Мотивы поведения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, то есть система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.

Содержание работы

Введение
Мотивы поведения личности (установка, ценностные ориентации, интересы, идеалы и др.)
Понятие личности в психологии
Основные формы направленности личности
Понятие мотивации
Потребности и мотивы
Мотив и мотивация
Психология мотивации
Мотивация и личность
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.71 Кб (Скачать файл)

По происхождению потребности  бывают естественные и культурные.

Естественные, или биологические, потребности служат для сохранения и поддержания жизни человека. Это пища, питье, сон и т.п. Хотя естественные потребности те же, что и у животных, однако по своей психологической сущности они коренным образом отличаются. С появлением человека изменились способы и орудия их удовлетворения, кроме того, сами потребности претерпели качественные изменения.

Культурные потребности – потребности человека в продуктах человеческой культуры. К ним относят предметы, которые служат человеку в повседневной жизни (ложка, вилка, палочки для еды), а также все, что необходимо для трудового и культурного общения с другими людьми (книги, театр, кино,  телевидение, газеты и т.п.). Если не удовлетворяются культурные потребности, человек не погибает, но чисто человеческое в нем в значительной мере утрачивается.

Культурные потребности  существенно различаются по уровню и направленности. Например, один человек  покупает интересную книгу, чтобы прочитать  ее, а другой – чтобы поставить  на полку, т.к. иметь эту книгу  считается “модным”.

По характеру предмета потребности могут быть материальными  и духовными.

Материальные  потребности – потребности в предметах материальной культуры (пища, одежда, жилище и т.п.)

Духовные потребности – потребности в продуктах общественного сознания. Духовные потребности выражаются в усвоении духовной культуры общества. К ним относятся познавательные, моральные, эстетические, творческие потребности и др. Особое место занимает потребность в общении с другими людьми.

С потребностями тесно  связаны мотивы -  конкретные побуждения к деятельности. Анализируя тот или  иной конкретный поступок, определенное поведение человека, нужно знать  мотивы, или побудительные причины, так как один и тот же поступок, обусловленный разными мотивами, оценивается обществом совершенно по-разному. Классическим примером является судебное разбирательство: с точки  зрения психологии, этот процесс установления мотивов того или иного поступка, и в зависимости от мотива человек может быть в той или иной мере наказан или даже оправдан.

Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Мотивами могут быть и  побуждения другого рода. Например, ученик тщательно готовит уроки. При этом мотивы могут быть разные: желание порадовать родителей хорошей  отметкой; желание понравиться учительнице; необходимость избежать двойки в  четверти; потребность в приобретении знаний – познавательная потребность.

Принято выделять побудительные и смыслообразующие мотивы. Первые являются основание целенаправленных действий, а вторые переводят общественно фиксированные значения ценностей на личностный уровень, т..е являются основанием “значений для меня”.

Мотивы бывают также осознанными и неосознанными. Следует отметить, что между ними существует взаимосвязь и что они обусловлены общественно-историческими  условиями развития личности. Ведущая роль в мотивации поведения принадлежит осознанным побуждениям.

Особую группу неосознанных побуждений тех или иных поступков  человека составляют установки. Установка – внутренняя предрасположенность реагировать определенным образом на тот или иной объект действительности или ситуацию, побуждая человека ориентировать свою деятельность в определенном направлении.

Установка, согласно исследованиям  грузинских психологов и прежде всего  Д.Н. Узнадзе, - это предрасположенность  субъекта, интегрирующая его динамические отношения и опосредующая психологический  эффект стимульных воздействий.

Установка – высший уровень  организации “человеческих сущностных сил”. На основе установки возникает деятельность с определенной направленностью на уравновешивание отношений между индивидом и средой. Установка, являясь основой слаженности и последовательности поведения, вызывает уменьшение неопределенности возможной формы поведения. Установка понимается как высокообощенное состояние готовности к определенной форме реагирования, нейродинамически “закодированная модель” конечного результата реакции, предвосхищающая эту реакцию во времени. Она является неотъемлемым компонентом структуры целенаправленной деятельности, без которого никакое регулирование этой деятельности принципиально невозможно.

