Основы гендерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий мужских и женских групп на социально психологическом уровне. Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила. Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 73.56 Кб (Скачать файл)

Проведение в 1975 году Международного года женщины, а затем в 1976 - 1985гг. - Десятилетия женщины подвигло ООН к принятию специального акта международно-правового регулирования прав женщин - в декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея одобрила Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1 марта 1980 г. Конвенция была готова для подписания, а в сентябре 1981 г. вступила в силу.

Наша страна была в числе инициаторов и разработчиков Конвенции и одной из первых подписала ее. В декабре 1980 г. она была ратифицирована Верховным Советом СССР. К настоящему времени к Конвенции присоединились 133 государства (всего в ООН 185 государств-членов) и по числу участников это одна из самых многочисленных Конвенций. Такое широкое признание свидетельствует о высоком значении, придаваемом мировым сообществом повышению роли женщин в современном мире. Важная особенность Конвенции - ее универсальность. В ст. 23 содержится указание, что ничто в ней не затрагивает каких- либо положений национального законодательства участниц, более способствующих достижению равенства полов. В свою очередь приоритет народного документа позволяет обеспечить более высокий уровень защиты прав женщин в случае, если национальное законодательство не имеет тех или иных установлений, содержащихся в Конвенции. В странах-участницах ссылка на нормы Конвенции может служить основанием судебного разбирательства в случае нарушения прав женщин. Конвенция является ориентиром, надежным инструментом для анализа действий по улучшению положения женщин в той или иной стране в соответствии с международно-признанными документами. Она задает тот уровень правового статуса женщин, который соответствует современным международным требованиям в области прав человека.

Для Конвенции характерен всесторонний подход и охват широкого спектра проблем, правовых, социальных, культурных, экономических, политических, моральных, характеристик положения женщин, их места и роли в обществе. Она предусматривает также принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на скорейшее установление равенства женщин, обеспечение равных возможностей и равного обращения, исходит из необходимости изменения моделей поведения мужчин и женщин, стереотипного патриархального отношения к их социальным ролям; повышения ответственности родителей за воспитание детей; создания возможностей для широкого включения в политическую жизнь, дипломатическую работу, международную деятельность. Особо важна роль средств массовой информации в формировании уважительного отношения к женщине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3. Проявления гендерного поведения в сфере политики (на конкретном примере из жизни или на примере из художественной литературы).

От того, насколько ответственно и оперативно реагирует государство и гражданское общество на динамику изменений в сфере гендерных отношений, предупреждая возникновение и распространение негативных тенденций и стимулируя развитие гендерной солидарности, непосредственно зависят качество и уровень жизни населения России, политическая и социальная стабильность, доверие народа к власти и престиж нашей страны в глазах мирового сообщества. Эффективность государственной политики и степень ее социальной ответственности во многом предопределена характером и объемом долгосрочных инвестиций в "человеческий капитал", который складывается из востребованных обществом личных способностей, знаний и навыков. Основу этого капитала составляют духовное, психическое и физическое здоровье женщин и мужчин, а важнейшую роль в его воспроизводстве играет рождение и воспитание детей. Это делает приоритетными функциями государственной политики защиту материнства и детства, повышение социального статуса женщины-матери, совмещающей свои семейные обязанности с работой, образованием, общественной деятельностью и гражданской активностью.

Роль Стратегии многократно возрастает в период масштабного и единовременного политического и экономического реформирования, которое не должно быть сопряжено с потерями социальных гарантий и завоеваний, с ущемлением прав женщин и детей. Именно эти категории населения требуют особого внимания и адресной защиты в условиях высокой социальной динамики, что исключительно важно при определении основных ориентиров и приоритетов государственной политики. Переход на адресный принцип оказания социальной поддержки положительно сказался на динамике гендерных показателей уровня жизни и социального развития в современной России, но он не может решить все возникающие проблемы. Стратегия направлена на расширение системной государственной поддержки уязвимых групп в интересах гендерного равенства. Ее реализация позволит:

• Сохранить доверие к курсу социально ответственных реформ, на всех этапах разработки и осуществления которых необходимо учитывать цели и задачи государственной гендерной политики;

• Инвентаризировать на основании результатов гендерной экспертизы проекты и программы, не отвечающие этим требованиям с установкой на минимизацию социальных рисков и возможного ущерба, связанного с пренебрежением гендерной специфики при принятии решений;

• Устранить или существенно снизить деструктивные с точки зрения гендерной справедливости последствия, сопряженные с переходом от тотального государственного вмешательства в сферу производства, распределения и потребления к развитию рыночных отношений, стимулированию самоуправления и содействию саморазвитию.

В число задач Стратегии также входит:

• Поддержка со стороны государства процесса становления и развития негосударственной социальной инфраструктуры, основанной на принципах самоорганизации и гендерной справедливости;

• Вытеснение нерациональных структур производства и потребления с пропагандой системы ценностей, поощряющей рациональный образ жизни и структуры потребления, для чего необходимы совместные усилия органов исполнительной и законодательной власти, потребителей и производителей. Особое внимание при этом следует уделять значительной роли женщин и домашних хозяйств, выступающих в качестве потребителей, а также потенциальному воздействию их совокупной покупательной способности на экономику;

• Повышение статуса и престижности неоплачиваемой работы по дому и уходу за детьми, стимулирование изменения ролевых функций в сторону более равномерного участия мужчин и женщин в выполнении этих обязанностей;

• Повышение доли семейного бюджета, предназначенной для получения или повышения образования, обеспечения и улучшение медицинского обслуживания;

• Стимулирование накоплений личных страховых средств в интересах семьи и передаче семьям жилищных субсидий, гарантирующих необходимое (достаточное) количество и качество потребляемых благ, что усилит здоровую конкуренцию между государственными и частными учреждениями, предоставляющими социальные услуги;

• Создание экономических предпосылок для постепенного перехода на подушевое финансирование социальных услуг с введением личных страховых и накопительных счетов в интересах гендерного равенства;

• Увеличение процента кредитов, финансовой помощи и услуг из государственных и негосударственных источников, приходящихся на женщин и мужчин;

• Увеличение числа женщин в местных организациях, в том числе женщин, занимающих в них высшие руководящие должности;

• Восстановление социально-защитной роли государства по отношению к работникам с ребенком в возрасте до 1,5 лет в части режимов работы (ночные, сверхурочные, командировки, правила увольнения и трудоустройства) с соблюдением этих прав для отцов, воспитавших ребенка без матери;

• Увеличение льгот по подоходному налогу (стандартные вычеты на детей) для работников, в семьях которых душевой доход ниже прожиточного минимума (величина необлагаемого налогом дохода во всех случаях должна быть не ниже установленной законом минимальной заработной платы в экономике);

• Введение государственных мер поддержки женщин, оказавшихся в сложной ситуации по не зависящим от них причинам (например, включение в профессиональную деятельность после отпуска по уходу за ребенком и т.п.);

• Защита прав женщин в неформальном секторе экономики, где особенно отчетливо проявляется дискриминация и насилие над женщинами.

• Расширение участия женщин на местном уровне в программах подготовки кадров или сетевых организациях по сравнению с мужчинами.

Особого внимания заслуживает глубинная связь гендерного и геронтологического аспектов социальной политики. Это обусловлено тем, что специфика демографической ситуации в России заключается:

• в убыстряющемся "старении общества" и заметном снижении средней продолжительности жизни ;

• в очевидной тенденции, проявляющейся в увеличении доли женщин среди населения старше трудоспособного возрастаю.

Проблема заключается в том, чтобы в рамках единой стратегии долгосрочного развития соединить трудно соединимое: обеспечить динамичное развитие стареющего общества. Среди ожидаемых существенных социальных последствий "старения общества" выделяются:

• качественное изменение социальных ролей с перспективой исчезновения гендерной асимметрии в ряде сфер деятельности и занятости, значительно более активного участия и представительства женщин в политической деятельности;

• изменение структуры занятости за счет увеличения числа работающих граждан старше трудоспособного возраста (основную долю в этой половозрастной группе составляют женщины) при одновременном сокращении лиц трудоспособного возраста;

• адаптационное совершенствование пенсионного законодательства и, в частности, изменение пенсионного возраста в сторону большей вариативности (посредством увеличения пенсионного порога и/или введения гибкой системы выхода на пенсию с правом прерывать и возобновлять трудовую деятельность по желанию, что служит условием более равномерного сочетания семейных и профессиональных обязанностей);

 

• распространение пожизненного образования и обучения, что связано, в частности, с необходимостью адаптироваться к новым тенденциям в сфере разделения труда и совершенствованием информационно-коммуникативных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №4 Тренинг гендерной эгалитарности (тренинг полоролевого равенства), направленный на формирование гендерной эгалитарности методами групповой работы.

