Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:02, статья
Цель статьи – познакомить читателей с различными аспектами
научной деятельности доктора психологических наук, профессора, действительно-
го члена Российской академии образовании Владимира Дмитриевича Шадрикова
(р. 1939 г.). В статье представлен краткий анализ его основных публикаций по
проблемам деятельности, способностей, индивидуальности, внутреннего мира че-
ловека, рассмотренных в контексте развития образования. Показано, что систе-
ма взглядов видного российского ученого на пути решения проблем психологии раз-
вития, обучения и воспитания Человека сформировала методологию системогене-
тического подхода в психологии.
логии к системному этапу, на котором осознание сложности и целостности психики должно рассматриваться как исходный путь познания и как его принцип [16]. К. Абульханова сопо- ставляет новую книгу В. Д. Шадрикова по полноте охвата проблем предмета психологии с «Основами общей психо- логии» С. Л. Рубинштейна, показывает смелость и конструктивность автор- ской концепции, восстанавливающей утраченное понятие души как высшей ценности историко-философской и историко-психологической мысли и дающей строго научное воссоздание внутреннего мира человека [17]. Г. А. Суворова отмечает большое значе- ние категории «мир внутренней жизни человека» в системогенетической трак- товке для консультативной практики в образовании [18, 19]. В 2001–2003 гг. у В. Д. Шадрикова выходит серия книг «Введение в пси- хологию», в которых он переосмыс- ливает научные факты, ряд теорети- ческих и экспериментальных исследо- ваний, полученных в психологии за последние полвека, и дает новое по- нимание основополагающих положе- ний психологической науки: «Введе- ние в психологию: мотивация поведе- ния» (2001), «Введение в психологию: эмоции и чувства» (2001), «Введение в психологию: способности человека» (2001, 2002), «Введение в психологию: мир внутренней жизни человека» (2002), «Введение в психологию: воля и волевые качества личности» (2004), «Введение в психологию: интеллект и творчество» (2004). Эти книги, пред- назначенные для ученых и специали- стов в области психологии и наук о человеке, а также для студентов, обу- чающихся по психологическим и пе- дагогическим направлениям и специ- |
альностям высших учебных заведе- ний, расширяют представления о пси- хологии и как науке, и как учебной дисциплине. Важное значение для разработки проблем учебной деятельности имеет работа В. Д. Шадрикова «Цель учеб- ной деятельности» (М.: МОСУ, 2001), где дается новая классификация учеб- ных задач и характеристика отдель- ных задач познания. О системогенезе личностных черт В. Д. Шадриков пишет в монографии «Психологическая нормального человека, или Познай самого себя» [10]. Анализируя раз- личные подходы к описанию нор- мального (психически здорового) че- ловека в работах рубежных психологов, он выделяет идеологические, теоретические и ме- тодологические проблемы, которые возникают при ее (психологической) характеристике. На примере способ- ностей, мотивационных и эмоциональ- ных характеристик он показывает су- ществование личностных черт как ре- альности в структуре внутреннего мира человека, подлежащей объективному изучению, раскрывает сущность про- цесса формирования и воспитания личностных качеств. Ученый выявляет взаимосвязь сущностных качеств чело- века и ставит проблему малопараме- трической модели индивидуальности. Особо следует отметить новую кни- гу В. Д. Шадрикова «От индивида к ин- дивидуальности: Введение в психоло- гию» [7]. В предисловии к книге, напи- санном членом-кор ре спон ден том, док- тором психологических наук, профес- сором А. Л. Журавлевым и доктором психологических наук, профессором М. А. Холодной отмечается, что в этом исключительном по объему и сложно- |
сти труде – обобщающей монографии «…отражены практически все основ- ные сферы и проблемы современной психологической науки». В анализе природы человеческой психики, меха- низмов ее становления – от индивида к личности, субъекту деятельности и за- тем индивидуальности, подчеркивают они, категория «внутренний мир чело- века», разрабатываемая В. Д. Шадри- ковым в структурно-уровневом аспек- те, позволяет «включить в единую си- стему понятий такие базовые катего- рии психологии, как «функциональная система», «психическая функция», «психический (познавательный) про- цесс», «психические свойства лично- сти», «способности», «деятельность»; объединить антропологический, ней- рофизиологический, психофизиоло- гический и собственно психологиче- ский аспекты проблемы психического; наметить путь к изучению феномена индивидуальности и высших уровней ментального развития – интеллекта, одаренности, таланта [20, с. 11–16]. Сам автор монографии отмечает три аспекта своего труда: исторически- эволюционный, субъективно-эволю ци- он ный и деятельностно- [7, с. 17–19]. Взгляды и позиции В. Д. Шадрико- ва на отдельные вопросы и проблемы теоретической и практической психо- логии и педагогики личности изложе- ны в ряде научных, научно-прак ти че- ских, научно-политических и научно- публицистических журналов («Про- блемы психологии образования», «Педагогический вестник», «Профес- сиональное образование», «Педагоги- ка», «Народное образование», «Выс- шее образование сегодня», «Экономи- ка образования», «Телекоммуникации и информатизация образования», |
«Одаренный ребенок», «Вопросы пси- хологии», «Вестник образования», «Прикладная психология», «Платное образование», «Признание» и др.) и газетах («Первое сентября», «Учи- тельская газета» и др.). 3. О системогенезе деятельности и способностях человека Проблема деятельности занимает одно из центральных мест в научном творчестве В. Д. Шадрикова [2, 8, 11, 15]. Глубокая и всесторонняя прора- ботка комплекса вопросов психологи- ческого анализа деятельности челове- ка на теоретико-методологическом, научно-методическом и конкретно- экспериментальном уровнях позволи- ли В. Д. Шадрикову создать психоло- гическую теорию системогенеза дея- тельности, которая апробирована на моделях двух основных видов деятель- ности человека – профессиональной и учебной. Проблемам системогенеза деятельности посвящаются специаль- ные научно-практические конферен- ции, на которых обсуждаются различ- ные аспекты системогенетического подхода в психологии, его теоретико- методологические и возможности в решении широкого круга психологических проблем, акту- альных для образования [21–23]. На протяжении многих лет широко обсуждается научная ситуация вокруг и вокруг проблемы деятельности и дея- тельностного подхода в психологии [8, 17-33]. Б. Ф. Ломов [33] подчеркивает важность разработки понятийного ап- парата психологической теории дея- тельности. В. В. Давыдов [25] ставит вопрос о разработке «развернутой и подробно изложенной междисципли- нарной общепсихологической теории деятельности». Е. А. Климов, считая во- |
прос о разработке общепсихологиче- ской теории деятельности чрезвычай- но важным, предостерегает о том, что данная теория может остаться недоста- точно общей, если будет строиться на фактах «ничьей» деятельности – искус- ственной в условиях лабораторного эксперимента, абстрактной деятельно- сти в «никакой» специальной области, мыслимой в порядке умственного экс- перимента [30]. Понимание деятельно- сти как системы формулирует в философско-психологи че ском плане А. Н. Леонтьев: «…деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои вну- тренние переходы и превращения, свое развитие», – пишет он [32, с. 81–82] и ставит вопрос о важности системного анализа деятельности. Выполненный нами анализ пока- зывает, что широкое использование категории «деятельность» привело к формированию « го подхода в психологии»; различные понимания деятельности сформиро- вали разные направления внутри это- го подхода; во всех направлениях раз- вивающегося и по-прежнему сохраня- ющего свою актуальность деятель- ностного подхода присутствует стрем- ление к системному анализу деятель- ности; наиболее полно это стремле- ние реализовано в теории системоге- неза деятельности. Охарактеризуем пути решения важных теоретических вопросов психологии деятельности, разработанные в системогенетиче- ском подходе к ее исследованию. Прежде всего, отметим, что назва- ние работ В. Д. Шадрикова по психо- логии деятельности имеет прямое от- ношение к разработке проблем систе- могенеза деятельности: «Психологи- ческий анализ деятельности: системо- |
генетический подход» (Ярославль, 1979), «Психологический анализ дея- тельности как системы» (Москва, 1980), «Проблемы системогенеза про- фессиональной деятельности» (Мо- сква, 1982, 2007), «Деятельность и способности» (Москва, 1994), «Психо- логия деятельности и способности че- ловека» (Москва, 1996). В. Д. Шадриков расставляет ак- центы в своем подходе: деятельность – системный подход в изучении дея- тельности – системогенез деятельно- сти – процесс, проблемы и закономер- ности формирования психологиче- ской системы деятельности – пути по- вышения эффективности деятельно- сти. Он конкретизирует содержание психологического анализа деятельно- сти и как самостоятельного предмета исследования, и как объяснительного принципа, выделяет систему понятий психологического анализа деятельно- сти, методологические принципы и теоретические процедуры системно- го анализа деятельности как сложного объекта познания, предлагает реше- ние вопроса о структуре и механизмах деятельности. (Следует отметить, что во всех своих концепциях и теориях и концепциях – теории системогенеза деятельности, психологической тео- рии способностей, эволюционной концепции личности, концепции ин- дивидуализации содержания образо- вания, концепции фундирования опы- та личности в процессе про фес си о- наль но-предметной подготовки педа- гога, концепции педагогических спо- собностей как духовных и др. – ученый уделяет большое внимание именно четкости понятийного аппарата.). К основным понятиям общепси- хологической теории деятельности В. Д. Шадриков относит следующие: |
деятельность, мотив деятельности, цель деятельности, результат деятель- ности, параметры деятельности, па- раметры эффективности деятельно- сти, параметры цели, параметры ре- зультата, способ деятельности, норма- тивно одобренный способ деятельно- сти, индивидуальный способ деятель- ности, индивидуальный стиль дея- тельности, структура, функция (эле- мента, структуры, системы), система, элементы структуры и системы, ком- поненты структуры и системы, дина- мическая система, структура деятель- ности, психологическая структура де- ятельности, функциональная психо- логическая система психологическая система деятельно- сти, системогенез. Понимание дея- тельности как «человеческой формы активности, выражающейся в целена- правленном преобразовании им при- родной и социальной действительно- сти» проходит красной нитью через все исследования ученого. В психологическом анализе дея- тельности он впервые разводят поня- тия «структура деятельности», «пси- хологическая структура деятельно- сти», «психологическая система дея- тельности», а также понятия интер- корреляционной и онной структуры деятельности. Осу- ществляется как бы «точечное зонди- рование» смысла понятий «система» и «структура» в психологическом ана- лизе деятельности. Система определя- ется как «структура, рассматриваемая в отношении определенной функ- ции»; в характеристике признаков си- стемы, отмечается, что «один и тот же результат может быть достигнут разными системами, а в одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные систе- |
