Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»

Файлы: 1 файл

диплом хореография.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия  детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют  и воспитывают детей, расширяют  их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Занимаясь в  коллективе, дети развивают в  себе особо ценное качество - чувство  «локтя», чувство ответственности  за общее дело.

3. Приучают детей  четко распределять свое свободное  время, помогают более организованно  продумывать свои планы.

4. Занятия помогают  выявить наиболее одаренных детей,  которые связывают свою судьбу  с профессиональным искусством.

5. Они определяют  педагогические и организаторские  способности детей.

Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок  чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии  однообразная, утомительная, напряженная  работа окрашивается радостными чувствами.

2.1.3 Анализ возрастных  и индивидуально-психологических  особенностей детей

Проблема индивидуально-психологических  особенностей личности является одной  из важных в психологии. Значение и  учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно  обращается к жизни, к практике. К  индивидуальным особенностям относятся  особенности эмоциональной мыслительной личности, нервной деятельности или  темперамент, характер и другое, т.е. все то, чем множество участников коллектива отличаются друг от друга. Сочетание всех компонентов сторон личности и индивидуальности всегда настолько своеобразны, что ни один из участников не похож на другого, каждый уникален, своеобразен и неповторим. Ко всем надо найти подход, всех надо воспитывать, раскрывать потенциалы творчества, способности их развития как личности.

В личности выделяется несколько сфер:

- потребностно-мотивационная;

- познавательная;

- эмоционально-волевая.

Потребностно-мотивационная представляет ядро личности. Потребности - источники всякой активности личности.

Изучение и учет индивидуальных особенностей личности следует начинать с выявления  наличествующих у него потребностей. Отсутствие у участников определенных потребностей подчас делает совершенно нерезультативным педагогическое воздействие  и обучение, в том числе и  несформированность потребностей в занятиях хореографическим искусством.

Познавательные  потребности по мере осознания превращаются в мотивы. Мотивы - это побуждение к деятельности. Важнейшими мотивами являются стремления, интересы, убеждения.

Необходимо помочь участникам развить у себя познавательные потребности в учебе и труде, а в нашем случае, занятием танцевальным искусством, а потом опираться  на них в процессе воспитания и  обучения.

Проблема воспитания разносторонне-познавательных интересов  у участников весьма важна, этому  могут содействовать введение активных методов обучения игры, которые поднимают  заинтересованность учащихся, дают им радость в познании принципиально  сложных элементов танца. Стремления, познавательная потребность - это важнейшие  мотивы. Однако существуют еще и  внешние (это требования, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы).

Действие их на участников следует обязательно  учитывать в процессе обучения и  воспитания. Следует сформировать необходимые  познавательные потребности и связанные  с ними мотивы.

Педагог-руководитель хореографического класса постоянно  занимается эстетическим воспитанием  детей, с тем, чтобы они были всесторонне  подготовлены к художественному  восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит  формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего  мира, общения. Достижение физического  совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи  с возрастными особенностями  находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других [55, с. 37].

Принято считать [14, с. 38]:

от рождения до года - младенческий возраст;

от года до 3-х  лет - преддошкольный возраст;

от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст;

от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст;

от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст (подростковый);

от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст (юношеский).

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание  от восприятия прекрасного. Проявляется  потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра - это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно правильно строить занятия хореографического коллектива.

7-11 лет (1-3 класс) - в этом возрасте происходят  качественные и структурные изменения  головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании  основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется  самостоятельность (желание делать  все самому, дети требуют доверия  от взрослых), сдержанность (умение  подчинять свои желания общим  требованиям), настойчивость и упрямство  (желание добиться результатов,  даже если не понимают цели  или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

11-14 лет (4-8 класс) - в этот период происходят  быстрые количественные изменения  и качественные перестройки в  организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С  интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез  внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что  с ними происходит, что побуждает  их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности - оно  исходит из желания быть и считаться  взрослым.

Эмоциональное состояние  характеризуется силой чувств и  трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным - это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность - родная сестра подлости». [58, с. 45] Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.

Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных  движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.

15-17 лет (9-11 классы) - в физиологическом отношении  это период интенсивного развития  мускулатуры, продолжение развития  мозга. Юноши и девушки готовы  к физической и умственной  нагрузке. Формируются убеждения  и мировоззрение, возникает потребность  понять себя, смысл жизни. Встает  проблема выбора профессии. Возникает  желание быть замеченным, хочется  выделиться. Появляется самостоятельность  в суждениях. Юности свойственно  состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по  хореографии должны строиться  с полной нагрузкой. Педагог  может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться  в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А  при формировании репертуара и составлении  плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических  особенностей каждого возрастного  периода.

2.1.4 Принцип индивидуального  подхода, как ядро воспитательного  процесса участников самодеятельного  коллектива

Принцип индивидуального  подхода -- один из важнейших принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.

Индивидуальные  качества, способности играют огромную роль в художественной деятельности, организации учебно-творческого  процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств  участников определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Поэтому руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этой методики.

Индивидуальный  подход в художественной самодеятельности -- основа успешной работы коллектива.

Нужно отметить, что  важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной  и, отчасти, концертной практики самодеятельного  коллектива.

Для того чтобы  организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболее общие положения  методического характера, которые  обеспечивали бы при наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность.

В начинающем коллективе используются три основные формы  процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за специфики организации работы самодеятельного  коллектива, когда приходится одновременно обучать 15--20, а иногда и более  человек, наиболее удобная и оправданная  в психологическом отношении  мелкогрупповая форма занятий. В  отличие от театральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждым учащимся педагог  много времени занимается индивидуально, в самодеятельном коллективе руководитель не имеет возможности таким образом  организовать и проводить занятия  из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебные занятия с  группами из 5--7 человек. Одновременно могут заниматься 2--3 группы в разных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получает определенное задание и выполняет  его под контролем руководителя.

Занятия не рекомендуется  проводить одновременно со всеми  группами или партиями. Это затрудняет контроль за каждым участником. С солистами -- певцами, инструменталистами, танцорами -- также целесообразно заниматься по отдельности и включать их в общие репетиционные занятия только после твердого усвоения партий.

При составлении  групп необходимо учитывать индивидуальные различия исполнителей, в первую очередь  физиологические, психические, возрастные. Самодеятельный коллектив объединяет людей самой различной подготовки, разных по социальному составу, а  главное, разных по одаренности и  предрасположенности к художественной деятельности. Многие из них приходят в коллектив уже взрослыми  людьми, со сложившейся психикой, другие, наоборот, только вступают на жизненный  путь. Некоторые имеют недостатки в движениях (зажатость, скованность, несценичность и т. п.), не могут сразу исполнить требуемое, одинаково быстро усваивать учебный материал.

Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе