Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности личностного развития детей-сирот  детских домов младшего школьного возраста и разработать рекомендации  по их коррекции и развитию.
Объект  данного исследования  - воспитанники детских домов
ВВЕДЕНИЕ……………………....……………………………….…………….3
1. ОСОБЕННОСТИ ЛИНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………8
Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста…………………………………………..…………….……………8
Роль семьи в гармоничном развитии личности детей младшего школьного возраста………………………………..…………...………….12
Влияние учреждений закрытого типа на развитие личности детей-сирот младшего школьного возраста ……..…………………...............19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ  ДЕТСКИХ ДОМОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА…………………………………………………..32
2.1. Диагностика особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста……………………………..……………………...……..32
2.2.  Результаты исследования  и их интерпретация. Качественный сравнительный анализ…………………..…………………………………....35
2.3. Коррекция эмоционально-личностной сферы детей-сирот детских домов младшего школьного возраста..………………................…………...44
ЗАКЛЧЕНИЕ…………………………..……………………………..………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………...……….50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….54
Таким образом, у детей, воспитывающихся в детском доме, чаще получается не так как ожидают, проявляют неуверенность в себе, недовольство собой. Они испытывают потребность быть другими – открытыми, уверенными, любимыми. Такие дети чаще имеют трудности в общении, не могут защитить себя, в отличие от детей контрольной группы.
Всё это свидетельствует, на наш взгляд, о низком уровне принятия себя, ощущении собственной неуверенности, недовольстве собой, плохом отношении к ним со стороны окружающих, заниженной самооценке внешних данных.
Общей тенденцией является то, что младшему школьнику многие моменты мешают быть самим собой.
Качественный анализ теста «ДДЧ» представлен в таблице №3.
Таблица 3
Качественный анализ теста «ДДЧ»
Симптомокомплекс  | 
  Число выборов в %  | |
Э  | 
  К  | |
1. Незащищённость  | 
  16%  | 
  10%  | 
2. Тревожность  | 
  13%  | 
  10%  | 
3. Недоверие к себе  | 
  25%  | 
  19%  | 
4. Чувство неполноценности  | 
  13%  | 
  8%  | 
5. Враждебность  | 
  11%  | 
  9%  | 
6. Конфликтность  | 
  12%  | 
  10%  | 
7. Трудности общения  | 
  14%  | 
  13%  | 
8. Депрессивность  | 
  7%  | 
  6%  | 
Таким образом, для детей экспериментальной группы из детского дома, характерна незащищённость, недоверие к себе.
По другим показателям: тревожности, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности общения, депрессивности – результаты находятся приблизительно на одинаковых уровнях, но всё равно, преобладание этих показателей находится у младших школьников, живущих в детском доме.
Качественный анализ теста тревожности В. Амена представлен в таблице №4.
Таблица 4
Качественный анализ теста тревожности
Показатели  | 
  Низкий уровень  | 
  Средний уровень  | 
  Высокий уровень  | 
  Очень высокий  | ||||
Э  | 
  К  | 
  Э  | 
  К  | 
  Э  | 
  К  | 
  Э  | 
  К  | |
Абсолютные  | 
  -  | 
  5  | 
  4  | 
  6  | 
  10  | 
  4  | 
  1  | 
  -  | 
В %  | 
  -  | 
  33%  | 
  27%  | 
  40%  | 
  67%  | 
  27%  | 
  7%  | 
  -  | 
Данные, полученные в результате исследования уровня тревожности, показывают преобладание высокого уровня тревожности у младших школьников, воспитывающихся в детском доме, а у их сверстников из полной семьи преобладание среднего уровня тревожности.
Таким образом, для младших школьников, воспитывающихся в семье, характерным является:
- средний уровень тревожности;
- демонстративность;
- открытость;
- экстравертированность;
- стремление к домашней защите;
- благоприятная семейная ситуация;
- эгоцентризм;
- отсутствие чувства личностной недостаточности.
Для младших школьников, воспитывающихся в детском доме, характерно:
- повышенное чувство тревожности
- чувство неполноценности;
- неуверенность в себе;
- агрессивность;
- скрытность, осторожность;
- чувство личностной 
- интровертированность;
- заниженная самооценка.
Внесем данные по группам в таблицу:
Таблица 5
Сравнительный анализ данных по Т – критерию Стьюдента.
