Направленность личности как фоктор проффесионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни.

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Компоненты и развитие профессионального самоопределения

 

Профессиональное развитие человека онтогенетически связано с основными видами его деятельности, соответствующими возрастным периодам.

 

Возрастное развитие человека как субъекта труда Е.А. Климов представляет в виде трех периодов, в каждом из которых выделяет и характеризует  стадии развития профессионального  становления, которые можно рассматривать  как этапы профессионального  самоопределения.

 

1. Период дошкольного  развития:

стадия предыгры - интервал от рождения приблизительно до 3 лет;

стадия игры, приобретения навыков самообслуживания, первичных  трудовых навыков - период дошкольного  детства;

стадия овладения учебной  деятельностью - период младшего школьного  детства, интервал от 7-8 до 11-12 лет.

 

2. Период "выбора  профессии" (проектирования профессионального  старта и жизненного пути):

стадия оптанта, или оптации (от лат. optio - желание, избрание); интервал от 11-12 до 14-18 лет - осознанная подготовка к трудовой жизни; планирование, проектирования профессионального жизненного пути. В этот период происходит овладение системой социально значимых ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, деятельности, профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрослых, попытки реального планирования своего будущего. В это время особенно интенсивно и активно формируются информационные основы моральной, социальной, а, следовательно, профессиональной направленности личности. Этот период характеризуется активными попытками самосовершенствования: самовоспитания, самообразования, самоорганизации, стремлением подготовить себя к будущему. Интенсивно развивается способность осознания, контроля операций мышления и произвольного управления ими. Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании) - реалистического представления о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе.

 

3. Период профессиональной  подготовки и дальнейшего становления  профессионала:

стадия адепта (приверженца) некоторой профессиональной общности; интервал от 15-18 до 16-23 лет. В это время  происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих  данную профессиональную общность и  культивируемых в ней, овладение  специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей  профессиональной деятельности. Развиваются  профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Оценивается профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация  субъекта и объекта (субъекта в специфической  профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем;

стадия адаптанта - адаптация, привыкание молодого специалиста (адаптанта) к работе;

стадия интернала - профессиональная деятельность работника, который любит свое дело, и может самостоятельно выполнять свои основные профессиональные функции;

стадия мастера - профессиональная деятельность работника, который может  решать самые трудные профессиональные задачи, который выделяется специальными качествами, умениями и (или) универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области и имеет индивидуальный стиль работы (стадия продолжается и далее, а характеристики остальных  стадий прибавляются к ее характеристикам);

стадия авторитета - профессиональная деятельность работника, который хорошо известен в профессиональном кругу;

стадия наставника - профессиональная деятельность работника, у которого коллеги готовы учиться, перенять опыт.

 

Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, П.А. Шавир рассматривают профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности. Е.А. Климов определяет стадию профессионального самоопределения подрастающего человека как "органичное звено целостного процесса его развития".

 

В динамике развития профессионального  самоопределения, связанной с возрастными  периодами, С.Я. Батышевым, С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной и другими исследователями выделяются этапы:

 эмоционально-образный, характерный для детей старшего  дошкольного возраста, когда у  ребенка формируется положительное  отношение к профессиональному  миру, людям труда, их занятиям, формируются первоначальные трудовые  умения в доступных ему видах  деятельности;

 пропедевтический (1-4 классы), когда у ребенка формируется  трудолюбие, появляется понимание  роли труда в жизни человека  и общества, возникает интерес  к профессиям родителей и людей  ближайшего окружения, проявляется  интерес к наиболее распространенным  профессиям, основанный на практическом  участии учащихся в различных  видах познавательной, игровой, общественно  полезной трудовой деятельности;

 поисково-зондирующий  (5-7 классы), в течении которого  решаются задачи формирования  у подростков профессиональной  направленности, осознания ими своих  интересов, способностей, ценностных  ориентаций, связанных с выбором  профессии и своего места в  обществе; этому способствует включение  учащихся в деятельность, согласованную  с профилем образования в старших  классах и будущей профессиональной  деятельностью;

 развитие профессионального  самоопределения школьников (8-9 классы) - происходит формирование умений  соотносить общественные цели  выбора сферы деятельности со  своими идеалами, представлениями  и ценностями, а так же с  реальной возможностью их воплощения; для этого учащиеся овладевают  необходимым набором знаний и  умений по выбору профессии,  который приобретается в процессе изучения общеобразовательных предметов;

 уточнение социально-профессионального  статуса (10-11 классы), когда учащиеся  осуществляют допрофессиональную деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявились устойчивые интересы, сосредотачивается внимание на формировании профессионально значимых качеств, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов труда; целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников к динамично изменяющимся требованиям рынка труда к профессиональным качествам работника; осуществляются профессиональные пробы в различных видах деятельности;

 вхождение в профессию  (учащиеся и студенты профессиональных  учебных заведений) - период профессиональной  подготовки, в котором можно выделить  ряд стадий, когда проблема выбора  актуализируется в том или  ином ее аспекте: для первокурсников - это адаптация к новым условиям  обучения, определенные сомнения  в правильности сделанного выбора; на выпускных курсах решается  вопрос о специализации в рамках  выбранной профессии, о конкретном  месте работы; в отличие от  первокурсников выпускники осмысливают  свой выбор уже не только  с точки зрения соответствия  своей специальности своим личным  интересам и склонностям, но  и с точки зрения востребованности на рынке труда.

