О системогенетическом подходе в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:02, статья

Описание работы

Цель статьи – познакомить читателей с различными аспектами
научной деятельности доктора психологических наук, профессора, действительно-
го члена Российской академии образовании Владимира Дмитриевича Шадрикова
(р. 1939 г.). В статье представлен краткий анализ его основных публикаций по
проблемам деятельности, способностей, индивидуальности, внутреннего мира че-
ловека, рассмотренных в контексте развития образования. Показано, что систе-
ма взглядов видного российского ученого на пути решения проблем психологии раз-
вития, обучения и воспитания Человека сформировала методологию системогене-
тического подхода в психологии.

Файлы: 1 файл

психология 2.docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

 

логии к системному этапу, на котором 

осознание сложности и  целостности 

психики должно рассматриваться  как 

исходный путь познания и  как его 

принцип [16]. К. Абульханова  сопо-

ставляет новую книгу  В. Д. Шадрикова 

по полноте охвата проблем  предмета

психологии с «Основами  общей психо-

логии» С. Л. Рубинштейна, показывает

смелость и конструктивность автор-

ской концепции, восстанавливающей 

утраченное понятие души как высшей

ценности историко-философской  и 

историко-психологической  мысли и 

дающей строго научное воссоздание

внутреннего мира человека [17].

Г. А. Суворова отмечает большое значе-

ние категории «мир внутренней жизни 

человека» в системогенетической  трак-

товке для консультативной  практики в

образовании [18, 19].

В 2001–2003 гг. у В. Д. Шадрикова 

выходит серия книг «Введение  в пси-

хологию», в которых он переосмыс-

ливает научные факты, ряд теорети-

ческих и экспериментальных  исследо-

ваний, полученных в психологии за

последние полвека, и дает новое по-

нимание основополагающих положе-

ний психологической науки: «Введе-

ние в психологию: мотивация  поведе-

ния» (2001), «Введение в  психологию:

эмоции и чувства» (2001), «Введение в

психологию: способности  человека» 

(2001, 2002), «Введение в психологию:

мир внутренней жизни человека» 

(2002), «Введение в психологию: воля 

и волевые качества личности» (2004),

«Введение в психологию: интеллект и 

творчество» (2004). Эти книги, пред-

назначенные для ученых и специали-

стов в области психологии и наук о 

человеке, а также для студентов, обу-

чающихся по психологическим  и пе-

дагогическим направлениям и специ-

альностям высших учебных  заведе-

ний, расширяют представления  о пси-

хологии и как науке, и  как учебной 

дисциплине.

Важное значение для разработки

проблем учебной деятельности имеет 

работа В. Д. Шадрикова  «Цель учеб-

ной деятельности» (М.: МОСУ, 2001),

где дается новая классификация  учеб-

ных задач и характеристика отдель-

ных задач познания.

О системогенезе личностных черт

В. Д. Шадриков пишет в  монографии

«Психологическая характеристика

нормального человека, или Познай

самого себя» [10]. Анализируя раз-

личные подходы к описанию нор-

мального (психически здорового) че-

ловека в работах отечественных  и за-

рубежных психологов, он выделяет

идеологические, теоретические  и ме-

тодологические проблемы, которые 

возникают при ее (психологической)

характеристике. На примере  способ-

ностей, мотивационных и  эмоциональ-

ных характеристик он показывает су-

ществование личностных черт как ре-

альности в структуре  внутреннего мира

человека, подлежащей объективному

изучению, раскрывает сущность про-

цесса формирования и воспитания

личностных качеств. Ученый выявляет

взаимосвязь сущностных качеств  чело-

века и ставит проблему малопараме-

трической модели индивидуальности.