№  | 
  Результаты группы №1 (дети сироты)  | 
  
   
 №  | 
  Результаты группы №2 (детей из семей)  | 
1  | 
  30  | 
  16  | 
  46  | 
2  | 
  45  | 
  17  | 
  49  | 
3  | 
  41  | 
  18  | 
  52  | 
4  | 
  38  | 
  19  | 
  55  | 
5  | 
  34  | 
  20  | 
  56  | 
6  | 
  36  | 
  21  | 
  40  | 
7  | 
  31  | 
  22  | 
  47  | 
8  | 
  30  | 
  23  | 
  51  | 
9  | 
  49  | 
  24  | 
  58  | 
10  | 
  50  | 
  25  | 
  46  | 
11  | 
  51  | 
  26  | 
  46  | 
12  | 
  46  | 
  27  | 
  56  | 
13  | 
  41  | 
  28  | 
  53  | 
14  | 
  37  | 
  29  | 
  57  | 
15  | 
  36  | 
  30  | 
  44  | 
Результаты группы №1  | 
  Результаты группы №2  | 
M1=40  | 
  M2=50  | 
X1=6,4  | 
  X2=5,8  | 
N1=15  | 
  N2=15  | 
Математическая обработка полученных данных по Т – критерию Стьюдента выявила значительные различия между экспериментальной и контрольной группами испытуемых.
Таким образом, для детей, воспитывающихся в условиях в детском доме, в отличие от детей, воспитывающихся в полной семье, характерно:
- чувство неполноценности, которое влияет на самооценку младшего школьника, побуждая при этом недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению со сверстниками.
- незащищённость, при которой 
ребёнок испытывает чувство 
- тревога, которая порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.
- конфликтность, которая 
связана у ребёнка с 
- враждебность к семейной ситуации. Она невротизирует младших школьников, развивает у них агрессивность, неуверенность, чувство вины, приводит к изоляции и озлобленности.
- тревожность, связанная 
с бессодержательным 
Следовательно, младшие школьники из детского дома имеют ряд особенностей эмоционально-личностной сферы. Это подтверждает, на наш взгляд, необходимость осуществления индивидуально-личностного подхода к этим детям, проведения своевременной коррекции имеющихся нарушений, оказания им психологической поддержки.
Полученные данные полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу в начале исследования о том, что у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений закрытого типа, имеется ряд специфических особенностей, влияющих на эмоционально-личностную сферу и осложняющих их социальную адаптацию.
 
2.3. Коррекция эмоционально-
В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой пограничной личности, определяющей как структуру личности, так и ее генез, является диффузность самоидентичности — комплекс переживаний ребенка, связанный с чувством неполноценности и потери своего «Я» . Такая особая структура самосознания ребенка другими авторами называется расколотой. [3] [5]
Расколотое самосознание состоит из двух «Я»: внешнего — защитно-идеализированного и глубинного — неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам, главную роль среди которых выполняет механизм разъединения «внешнего Я» и «Я реального». При этом «внешнее Я» доминирует, а «реальное Я» составляет угнетенную структуру, несформированную из-за значительной фрустрации ребенка в раннем детстве. [3]
Противоречивая двойственность «Я» проявляется во всех формах психического становления проблемного ребенка, начиная с этапа его среднего детства. Так, например, негативное влияние «внешнего Я» имеет место при значительном доминировании социальных целей и принципов. Сложности в общеобразовательном обучении или приобщении ребенка к какой-либо профессии возникают преимущественно потому, что мотивация успеха или достижения не связана с деятельностью, а чаще ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе связанных с признанием значительности ребенка и с восхищением им окружающих.
Аналогично в том, что касается взаимодействий с другими, «внешнее Я» приводит вначале к идеализации, а далее к дискредитации таких ценностей [5] В силу слабости «реального Я», инфантильности в самопроявлениях и потребностях у такого ребенка возникает стремление «опереться» на чью-либо силу и значительность. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание партнера (чьи возможности и достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии, воспринимается «инфантильным Я» как отказ в том, на что имеется право. При фрустрации таких потребностей стереотипно возникают ярость и ненависть. Кроме того, таким личностям свойственна патологическая нетерпимость и непереносимость критики. [3]
Психологи разных направлений, теоретики и практики едины в признании отрицательного влияния фактора нарушенных внутрисемейных отношений на психическое и нравственное развитие детей.
Объединяет специалистов также мнение, что в результате наличия в семье множества различных проблем у ребенка крайне трудно сформировать и развить позитивное отношение к себе. И несмотря на то что последующие, внесемейные формы взаимодействия ребенка с окружающими могут внести существенную коррекцию в изначальное его самоотношение, первичное восприятие и оценивание ребенком себя непременно проявится в последующих его «Я-образах». [4]
Кроме того, дети, лишенные материнской любви во младенчестве, раздражительны, более возбудимы и агрессивны со сверстниками, менее избирательны и постоянны с объектами привязанности. При этом самооценка таких детей не отличается позитивным потенциалом, столь необходимым для успешной социализации и благополучного личностного развития ребенка. Бесспорно суждение Р. Бернса о том, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяет его поведение и успеваемость. [3]
Принимая во внимание глубину личностных деформаций или специфику личностного развития детей-сирот, можно предположить, что даже решение внешних, организационно-поведенческих сложностей в судьбах таких детей не будет достаточным для их социальной и личностной реабилитации. Эти дети нуждаются в комплексной психологической помощи и в том числе в глубинной психотерапии их личностной структуры.
Информация о работе Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов