатюрные фигурки и природные материалы (на основании идеи песочной терапии).
Таким образом, интерактивный театр дает возможность зрителю не просто пассивно воспринимать события спектакля, но и реально проживать их. Что-то изменять в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса, гармонизируя внутренние переживания. Так проявляется забота о душевном, психологическом состоянии зрителя. Так проявляется антистрессовый компонент интерактивного театра.
Интерактивный театр потребовал и создания нового жанра спектаклей. Он был найден и получил название - СНОВИДЕНИЯ. Так в имени «Театр сновидений Ольги Чернявской» закрепился новый жанр.
Основная особенность спектаклей-сновидений - иррациональность. Действие происходит в нематериальном мире человеческих переживаний во время сна. Как известно, в сновидениях человек перерабатывает накопленную за время бодрствования информацию и ищет пути своего гармоничного развития. Некоторые люди видят часто повторяющиеся сны и не могут досмотреть их до конца. В этом случае они прибегают к помощи психолога или психотерапевта.
Спектакль-сновидение является символическим психологом, помощником человеческой души. В ненавязчивой, безболезненной для человека и адекватной его психической природе форме спектакль-сновидение пробуждает личностные ресурсы и помогает разрешить актуальные проблемы на бессознательно-символическом уровне. Благодаря подключению скрытых ресурсов к процессу жизнедеятельности, человек через некоторое время разрешает внутренние противоречия в своей реальной жизни. В этом проявляется психотерапевтический аспект спектаклей-сновидений.
Спектакли-сновидения имеют общепрофилактическую, развивающую и культурно-образовательную функцию, которая проявляется по отношению к человеку, не обремененному стрессом. Так как спектакли-сновидения высвобождают большой ресурс бессознательного, в повседневной жизни человек приобретает дополнительные способности и энергию для самореализации.
Итак, сцена интерактивного театра представляет собой огромную песочницу. В данном случае песок служит театральной декорацией, средой. На сцену выходит главная героиня, которая по сценарию находится в своем сне - на Пляже Великого Мира. Она начинает взаимодействовать с песком, извлекая из него предметы, символизирующие ее наиболее значимые переживания.
Постепенно песок из театральной декорации превращается в действующее лицо - бессознательное героини. Песок - эмблема бессознательного - содержит как конфликтные, так и ресурсные символы. Таким образом, песок выступает в роли Учителя. Извлекая из него предметы, ассоциирующиеся с болезненными переживаниями, героиня получает возможность отреагировать внутренний конфликт, освободиться. Находясь в истощенном состоянии, героиня имеет возможность «подпитаться у песка», получить необходимую ей «энергию покоя». Досмотрев сон до конца, отреагировав подавленный конфликт, героиня использует лепку из песка как способ моделирования своей новой жизни.
В спектакле используются практически все формы песочной терапии: и создание отпечатков, и пересыпание песка, и создание картин с использованием предметов, и лепка из песка. В антракте, который является логическим продолжением спектакля, зрители в фойе создают собственные песочные картины в «стандартных» песочницах. По отзывам зрителей, уже можно говорить о терапевтическом эффекте спектакля с использованием песочной терапии.
Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность вам, дорогие читатели, внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Песочная игра - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Родители должны быть рядом, поддерживать его в процессе «самолечения» и делать для себя выводы о том, что беспокоит их сына или дочку в данный момент. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.
Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.
Также примечательно то, что метод песочной терапии сочетаем с гештальт-терапией, групповой психотерапией, семейной терапией, арт-терапией, символдрамой – это позволяет психологу школы работать с детьми применяя самые различные техники психокоррекции, актуальные для каждого случая и возраста.
Технологии песочной психотерапии многофункциональны, они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, клиент же решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе развивают личность психолога и клиента, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Информация о работе Песочная терапия в психологическом консультировании