Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 05:29, отчет по практике

Описание работы

Ознакомительная деятельность.
Знакомство с заведующей, психологом, воспитателями и другими работниками детского сада. Изучение целей и содержания работы д/с. Наблюдения за детьми. Выбор объектов исследования. Изучение необходимой литературы.
Психодиагностическая деятельность.
Подбор методик исследования, подготовка стимульного материала. Психодиагностическое исследование детей и родителей. Анализ результатов
Психокоррекционная деятельность.
Обоснование выбора коррекционных мероприятий, согласование их с психологом, составление программы мероприятий. Подготовка и проведение мероприятий.
Просветительская деятельность
Подготовка «листа информации» для родителей.
Подведение итогов практики

Содержание работы

План работы на период прохождения практики 3
Ознакомительная работа 4
Общие сведения об учебном учреждении 4
Работа психолога в ДОУ 5
Психодиагностическая работа 7
Особенности психодиагностики дошкольников 7
Рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” 13
Методика «Выбери нужное лицо» 16
Тест родительского отношения к детям 20
Анкета для родителей 25
Анализ результатов исследования 26
Психокоррекционная работа 28
Обоснование выбора коррекционных мероприятий 28
Коррекционная программа по созданию психолога – педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений 31
Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка 34
Просветительская работа 37
«Лист информации» для родителей 37
Литература 45
Приложение 1. 46
Приложение 2. 49
Приложение 3. 50
Приложение 4. 51

Файлы: 1 файл

отчет по практике 1.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

Шкала 4.

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76

Шкала 5.

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,19

93,04

96,83

99,37

100

Низкие значения по первой шкале отражают положительное эмоцио­нальное отношение к ребенку, его принятие, когда родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ре­бенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Низкий показатель, наобо­рот, означает отвержение. Родитель воспринимает своего ребенка пло­хим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Чаще всего родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Вторая шкала отражает социально-желательный образ родительского отношения. Высокий показатель по этой шкале содержательно раскрыва­ется так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интел­лектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, стара­ется встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Третья шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ре­бенком. При высоких показателях по этой шкале можно считать, что ро­дитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содер­жательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда

ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле роди­тель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Четвертая шкала отражает форму и направление контроля над поведе­нием ребенка. При высоких значениях по этой шкале в родительском от­ношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует со­циального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его инди­видуальные способности, привычки, мысли, чувства.

Пятая шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отно­шении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка млад­шим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дур­ных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не­успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Опросник может применяться с целью изучения преобладающего стиля семейного воспитания, своевременная диагностика может по­мочь наметить соответствующую коррекционную работу в детско-родительских отношениях.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:

Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).  К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).  Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.

Диаграмма 3.

Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализация”.  Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

 

 

Анкета для родителей

Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.

Методика проведения: Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний (приложение 3).

Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение. 

   Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.

   У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит об их неосведомлённости по данному вопросу.

  Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

Диаграмма 4.

Анализ результатов исследования

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

Таким образом,  в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

-   детские отношения к родителям;

-   знания родителей о воспитании ребенка;

-   родительские отношения к детям.

Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и  планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма5.

Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений  вызывают особый интерес, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

Причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

-       у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

-       ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

-       дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

-       в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Информация о работе Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду