Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:41, отчет по практике
В период с 30 марта по 25 апреля 2009 года я проходила психолого-педагогическую практику на базе МОУ СОШ №1 в п.г.т.Подгоренский. В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельностью, но и предполагает возможность преподавания психологии, целью моей практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Общие сведения о базе практики……………………………………………………..4
1.1 Особенности работы психолога в школе …………………………………….4
1.2 Характеристика классного коллектива ………..11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика личности учащего-ся…………15
2 Психолого-педагогическая деятельность ………..21
2.1 Индивидуальная консультация родителей «Причины
рассеянности ребенка…………………………………………………………….21
2.2 Психолого-педагогический анализ урока…………………………………...23
2.3 Проведение диагностик подростка…………………………………………..27
3 Результаты выполнения индивидуального задания………………………………..28
3.1 Методическая разработка урока «Виды и механизмы памяти»…………...28
3.2 Методическая разработка урока «Характер и темперамент человека»…...34
3.3 Анализ воспитательного мероприятия из цикла
«Профориентация учащихся»……………………………………………………41
Заключение ……….. ……………..……………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………………. …………46
Приложение А - «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния
школьника в учебно-воспитательном процессе»……………………………………..47
Приложение Б – «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника». Результаты исследования……………………………………………….54
Приложение В - Тест школьной тревожности Филипса……………………………..57
Приложение Г - Тест школьной тревожности Филипса. Бланк ответов……………61
Приложение Д - Диаграмма результатов теста школьной тревожности Филипса ..64
Приложение Е - Опросник Айзенка (подростковый)………………………………...66
Приложение Ж - Опросник Айзенка (подростковый). Бланк ответов……………...68
Приложение З - Обработка результатов диагностики по опроснику Айзенка (подро-стковому)………………………………………………………………………………..70
Суммарная оценка: 3 балла
Показателями эмоцинально-интеллектуальной напряженности и тревожности служат 4-х и 3-х бальные ответы:
Учебная дисциплина (предмет) | Баллы |
Русский язык | 3 |
Алгебра | 2 |
География | 2 |
История | 2 |
Биология | 2 |
Физика | 2 |
Иностранный язык | 2 |
Литература | 2 |
Химия | 2 |
Суммарная оценка: 2 балла
Ориентация на учебные и межличностные взаимодействия между учителем и учеником (по одному уроку или по учебному процессу в целом): позитивная или негативная
Учебная дисциплина (предмет) | Ориентация (позитивная/негативная) |
Русский язык | негативная |
Алгебра | позитивная |
География | позитивная |
История | негативная |
Биология | позитивная |
Физика | позитивная |
Иностранный язык | негативная |
Литература | позитивная |
Химия | позитивная |
Суммарная оценка: позитивная ориентация
Сводная диаграмма:
Приложение В
Тест школьной тревожности Филлипса
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".
Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ним, или НЕТ, если не согласны".
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Да", в то время как в ключе этому вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
Общая тревожность в школе | 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 |
S = 22 | |
Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 |
S = 11 | |
Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 |
S = 13 | |
Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45 |
S = 6 | |
Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26 |
S = 6 | |
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22
|
S = 5 | |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14,18, 23, 28
|
S = 5 | |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 |
S = 8 |
Ключ к вопросам
"+" — Да
"-" — Нет
1 - 19 - 37 - 55 -
2 - 20 + 38 + 56 -
3 - 21 - 39 + 57 -
4 - 22 + 40 - 58 -
5 - 23 - 41 +
6 - 24 + 42 -
7 - 25 + 43 +
8 - 26 - 44 +
9 - 27 - 45 -
10 - 28 - 46 -
11 + 29 - 47 -
12 - 30 + 48 -
13 - 31 - 49 -
14 - 32 - 50 -
15 - 33 - 51 -
16 - 34 - 52 -
17 - 35 + 53 -
18 - 36 + 54 -
Результаты
1) Число несовпадений знаков ("+" — Да, "-" — Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50%; > 75%).
Для каждого респондента
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: — абсолютное значение — < 50%; > 50%; > 75%
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Приложение Г
Тест школьной тревожности Филлипса
Бланк ответов
Инструкция: Вам предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Дайте ответ на каждый из 58 вопросов. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ним, или НЕТ, если не согласны. Клеточку в таблице, соответствующую вашему ответу, нужно заштриховать либо отметить каким-нибудь знаком.
№ вопроса | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1 | Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? |
|
|
2 | Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? |
|
|
3 | Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? |
|
|
4 | Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок? |
|
|
5 | Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или оскорблял тебя? |
|
|
6 | Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился с объяснением нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? |
|
|
7 | Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? |
|
|
8 | Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? |
|
|
9 | Дрожат ли у тебя колени, когда вызывают отвечать? |
|
|
10 | Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? |
|
|
11 | Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? |
|
|
12 | Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? |
|
|
13 | Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? |
|
|
14 | Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? |
|
|
15 | Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? |
|
|
16 | Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? |
|
|
17 | Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? |
|
|
Информация о работе Отчет о результатах психолого-педагогической практики