 развитие профессионализма  в процессе трудовой деятельности, повышения квалификации, расширение  сферы профессионального труда,  освоение новых специальностей (работающая  часть населения).

 

Эффективность профессионального  обучения определяет успешность профессионального  самоопределения учащегося. Перед  педагогами профессиональной школы  стоит задача развить способность  учащихся к профессиональному самоопределению, а для этого необходимо сформировать соответствующую мотивацию (мотивацию  к профессиональному самоопределению).

 

Способность к профессиональному  самоопределению, по мнению С. Фукуяма, определяется как способность к осознанному выбору профессии. В специальной литературе выделяются следующие критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению:

когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения);

мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению);

деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), способность к самосовершенствованию).

 

Т.В. Кудрявцев, А.И. Сухарева и другие исследователи проблем  профессионального самоопределения  считают необходимым, чтобы в  учебно-воспитательном процессе профессионального  образования у учащихся "в основном завершилось их профессиональное самоопределение, т.е. сформировалось отношение к  себе как к субъекту собственной  профессиональной деятельности".

 

Процесс профессионального  самоопределения включает развитие самосознания личности.

 

В работах И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. представлен философско-социологический аспект проблемы самосознания. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других.

 

В философской литературе под самосознанием понимается выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции  по отношению к окружающему миру. В социологии самосознание характеризуется как позиция человека - представителя определенной социальной группы. В психологии оно определено как "Я -образ", "Я - концепция", связанные с выделением человеком себя из объективного мира. К.К. Платонов считает: "Самосознание - одно из проявлений сознания как выделение себя [Я] из объективного мира ["не Я"]; осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения". В педагогике сущность и функции самосознания исследуются с позиции процесса формирования личности, самосознание исследуется как процесс, в котором человек познает себя и относится к себе.

 

В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна показано, что самосознание представляет собой особую ступень в становлении личности. Складывающееся самосознание в значительной мере определяет направленность, в том числе и профессиональную, человека, выполняет регулятивные функции в его психической жизни, выступая как один из важнейших механизмов саморегуляции личности.

 

В самосознании различают  устойчивый и изменчивый компоненты. К устойчивым компонентам, обеспечивающим тождественность личности, В.В. Столин относит Я-концепцию и рассматривает ее как продукт самосознания. Я-концепция - определенным образом структурированные представления о себе. Бернс определяет Я-концепцию как систему самовосприятий и установок (эмоционально окрашенных убеждений) на себя, определяющую представления индивида о том, что должно произойти. Я-концепция детерминирует строение субъективного опыта человека, разные пласты которого, как отмечают В.Арестова и Р.Шильштейн, отличаются друг от друга по степени осознанности и вербализованности.

 

Самосознание в юношеском  возрасте приобретает качественно-специфический  характер. Оно связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений. На основе самосознания развивается  потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех  или иных недостатков и развитие отдельных положительных качеств, но и на формирование личности в целом в соответствии с идеалами.

 

Составным компонентом целостного самосознания личности является профессиональное самосознание. П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как "избирательно направленную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности". Профессиональное самосознание студентов формируется благодаря развитию мышления, самостоятельности и других качеств и свойств личности и проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.

 

Профессиональное самосознание как процесс включает понимание  себя, своего профессионального поведения, эмоциональное самоотношение и самооценку; осознание норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон (Климов, 1996; Маркова, 1996). Профессиональное самосознание - "это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это система отношений и установок к себе как профессионалу, … опирается на профессиональную самооценку - потенциальную, ретроспективную, актуальную, идеальную" (Маркова, 1996). Позитивное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив приводит к позитивной профессиональной Я-концепции - структурированному представлению о себе как о профессионале. У любого человека при условии позитивного самовосприятия повышается уверенность в себе, эффективность в профессиональном обучении, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации (Бернс, 1986, Маркова, 1996).

 

По аналогии с Я-концепцией личности, в профессиональной Я-концепции Л.М. Митина различает Я-идеальное, Я-возможное, Я-реальное и отмечает, что формирование Я-концепции зависит от степени согласованности Я-идеального и Я-реального и идеального и реального образа профессии. К факторам, влияющим на становление профессиональной Я-концепции, относятся: 1) детерминация личностной предрасположенности человека к определенного рода деятельности; 2) влияние коллектива, профессиональной среды - реакция профессиональной среды на поведение личности позволяет сориентироваться, насколько еще велик разрыв между Я-профессиональным реальным и Я-профессиональным идеальным; 3) специальная работа по развитию профессионального самосознания (Грановская, 1988; Маркова, 1996; Артемьева, 1999; Ефремов, 2000).

Информация о работе Направленность личности как фоктор проффесионального образования