Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:27, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение мотивации прoфеccиoнальнo педагoгичеcкoй деятельноcти в наcтоящее время приoбретает ocoбoе значение. Именно в ней выcвечиваютcя оcновные моменты взаимодейcтвия индивида и общеcтва, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического колледжа (вуза) особые требования. Oсознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.
Алгоритм подсчета критерия U – Манна-Уитни.
1. Перенести все данные
выборок на индивидуальные
2. Разложить все карточки
в общий ряд по мере
3. Проранжировать (согласно алгоритму ранжирования) значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего рангов должно быть n1 + n2 (объем первой выборки + объем второй выборки).
4. Заново разложить карточки в два ряда, по признаку принадлежности к выборке 1 или выборке 2.
5. Подсчитать сумму рангов отдельно на карточках группы 1 и группы 2. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.
6. Определить большую из двух ранговых сумм Tx.
7. Определить значение U по формуле:
U=n1 n2+nx (nx+1)_ Tx
2
где n1и n2 - количество испытуемых в выборках, nx- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
8. Определить из таблиц критические значения U, в соответствии с этим, принять либо отклонить гипотезу Но.
2.2. Результаты исследования мотивации педагогической деятельности у молодых специалистов, устроившихся на работу по специальности в течение года после получения диплома
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у молодых специалистов, устроившихся на работу по специальности в течение года после получения диплома по методике К. Замфир в модификации А. Реана (табл. 1).
Таблица 1
Тип мотивации труда | |||||
Внутренняя |
Внешняя положительная |
Внешняя отрицательная | |||
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
9 |
60 |
6 |
40 |
0 |
0 |
Как мы видим, 60% молодых специалистов имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, т.е. мотивами их деятельности являются общественная и личная значимость труда; удовлетворение от работы.
40% молодых специалистов имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, т.е. мотивированы материальным стимулированием, возможность продвижения по службе, признание.
Отрицательная внешняя мотивация характерна для 13% молодых специалистов, эти педагоги работают потому, что так нужно иначе их могут уволить, и они потеряют источник дохода.
Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.1).
Рис.1. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома
Как мы видим из графика, наиболее выражена у молодых специалистов внутренняя мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является наиболее эффективным с позиции трудовой деятельности.
Таким образом, исследование типа мотивации у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома, им присуща больше внутренняя мотивация трудовой деятельности.
Результаты исследования мотивации у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома по методике И.Г. Кокуриной (таб. 2).
Как мы видим из табл. 2, мотив кооперация ведущим является у 13% молодых специалистов, они мотивированы тем, что их работа важна для других, в данном случае учеников.
Таблица 2
Мотивы |
Кол-во чел |
% |
Преобразовательный |
0 |
0 |
Коммуникативный |
0 |
0 |
Кооперация |
2 |
13 |
Утилитарный |
1 |
7 |
Конкурирующий |
3 |
20 |
Достижения |
9 |
60 |
Утилитарный мотив является ведущим для 7% молодых специалистов, данные педагоги стремятся заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу и видимые результаты.
20% молодых специалистов ведущим мотивом имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление достичь результатов, превосходящих результаты других.
У наибольшего числа молодых специалистов выражен мотив достижения (60%) они в деятельности ориентированы на преодоление препятствий.
Определим средние показатели выраженности мотивации по данной методике и представим их в виде графика (рис.2).
Рис.2. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома
Как мы видим из графика, наиболее выражен молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома - мотив достижения.
Анализ результатов ведущей ориентации показал, что в процессе трудовой деятельности 93% молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома имеют результативную ориентацию, то есть, нацелены на достижение результата.
Ориентированы на процесс - 7% молодых специалистов.
Таким образом, результаты исследования с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство молодых специалистов сферы образования имеют выраженный мотив достижения и ориентированы в процессе деятельности на достижение результата.
Результаты исследования мотивационного профиля личности молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома (табл. 3).