мы в зависимости от целевого назна- чения». По мнению ученого, система всегда носит функциональный харак- тер, поэтому понятия «система» и «функциональная система» выступа- ют как синонимы. Понятие «психологическая система деятельности» – центральное понятие теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова – приобретает статус методологического понятия. Впервые этот факт констатируется К. А. Абуль- хановой-Славской (1979, 2007); которая отмечает, что в разработке проблемы деятельности В. Д. Шадриков ставит вопросы методологического плана, чет- ко и всесторонне выделяя собственно психологический аспект ее анализа: вводит в разработку проблемы деятель- ности новое понятие психологической системы деятельности, выделяет ком- поненты и уровни ее системогенетиче- ского анализа. Она показывает, что ав- тор теории системогенеза деятельно- сти прослеживает соотношение психо- логической структуры деятельности и реальной социальной деятельности, связь психологической реальности осу- ществления деятельности с ее социаль- ной реальностью, выводит «на свет» субъективный результат деятельности, сопоставляя его с социальным результа- том, через личность интегрирует эти две различные реальности деятельно- сти [17, 34]. Согласно позиции автора теории системогенеза деятельности психоло- гическая сущность и предмет психоло- гического изучения деятельности – это «функциональная психологическая си- стема деятельности, формирующаяся на основе индивидных качеств и реали- зующая цель деятельности» [12, с. 287]. В. Д. Шадриков утверждает, что взаимо- действие человека с обстоятельствами |
его жизни и развитие личности осу- ществляет именно психологическая функциональная система деятельности и поведения. Введение понятия функ- циональной психологической системы деятельности в психологический ана- лиз проблемы деятельности, по спра- ведливому мнению К. А. Абуль ха но вой- Славской, позволило В. Д. Шадрикову поставить вопрос о глубине связи, суще- ствующей между структурой социальной деятельности и интраиндивидуальной структурой ин- дивидуальной деятельности, и подойти к пониманию интраиндивидуальной структуры личности. Автор теории си- стемогенеза деятельности показывает, как свойства индивида начинают высту- пать в качестве свойств субъекта дея- тельности и личности и как в этом про- цессе исторически сложившаяся форма деятельности трансформируется в ин- дивидуальную деятельность [17, 34]. Раскрыв специфику сложных объ- ектов познания при системном подхо- де, выделив главную особенность и главные направления реализации си- стемного подхода в изучении деятель- ности, а также условия единого понима- ния результатов системных исследова- ний, В. Д. Шадриков формулирует объ- ект, предмет, задачи, выделяет основные линии психологического исследования деятельности и предлагает универсаль- ный теоретический конструкт (модель), реализующий принцип психофизиче- ского единства в ее исследовании. Конкретные задачи психологиче- ского изучения деятельности В. Д. Ша- дриков формулирует в виде поиска от- ветов на вопросы: 1) как в процессе целенаправлен- ной активности личности происходит практическое преобразование объек- тивного мира; |
2) каков механизм психической регуляции деятельности; 3) как в процессе деятельности меняется сам человек; 4) как деятельность влияет на за- вершение его природы; 5) как сама деятельность прини- мает индивидуальный характер [2, с. 10]. Рассматривая теорию системоге- неза деятельности, важно отметить, что для изучения теоретических основ деятельности В. Д. Шадриков разра- ботал идеальную модель психологиче- ской системы деятельности, ее теоре- тический конструкт и наметил кон- кретные пути решения выделенных задач психологического изучения дея- тельности с использованием данной модели. Ученый пишет, что при разра- ботке архитектуры психологической системы деятельности он опирался на архитектонику функциональной фи- зиологической системы, разработан- ной П. К. Анохиным, и подчеркивает, что при внешнем сходстве этих моде- лей структурные образования психо- логической системы имеют иное содержание [2, 8, 11, 12]; это иное содержание и выделено и раскрыто в психологической теории системогенеза деятельности. Вопрос о психологической струк- туре деятельности в теоретическом плане решен. Найден ответ и на во- прос об универсальном психологиче- ском механизме деятельности – это «организованные в психологическую систему психические функции и про- цессы, необходимые для достижения цели деятельности». Любая деятельность, отмечает В. Д. Шадриков, реализуется функци- ональной системой, которая на уров- не психологического анализа высту- |
Информация о работе О системогенетическом подходе в психологии