Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме межличностных конфликтов и способов его разрешения.
2. Охарактеризовать понятие и сущность межличностных конфликтов.
3. Рассмотреть типологию межличностных конфликтов.
4. Изучить динамику развития межличностных конфликтов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ …………………………………………………………………..... 5
1.1. Понятие и сущность межличностного конфликта ………………………….. 5
1.2. Типология межличностных конфликтов …………………………………… 13
1.3. Динамика развития межличностного конфликта ………………………….. 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ …………………………… 18
2.1. Основные методы регулирования и разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………………… 18
2.2. Межличностные конфликты в современном российском обществе ……… 24
Заключение ………………………………………………………………………... 29
Список литературы ……………………………………………………………….. 31

Файлы: 1 файл

курсовая МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Деструктивные функции конфликта связаны с:

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона  конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются  их избегать.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные  особенности:

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны отношениями.

Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

К возникновению  межличностных конфликтов приводят следующие причины:

  • информация, приемлемая для одной стороны, и неприемлемая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.). Перенос проблем на горизонтальный уровень отношений; невыполнение обязанностей в системе руководства-подчинения (педагог не обеспечивает условия для успешной деятельности учащихся или наоборот).
  • структура - существование в коллективе отдельных групп ( статус, права, роли, возраст и др.). Плохое распределение обязанностей в коллективе, нечеткое их описание, из-за чего непонятно, кто за что отвечает и что делает.
  • ценности – принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.)
  • поведение – неприемлемое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.). Несоответствие поступков человека принятым в коллективе нормам и жизненным ценностям. Несовпадение ожиданий относительно поведения людей с их реальными действиями.
  • отношения – связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием. Неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе; люди не считаются с потребностями каждого. Психологические причины межличностных конфликтов: взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.

Таким образом, под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

 

1.2. ТИПОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

 

Межличностные конфликты типологизируются, в зависимости от характера отношений между субъектами, на следующие виды:

    • взаимно положительные;
    • взаимно отрицательные;
    • односторонне положительно-отрицательные;
    • односторонне противоречиво-положительные;
    • взаимно противоречивые;
    • обезличенные или взаимно безразличные.

Взаимно положительные  отношения при разрешении возникших  между субъектами противоречий направлены к поиску и достижению взаимно  приемлемого результата, согласованному его принятию. В процессе достижения данного результата, несмотря на позитивную позицию и заинтересованность субъектов, возможно возникновение разногласий, эмоциональных напряжений.

Взаимно отрицательные отношения  предполагают определенность и однозначность  позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта явно выражены, эмоциональный фон деструктивен, субъекты относятся друг к другу враждебно, дают отрицательные характеристики своему оппоненту.

Односторонне положительно-отрицательные  отношения возникают, когда один из субъектов занял негативную позицию по отношению к другому, в то время как другая сторона настроена положительно, дружелюбно, пытается наладить контакт. Данная ситуация характеризуется относительной стабильностью, хотя негативно настроенный субъект в процессе отношений может нанести такие оскорбления и выдвинуть такого рода обвинения, которые приведут к тому, что другая сторона откажется от положительной позиции и займет также отрицательную. В таком случае возникает открытый межличностный конфликт.

Односторонние противоречиво-положительные отношения возникают при условии, если один относится однозначно положительно, а другой субъект колеблется между положительными и отрицательными оценками первого. Второй субъект испытывает амбивалентный внутриличност-ный конфликт, который является предпосылкой к межличностному. Он осторожен, неустойчив в своем поведении, много внутренних личностных сил расходует на преодоление сложного внутриличностного состояния. В сложившейся ситуации могут утвердиться окончательно либо положительные отношения, либо произойдет разрыв отношений между субъектами. Решающим будет поведение наиболее инициативного и активного субъекта в поисках либо сближения, либо разрыва.

Односторонние противоречиво-отрицательные  отношения характеризуются тем, что один субъект однозначно отрицательно относится к другому, в то время как этот другой относится к своему оппоненту противоречиво, колеблется от симпатии к антипатии. Субъект, занявший противоречивую позицию, находится в состоянии внутриличностного конфликта. Неуверенная, колеблющаяся позиция, которую занял субъект, будет восприниматься другим как свидетельство слабости, непринципиальности. Межличностный конфликт в данных условиях наиболее вероятен.

Взаимно противоречивые отношения  характеризуются неустойчивостью, совместная деятельность неэффективна. Оба субъекта испытывают внутренний амбивалентный конфликт. Так как взаимоотношения не несут в себе положительного содержания, комфорта, удовлетворения, излишне неустойчивы и ориентированы на ожидание негативной реакции со стороны другого, то контакты сведены до минимума и осуществляются в официальных нормах и формах.

Обезличенные или взаимно  безразличные отношения устанавливаются  при восприятии субъектами друг друга  не как личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец-покупатель, водитель-пассажир и т. д.).

Для участников межличностного конфликта любого вида характерно наличие  у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя  позиция - это открыто предъявляемые  оппоненту требования, установки, описание ситуации. Внешняя позиция может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией. Внутренняя позиция содержит те мотивы, ценности, потребности, которые заставили индивида  вступить в конфликт. Внутренняя позиция может быть скрытой не только от оппонентов, но и от самого индивида, так как он может не осознавать ее. В ряде случаев осознание индивидом внутренних мотивов помогает успешному разрешению конфликта.