Когда анализируется деятельность личности в социуме, важным является знание и учет социальной установки – предрасположенности индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной деятельности. Это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям.

Социальная установка  – сложное психологическое образование, имеющее в своей структуре  три компонента:

- когнитивный;

- эмоциональный;

- поведенческий.

Когнитивный компонент составляют знания об объекте, оценочные суждения и убеждения. Эмоциональный компонент  включает систему чувств, связанных  у человека с соответствующим  объектом или событием. Поведенческий  компонент – это предрасположенность  к реальным, положительным или отрицательным, действиям в отношении объекта. Каждый из этих компонентов может быть измерен независимо от остальных при помощи социальных измерительных шкал, опросников и оценен в результате наблюдения за действиями человека в определенной ситуации.

Изучение социальной установки  предполагает учет не только уровня микросреды, в котором она проявляется, но и уровня общих социальных условий  жизнедеятельности индивида. Именно эти общие условия определяют специфику микросреды и детерминируют  динамику изменения социальной установки, а значит, и поведения индивида.

 

1.5     МОТИВ И МОТИВАЦИЯ

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные  стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию  и направленность поведения, а регуляция  отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления  и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все  это обеспечивает в основном регуляцию  поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано  с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включает  в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних  факторах, которые заставляют его  вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Слово “мотивация” используется в современной психологии в двояковом смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведения (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность  и устойчивость, направленность и  прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Представление о мотивации  возникает при  попытке объяснения, а не описания поведения. Это –  поиск ответов на вопросы типа “почему?”, ”зачем?”, ”для какой цели?”, ”ради чего?”, ”какой смысл?”. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения  может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и  конечного пунктов объяснения выступают  психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние  условия и обстоятельства его  деятельности. В первом случае говорят  о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих  из сложившейся ситуации. Иногда все  психологические факторы, которые  как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными  диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться  под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации  – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим  к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название “потребность”) организму (личности).

Второе после потребности  по своему мотивационному значению понятие  – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направленно действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Рассмотренные мотивационные  образования диспозиции (мотивы), потребности  и цели – являются основными составляющими  мотивационной сферы человека. Соотношение  между ними и общая структура  мотивационной сферы человека представлены схематически на рисунке 1.

 

 

ДИСПОЗИЦИИ (МОТИВЫ)


 

 

 

 Т Б С


 

 

 

   ЦЕЛИ

Рисунок 1 – Общее строение мотивационной сферы человека

 

        1. ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ

По поводу трактовки понятия  мотива существует множество мнений, дискуссий, противоречивых подходов. Однако есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив – это побудитель , т.к. сам термин происходит от латинского “movere”, что значит побуждать, толкать. Мотив стоит за каждой деятельностью, но как можно его объективно установить, психологически обнаружить? Для одних научных школ мотив есть внешний стимул, для других – это явление отраженное, психическое. Кто-то считает мотив принадлежащим деятельности, а кто-то – личности. Оставив в стороне подобные вопросы, я беру за основу взгляды А.Н. Леонтьева.

Мотив – это предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Потребность - некая абстракция, обобщение, реально данное человеку на “языке мотивов”. Мотив – это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив – это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая “прилагает” его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии – это реальность субъективная, отраженная; часть психического образа мира, выполняющая особые функции. Подобно исходным потребностям, мотивы образуют собственную иерархическую систему, которая выступает одним из проявлений направленности личности.

Основные психологические  функции мотива заключаются в  следующем.

Во-первых, мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но “побуждать” совсем не обязательно означает “побудить” реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций, поэтому целесообразно разделять две стадии общей функции деятельности:

- наличие потенциальной  избирательной устремленности, не  обязательно приводящей к оформленной  деятельности, но имеющей свое  психологическое выражение;

- реализованное побуждение, по имени которого называют  обычно выбранную и начавшуюся  конкретную деятельность.

Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Эта функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А.Н. Леонтьеву, и выступает мотив.

Информация о работе Мотивы поведения личности