Таблица 3
Мотивы |
Кол-во чел |
% |
вознаграждение |
0 |
0 |
условия работы |
0 |
0 |
структурирование работы |
0 |
0 |
социальные контакты |
0 |
0 |
взаимоотношения |
0 |
0 |
признание |
1 |
7 |
достижение |
11 |
73 |
власть и влиятельность |
0 |
0 |
разнообразие |
0 |
0 |
креативность |
0 |
0 |
самосовершенствование |
1 |
7 |
интересная работа |
3 |
20 |
Анализ результатов исследования ведущих потребностей в мотивационной структуре личности молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома, показал у большинства (73%) испытуемых выражена потребность достижения.
У 7% - ведущей потребностью является потребность в достижении и самосовершенствование.
20% молодых специалистов, имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе.
Остальные мотивы не являются ведущими не у одного из молодых специалистов.
Рассмотрим средние показатели выраженности мотивов по выборке молодых специалистов (рис. 3).
Рис. 3. Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности молодых специалистов
Из рис. 3 мы видим, что наименее характерны для молодых специалистов мотивы власти и влиятельности и социальных контактов, т.е. они не стремятся к взаимодействию с большим количеством людей и власти над ними, не в значительной степени им важно признание, разнообразие деятельности, вознаграждение.
Большинство молодых специалистов мотивированы на достижение, самосовершенствование и интересную работу.
Таким образом; среди молодых педагогов ведущей является потребность в достижении.
Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома по методике О.Ф.Потемкиной (табл. 4).
Таблица 4
Ориентация |
Уровень выраженности | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% | |
на процесс |
3 |
20 |
12 |
80 |
0 |
0 |
на результат |
10 |
67 |
5 |
33 |
0 |
0 |
на альтруизм |
9 |
60 |
6 |
40 |
0 |
0 |
на эгоизм |
1 |
7 |
14 |
66 |
4 |
27 |
на труд |
3 |
20 |
12 |
80 |
0 |
0 |
на свободу |
1 |
7 |
14 |
93 |
0 |
0 |
на власть |
1 |
7 |
14 |
93 |
0 |
0 |
на деньги. |
6 |
40 |
9 |
60 |
0 |
0 |
Как мы видим из табл. 4, наиболее выражены у большинства молодых специалистов ориентации на результат и на альтруизм, т.е. они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам, при этом ориентируются на альтруистические ценности, часто в ущерб себе.
Остальные ориентации выражены у большинства на среднем уровне.
Ориентация на эгоизм чаще, чем другие ориентации выражена у молодых специалистов слабо.
В целом мы можем отметить, что высоко и низкомотивированных молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома - нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 27%, остальные имеют средневыраженны ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат и альтруизм и некоторых других.
Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере молодых специалистов. Результаты представим в виде рис. 4.
Рис.4. Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет.
Из рис.4 мы видим, что у молодых специалистов наиболее выраженной ориентацией является ориентация на альтруизм, а наименее на эгоизм и на власть.
В результате полученных данных мы установили, что у молодых специалистов, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома, в большинстве ориентированы в трудовой деятельности на личную и общественную значимость этой деятельности, достижении в ней результатов, они в большей степени склонны к тому, чтобы превзойти в данной деятельности других. У молодых специалистов выражены потребности в достижении, интересной работе и самосовершенствовании, то есть данные педагоги стремятся занять свое место в коллективе, продемонстрировать свои способности и возможности, зарекомендовать себя как профессионалов. Они полны энтузиазма и инициативы.
2.3. Результаты исследования мотивации молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет
Результаты исследования мотивации молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх по методике К. Замфир в модификации А. Реана (табл. 5).
Таблица 5
Тип мотивации труда | |||||
Внутренняя |
Внешняя положительная |
Внешняя отрицательная | |||
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
5 |
33 |
7 |
47 |
3 |
20 |
Информация о работе Особенности профессиональной мотивации молодых специалистов сферы образования