Внутренняя и внешняя  позиция личности в конфликте  отнюдь не исчерпывает всех моделей поведения, последние во многом определяются социально-психологической активностью личности, на которую влияют познавательные, эмоциональные, волевые потенциалы человека, осознаваемые или неосознаваемые им. Межличностный конфликт является производным от психического состояния индивидов, их поведения, самой ситуации.

Ситуация представляет собой  комплекс переменных, в которые включен  вид деятельности субъектов, их взаимосвязи  и тип отношений, а также место, время, формы общения, наличие ресурсов для деятельности и удовлетворения потребностей, влияние окружающих, наличие выбора вариантов решения либо их отсутствие.

Таким образом, межличностный конфликт может иметь  открытую и латентную формы проявления. Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга. В условиях латентной формы конфликт осуществляется не путем прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами, посредством создания препятствий для оппонента косвенным путем.

 

1.3. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

 

Для урегулирования и разрешения конфликта в отношениях между  людьми очень важно учитывать, на каком из этапов развития конфликтные  отношения находятся в настоящий  момент. Как правило, выделяют следующие  этапы:

1-й этап - возникновение напряжения и дискомфорта, неудовлетворенности отношениями, которые испытывают оба, либо один из субъектов взаимодействия;

2-й этап - осознание субъектами взаимоотношений возникшей между ними конфликтной ситуации;

3-й этап - инцидент и возникновение открытого конфликтного столкновения;

4-й этап - развитие конфликтных отношений и действий;

5-й этап - завершение конфликта и установление новых постконфликтных взаимоотношений между субъектами (возможен полный разрыв отношений).

Каждый из этапов развития конфликта имеет свои характерные индикаторы, которые позволяют определить позиции субъектов, тип отношений между ними. Межличностный конфликт может принять затяжной характер, совмещаться с амбивалентными внутриличностными конфликтами, испытываемыми субъектами.

По степени  проявления напряжения, негативных отношений  можно выделить следующие уровни развития конфликта:

Первый уровень - межличностное недовольство, взаимные упреки и претензии. Как известно, временные пререкания, критические замечания недоброжелательного содержания не представляют серьезной угрозы для взаимоотношений. Их наличие свидетельствует о временных проблемах, трудностях, часто обусловленных внутриличностным состоянием человека. Однако, если подобные отношения приобретают устойчивый характер, то во взаимоотношениях субъектов возможно возникновение серьезных трудностей.

Второй уровень - ссоры. Степень напряженности, непонимания  между субъектами возрастает. При  этом происходит расширение поводов, причин для возникновения ссор, периоды отчуждения удлиняются во времени, уменьшается желание понять другого.

Третий уровень - скандал, кризис. Противоречия во взаимоотношениях достигают высокой степени остроты, конфликт окончательно переходит в  свою открытую стадию. Субъекты принимают решение о разрыве отношений, теряют надежду на возможность конструктивного завершения конфликта. Данный уровень характеризуется эмоциональной несдержанностью, эмоциональными срывами, угрозами, оскорблениями.

Третий уровень  может завершиться разрывом отношений между субъектами, но возможно и достижение взаимопонимания, так как в процессе острой конфликтной ситуации субъекты могут сформулировать в обостренной форме свои проблемы (потребности, интересы, желания), которые один по разным причинам скрывал или не мог довести до другого. В этом случае происходит взаимное уяснение интересов, желаний, потребностей и поиск возможных путей их удовлетворения.

Таким образом, развитие межличностных конфликтов тесно взаимосвязано с ценностными  ориентациями, с характером принятых ролей, динамическим состоянием личности, содержанием мотиваций деятельности, которые и определяют характер и направленность поведения личности в конфликте. Наиболее напряженными являются конфликты, затрагивающие основные ценности личности. В процессе развития такого рода межличностных конфликтов обнаруживаются сущностные установки индивида.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА  И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ

2.1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

 

В целом лучший способ разрешения конфликтных отношений  – их недопущение. Когда же конфликтные отношения возникают, возможны разные подходы к их разрешению. В отечественной психологии различают два основных пути:

1. Административный, когда конфликтующие стороны разводятся друг от друга по времени и месту. Это не лучший путь, поскольку конфликтная ситуация полностью не снимается: она разрешается лишь по месту и времени.

2. Педагогический, в котором может быть рекомендовано несколько вариантов действий арбитра, третьей стороны:

а) воздействие  на ситуацию и снятие (снижение) ее конфликтности, уровня значимости для сторон;

б) воздействие  на цели конфликтующих сторон, сближение  этих целей, их взаимная интеграция;

в) одновременное  воздействие на ситуацию и цели сторон с показом негативных последствий  их конфронтации, неуступчивости;

г) демонстрация своих возможностей: правовых, нравственных, материальных, физических и д.р.

Важно помнить, что деятельность третьей стороны  будет неоправданной и неуспешной, если «арбитр» встанет на позицию одной из сторон. При возникновении конфликтных отношений в межличностном общении, как правило, определенная доля вины есть у обеих сторон.

Наиболее эффективной  является последняя позиция. При  этом третья сторона может помочь в разрешении конфликтных отношений  при следующих условиях:  максимальной объективности при анализе конфликтных отношений; наличии доверия обеих сторон;  принятии обеими сторонами в качестве рефери; стремление помочь сторонам найти оптимальную дистанцию при разрешении конфликтных отношений и поднять уровень сознания, рациональности сторон.

Возникающие в  процессе межличностного общения конфликты могут быть урегулированы и разрешены при помощи различных моделей управления развитием конфликта. Эти модели дают положительный результат, если их применить к конкретным типичным условиям, но они могут дать и негативный результат, если их использование осуществляется без учета этих условий.

Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения