Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:06, контрольная работа
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.
Введение 3
1.Понятие перцептивной стороны общения 5
2. Эффекты межличностного восприятия 14
3. Адекватность понимания поведения других людей 15
4. Аттракция как эмоциональная сторона межличностного восприятия 21
Заключение 26
Список литературы
Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д. Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятия. Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего "раскрытия" себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко ("он - скрытный", "он - себе на уме" и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало, чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.
У каждого человека во время общения формируются общие морально-этические требования к другим людям, а также конкретные эталоны, которые обобщают ее виденье и оценку других людей.
Формирование таких эталонов происходит чаще всего стихийно и неосознанно. Кроме эталонов, что исполняют при понимании другого человека роль определенных мерок и дают возможность их классифицировать, могут оказываться и определенные психологические свойства, которые приписываются определенным людям. Явление приписывания определенных черт другому человеку называется стерео - типизацией, а те черты, которые приписаны, имеют название оценочные стереотипы.
На основании исследования явления каузальной атрибуции выделяют четыре основных средства интерпретации в процессе межличностного понимания:
Аналитический - когда каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности.
Эмоциональный - когда личностные свойства приписываются человеку независимо от эстетичной принадлежности и внешности.
Перцептивно-ассоциативный - когда человеку приписываются свойства другого человека внешне на него не похожего.
Социально ассоциативный - когда человеку приписываются свойства того социального типа, к которому он отнесен на основании восприятия и внешности.
Одним из существенных признаков межличностного понимания есть его адекватность, под которой понимают точность и объективность отображения психологического образа другого человека.
Адекватность характеризует в первую
очередь результат процесса межличностного
понимания и имеет не только теоретическое,
но и практическое значение. Проблема влияния
возраста и пола на точность
восприятия и понимания является сложной
и неоднозначной.
Установлено, что с возрастом увеличивается объем понятий и определений, которые используются для характеристик других людей. Важно, что женщины в целом точнее отображают черты внешности, чем мужчины.
Для адекватного межличностного понимания нужен большой социальный опыт. Существует мысль, что способность к более точной адекватности восприятия порождается комплексом качеств, таких как способностью к эмпатии, рефлексии, идентификации.
Аттракция как эмоциональная сторона межличностного восприятия
Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягательность) — не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.
Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон, от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы.
Способы измерения межличностной аттракции предложены Дж. Морено с помощью «социометрического теста». Человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле: кого бы вы хотели иметь начальником? с кем вы не хотели бы провести отпуск? Социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними.
Внешние факторы аттракции.
К ним относятся: потребность ваффилиации [от англ. affiliate — соединять (ся), связывать (ся)] — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии. Понятие «рефлексия» возникло очень давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но здесь добавляется еще и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего человека, его личностные особенности, умственные способности, поведенческие и эмоциональные (экспрессивные) реакции. При этом наше внимание как бы одновременно переносится с партнера на нас самих и происходит некоторое своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.
Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха.
Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.
Пространственная близость.
Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.
Внутренние факторы аттракции.
Большинство специалистов-психологов убеждены, что в основе аттракции лежит физическая привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Да, практически всем нравятся красивые люди.
Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.
Это связано с тем, что для формирования
симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет
человек, какова его личная жизнь, отношения
с коллегами, родственниками, друзьями,
его моральные принципы и достоинства,
отношение к делу, поведение и характер.
Иногда достаточно одной негативной характеристики,
и имидж воспринимается не так, как хотелось
бы самому человеку. Поэтому иногда не
красота, а именно привлекательность челов
Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.
Исследование аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“Человек — это узел связи”, писал Сент-Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Роль общения в жизни человека трудно переоценить. Основываясь на информации изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение — это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми.
Представляется особенно важным, что познание другого человека, рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.
Список литературы
Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960.