Особо следует отметить новую  кни-

гу В. Д. Шадрикова «От  индивида к ин-

дивидуальности: Введение в  психоло-

гию» [7]. В предисловии  к книге, напи-

санном членом-кор ре спон ден том, док-

тором психологических наук, профес-

сором А. Л. Журавлевым и доктором

психологических наук, профессором 

М. А. Холодной отмечается, что  в этом

исключительном по объему и сложно-


 

сти труде – обобщающей монографии

«…отражены практически  все основ-

ные сферы и проблемы современной 

психологической науки». В  анализе 

природы человеческой психики, меха-

низмов ее становления  – от индивида к

личности, субъекту деятельности и за-

тем индивидуальности, подчеркивают

они, категория «внутренний  мир чело-

века», разрабатываемая В. Д. Шадри-

ковым в структурно-уровневом  аспек-

те, позволяет «включить  в единую си-

стему понятий такие базовые катего-

рии психологии, как «функциональная

система», «психическая функция»,

«психический (познавательный) про-

цесс», «психические свойства лично-

сти», «способности», «деятельность»;

объединить антропологический, ней-

рофизиологический, психофизиоло-

гический и собственно психологиче-

ский аспекты проблемы психического;

наметить путь к изучению феномена

индивидуальности и высших уровней 

ментального развития –  интеллекта,

одаренности, таланта [20, с. 11–16].

Сам автор монографии отмечает три 

аспекта своего труда: исторически-

эволюционный, субъективно-эволю  ци-

он ный и деятельностно-эволюционный

[7, с. 17–19].

Взгляды и позиции В. Д. Шадрико-

ва на отдельные вопросы  и проблемы

теоретической и практической психо-

логии и педагогики личности изложе-

ны в ряде научных, научно-прак ти че-

ских, научно-политических и  научно-

публицистических журналов («Про-

блемы психологии образования»,

«Педагогический вестник», «Профес-

сиональное образование», «Педагоги-

ка», «Народное образование», «Выс-

шее образование сегодня», «Экономи-

ка образования», «Телекоммуникации 

и информатизация образования»,

«Одаренный ребенок», «Вопросы пси-

хологии», «Вестник образования»,

«Прикладная психология», «Платное

образование», «Признание»  и др.) и 

газетах («Первое сентября», «Учи-

тельская газета» и  др.).

3. О системогенезе деятельности 

и способностях человека

Проблема деятельности занимает

одно из центральных мест в научном

творчестве В. Д. Шадрикова [2, 8, 11,

15]. Глубокая и всесторонняя прора-

ботка комплекса вопросов психологи-

ческого анализа деятельности челове-

ка на теоретико-методологическом,

научно-методическом и конкретно-

экспериментальном уровнях позволи-

ли В. Д. Шадрикову создать  психоло-

гическую теорию системогенеза  дея-

тельности, которая апробирована на

моделях двух основных видов деятель-

ности человека – профессиональной

и учебной. Проблемам системогенеза 

деятельности посвящаются  специаль-

ные научно-практические конферен-

ции, на которых обсуждаются  различ-

ные аспекты системогенетического

подхода в психологии, его  теоретико-

методологические и методические

возможности в решении  широкого

круга психологических проблем, акту-

альных для образования [21–23].

На протяжении многих лет  широко

обсуждается научная ситуация вокруг и 

вокруг проблемы деятельности и дея-

тельностного подхода  в психологии [8,

17-33]. Б. Ф. Ломов [33] подчеркивает

важность разработки понятийного ап-

парата психологической  теории дея-

тельности. В. В. Давыдов [25] ставит

вопрос о разработке «развернутой и 

подробно изложенной междисципли-

нарной общепсихологической  теории

деятельности». Е. А. Климов, считая во-


 

прос о разработке общепсихологиче-

ской теории деятельности чрезвычай-

но важным, предостерегает о том, что

данная теория может остаться недоста-

точно общей, если будет строиться  на

фактах «ничьей» деятельности – искус-

ственной в условиях лабораторного

эксперимента, абстрактной деятельно-

сти в «никакой» специальной  области,

мыслимой в порядке умственного экс-

перимента [30]. Понимание  деятельно-

сти как системы формулирует  в

философско-психологи че ском плане

А. Н. Леонтьев: «…деятельность – это 

не реакция и не совокупность реакций,

а система, имеющая строение, свои вну-

тренние переходы и превращения, свое

развитие», – пишет он [32, с. 81–82] и 

ставит вопрос о важности системного

анализа деятельности.

Выполненный нами анализ пока-

зывает, что широкое использование 

категории «деятельность» привело  к

формированию «деятельностностно-

го подхода в психологии»; различные 

понимания деятельности сформиро-

вали разные направления  внутри это-

го подхода; во всех направлениях раз-

вивающегося и по-прежнему сохраня-

ющего свою актуальность деятель-

ностного подхода присутствует стрем-

ление к системному анализу  деятель-

ности; наиболее полно это  стремле-

ние реализовано в теории системоге-

неза деятельности. Охарактеризуем

пути решения важных теоретических

вопросов психологии деятельности,

разработанные в системогенетиче-

ском подходе к ее исследованию.