Социально – психологический тренинг: «формирования толерантных гендерных установок у подростков».

Основание социально – психологического тренинга: школа выступает доминирующим институтом управляемой социализации подростков в соответствии с нормативными представлениями об идеальной модели личностного развития и функционирования. На современном этапе развития российского общества наблюдается значительное обострение глубинного противоречия между двумя системами ценностей, с которыми связаны представления о должном социальном устройстве и о личности, вписывающейся в эту идеальную социальную систему. Это система ценностей традиционного общества, ориентированная на асимметричную гендерную структуру, в которой доминирующее положение занимает конструкт агрессивно-властной инструментальной маскулинности, противопоставляемый конструкту пассивно-зависимой фемининности. И система ценностей современного общества, ориентированная на равенство в сфере гендерных отношений. В российском обществе эти две системы ценностей до сих пор находятся в конкурирующем взаимодействии, что в одних случаях приводит к состоянию аномии (полного бездействия норм, регулирующих гендерное взаимодействие членов общества), а в других – к трансляции и воспроизведению школой традиционной модели асимметричных гендерных отношений. Это противостояние в последнее десятилетие усугубляется формированием новой социальной структуры современного общества, в которой признается вариабельность и равнозначность самых различных моделей гендерных отношений.

Развитие мира в направлении пост-современной концепции общества требует от школы целенаправленного формирования у подростков чувствительности к дискриминации отдельных гендерных моделей бытия личности, а также предъявляет особые требования к развитию у них такого личностного качества, как толерантность к многообразию в сфере гендерных отношений. В противном случае жесткая нормативность педагогического общения в контексте традиционной гендерной асимметрии приведет к развитию у подростков личности, несоответствующей современной тенденции развития глобального общества, основанного на пост-современной системе ценностей и мировосприятия. Результатом традиционной управляемой социализации является воспроизводство членов общества, обладающих повышенной конфликтностью и уязвимостью в децентрированном мире гибких моделей поведения и социальных представлений. Поэтому предлагаемая программа ориентирована на одновременное развитие качества гендерной толерантности личности самих педагогов как агентов управляемой социализации и подростков в соответствии с пост-современной системой социальных ценностей.

^ Основная цель социально  – психологического тренинга: формирование  у подростков толерантных гендерных  установок.

Вспомогательные цели: 1)развитие толерантности в сфере гендерных отношений у педагогов; 2)снижение уровня конфликтности и агрессивности в гендерных отношениях среди подростков; 3)развитие у подростков навыков сотрудничества и сосуществования с людьми, придерживающимися разных моделей гендерных отношений.

^ Задачи программы:

выявление педагогами и подростками специфики процесса собственной гендерной социализации;

осознание педагогами и подростками личных гендерных стереотипов;

осознание ограничений, налагаемых на личность традиционными асимметричными гендерными стереотипами;

выявление особенностей гендерной структуры межличностных взаимодействий подростков между собой и с педагогами;

обнаружение асимметричных и сексистских гендерных образов в доступных подросткам источниках информации о гендерных отношениях (явного и скрытого плана);

коррекция асимметричного содержания гендерных установок в общении и взаимодействии подростков между собой и с педагогами.

^ Методы реализации программы: методологической основой программы  является теория социального  конструирования гендера; основными методами формирования толерантных гендерных установок являются групповая дискуссия, ролевое взаимодействие, структурированное наблюдение для анализа структур и особенностей взаимодействия; работа в малых группах; экспрессивные методы; упражнения на межгрупповое взаимодействие. Занятия проводятся в формате интерактивной обучающей группы, когда все участники располагаются по кругу.

Информация о работе Основы гендерной психологии