Прежде всего, отметим, что  назва-

ние работ В. Д. Шадрикова  по психо-

логии деятельности имеет  прямое от-

ношение к разработке проблем  систе-

могенеза деятельности: «Психологи-

ческий анализ деятельности: системо-

генетический подход» (Ярославль,

1979), «Психологический анализ  дея-

тельности как системы» (Москва,

1980), «Проблемы системогенеза  про-

фессиональной деятельности» (Мо-

сква, 1982, 2007), «Деятельность  и 

способности» (Москва, 1994), «Психо-

логия деятельности и способности  че-

ловека» (Москва, 1996).

В. Д. Шадриков расставляет  ак-

центы в своем подходе: деятельность

– системный подход в  изучении дея-

тельности – системогенез деятельно-

сти – процесс, проблемы и закономер-

ности формирования психологиче-

ской системы деятельности – пути по-

вышения эффективности деятельно-

сти. Он конкретизирует содержание

психологического анализа  деятельно-

сти и как самостоятельного предмета

исследования, и как объяснительного 

принципа, выделяет систему  понятий 

психологического анализа  деятельно-

сти, методологические принципы и 

теоретические процедуры  системно-

го анализа деятельности как сложного

объекта познания, предлагает реше-

ние вопроса о структуре  и механизмах

деятельности. (Следует отметить, что

во всех своих концепциях и теориях и 

концепциях – теории системогенеза

деятельности, психологической  тео-

рии способностей, эволюционной

концепции личности, концепции  ин-

дивидуализации содержания образо-

вания, концепции фундирования опы-

та личности в процессе про фес си о-

наль но-предметной подготовки педа-

гога, концепции педагогических спо-

собностей как духовных и  др. – ученый

уделяет большое внимание именно

четкости понятийного  аппарата.).

К основным понятиям общепси-

хологической теории деятельности

В. Д. Шадриков относит следующие:


 

деятельность, мотив деятельности,

цель деятельности, результат  деятель-

ности, параметры деятельности, па-

раметры эффективности деятельно-

сти, параметры цели, параметры  ре-

зультата, способ деятельности, норма-

тивно одобренный способ деятельно-

сти, индивидуальный способ деятель-

ности, индивидуальный стиль  дея-

тельности, структура, функция (эле-

мента, структуры, системы), система,

элементы структуры и  системы, ком-

поненты структуры и системы, дина-

мическая система, структура  деятель-

ности, психологическая структура  де-

ятельности, функциональная психо-

логическая система деятельности,

психологическая система  деятельно-

сти, системогенез. Понимание  дея-

тельности как «человеческой  формы 

активности, выражающейся в  целена-

правленном преобразовании им при-

родной и социальной действительно-

сти» проходит красной  нитью через

все исследования ученого.

В психологическом анализе  дея-

тельности он впервые разводят поня-

тия «структура деятельности», «пси-

хологическая структура  деятельно-

сти», «психологическая система  дея-

тельности», а также понятия  интер-

корреляционной и интракорреляци-

онной структуры деятельности. Осу-

ществляется как бы «точечное  зонди-

рование» смысла понятий  «система» 

и «структура» в психологическом ана-

лизе деятельности. Система  определя-

ется как «структура, рассматриваемая 

в отношении определенной функ-

ции»; в характеристике признаков  си-

стемы, отмечается, что «один  и тот 

же результат может быть достигнут

разными системами, а в  одной и той 

же структуре одни и те же элементы

могут группироваться в разные систе-

мы в зависимости от целевого назна-

чения». По мнению ученого, система 

всегда носит функциональный харак-

тер, поэтому понятия «система»  и 

«функциональная система» выступа-

ют как синонимы.

Понятие «психологическая система 

деятельности» – центральное  понятие 

теории системогенеза  деятельности

В. Д. Шадрикова – приобретает  статус

методологического понятия. Впервые 

этот факт констатируется К. А. Абуль-

хановой-Славской (1979, 2007); которая 

отмечает, что в разработке проблемы

деятельности В. Д. Шадриков ставит

вопросы методологического  плана, чет-

ко и всесторонне выделяя  собственно

психологический аспект ее анализа:

вводит в разработку проблемы деятель-

ности новое понятие психологической

системы деятельности, выделяет ком-

поненты и уровни ее системогенетиче-

ского анализа. Она показывает, что ав-

тор теории системогенеза  деятельно-

сти прослеживает соотношение  психо-

логической структуры  деятельности и 

реальной социальной деятельности,

связь психологической реальности осу-

ществления деятельности с ее социаль-

ной реальностью, выводит  «на свет» 

субъективный результат  деятельности,

сопоставляя его с социальным результа-

том, через личность интегрирует  эти 

две различные реальности деятельно-

сти [17, 34].

Согласно позиции автора теории

системогенеза деятельности психоло-

гическая сущность и предмет  психоло-

гического изучения деятельности – это 

«функциональная психологическая си-

стема деятельности, формирующаяся

на основе индивидных качеств  и реали-

зующая цель деятельности» [12, с. 287].

В. Д. Шадриков утверждает, что  взаимо-

действие человека с обстоятельствами


 

его жизни и развитие личности осу-

ществляет именно психологическая 

функциональная система  деятельности

и поведения. Введение понятия  функ-

циональной психологической  системы 

деятельности в психологический ана-

лиз проблемы деятельности, по спра-

ведливому мнению К. А. Абуль  ха но вой-

Славской, позволило В. Д. Шадрикову 

поставить вопрос о глубине  связи, суще-

ствующей между интериндивидуальной 

структурой социальной деятельности и 

интраиндивидуальной структурой ин-

дивидуальной деятельности, и подойти 

к пониманию интраиндивидуальной 

структуры личности. Автор  теории си-

стемогенеза деятельности показывает,

как свойства индивида начинают высту-

пать в качестве свойств  субъекта дея-

тельности и личности и  как в этом про-

цессе исторически сложившаяся  форма 

деятельности трансформируется в ин-

дивидуальную деятельность [17, 34].

Раскрыв специфику сложных объ-

ектов познания при системном подхо-

де, выделив главную особенность  и 

главные направления реализации си-

стемного подхода в  изучении деятель-

ности, а также условия  единого понима-

ния результатов системных  исследова-

ний, В. Д. Шадриков формулирует  объ-

ект, предмет, задачи, выделяет основные

линии психологического исследования

деятельности и предлагает универсаль-

ный теоретический конструкт (модель),

реализующий принцип психофизиче-

ского единства в ее исследовании.

Конкретные задачи психологиче-

ского изучения деятельности В. Д. Ша-

дриков формулирует в  виде поиска от-

ветов на вопросы:

1) как в процессе целенаправлен-

ной активности личности происходит

практическое преобразование объек-

тивного мира;

2) каков механизм психической

регуляции деятельности;

3) как в процессе деятельности 

меняется сам человек;

4) как деятельность влияет  на за-

вершение его природы;

5) как сама деятельность  прини-

мает индивидуальный характер [2,

с. 10].

Рассматривая теорию системоге-

неза деятельности, важно  отметить,

что для изучения теоретических  основ 

деятельности В. Д. Шадриков разра-

ботал идеальную модель психологиче-

ской системы деятельности, ее теоре-

тический конструкт и  наметил кон-

кретные пути решения выделенных

задач психологического изучения дея-

тельности с использованием данной

модели. Ученый пишет, что  при разра-

ботке архитектуры психологической 

системы деятельности он опирался на

архитектонику функциональной фи-

зиологической системы, разработан-

ной П. К. Анохиным, и подчеркивает,

что при внешнем сходстве этих моде-

лей структурные образования  психо-

логической системы деятельности

имеют иное содержание [2, 8, 11, 12];

это иное содержание и выделено и 

раскрыто в психологической  теории

системогенеза деятельности.

Вопрос о психологической струк-

туре деятельности в теоретическом

плане решен. Найден ответ и на во-

прос об универсальном  психологиче-

ском механизме деятельности – это

«организованные в психологическую 

систему психические функции  и про-

цессы, необходимые для  достижения

цели деятельности».

Любая деятельность, отмечает

В. Д. Шадриков, реализуется  функци-

ональной системой, которая  на уров-

не психологического анализа  высту-

Информация о работе О системогенетическом подходе в психологии