Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:21, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.
Специалисты давно обратили внимание на проблему неуспеваемости отдельной части учащихся начальной школы.
Введение…………………………………………………………………….
1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей с задержкой
психического развития………………………………………..
1.1. Общение в системе межличностных отношений: понятие,
структура, основные аспекты……………………………………………..
1.2. Современные представления о развитии личности детей с ЗПP …..
1.3. Развитие межличностного общения детей дошкольного возраста ...
1.4. Особенности развития межличностного общения детей с ЗПP…….
2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения
детей с задержкой психического развития……………………..
2.1. Цели, задачи и база исследования…………………………………….
2.2. Описание методик исследования…………………………………….
2.3. Результаты исследования……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………
Большие руки и множество пальцев – символизируют силу изображаемого персонажа.
Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.
Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность (пол, дорогу, землю, ковер) – это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим – уверен в своих силах.
Хорошо прорисованные
острые элементы – могут быть
символами агрессии. Это зубы
и ногти, шипы и острые углы
на заборе. На агрессивность указывают
устрашающие позы фигур,
Некрасивые, страшноватые фигуры
символизируют, что ребенок себя
чувствует неуютно в мире и
нуждается в поддержке
Характер нажима, штрихи, контуры.
Четкие контуры, относительно
правильные пропорции (в 4-6 лет восприятие
пропорций у ребенка
Слабые нечеткие прерывистые
линии, штрихи при закрашивании не доходят
до контура – признак
Люди, которых ребенок рисуют сильным нажимом на карандаш или обводя несколько раз по контуру, или сильно заштриховывая, вызывают у него тревожность в реальном мире. Частые исправления во время рисования, неаккуратный контур и штриховка говорят о каких-то беспокойствах малыша.
На предметы и фигуры, которые ребенок рисует очень слабыми, тоненькими линиями, как бы боясь изобразить, следует обратить внимание.
С 3,5-4х лет помимо свободного рисунка, который помогает увидеть предпочтительную цветовую гамму, соответствие определенной возрастной стадии и общее развитие моторики, ребенку можно предложить нарисовать:
- человека или себя (если так захочет сам ребенок);
- свою семью;
- себя в детском саду (или другом учреждении, где ребенок проводит много времени)
Дошкольникам 5-6 лет можно предложить нарисовать семью животных (из разных животных) и несуществующее животное. Рисуя животное ребенок отображает свой образ.
Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных. Такой тест можно провести и в 4х летнем возрасте, но с фигурами людей родителям чаще легче. У животных могут быть дополнительные элементы, с которыми будет сложно разобраться (перья, панцирь…), а в 4 года ребенок рисует еще не очень понятно.
Когда ребенок рисует себя (или просто человечка) следует особо обратить внимание, насколько хорошо прорисованы черты лица: глаза, нос, рот. Лицо рассматривает как символ социальной сферы, показатель самоуважения и адаптации в обществе. Я не раз обращала внимание на то, что когда совсем маленьким деткам (1-2 года) даешь в руку карандаш и рисуешь перед ними человечка, они тут же стараются закрасить его лицо. Возможно главная причина таких действий – отсутствие осознания своего собственного «я», себя как отдельной личности.
Тест-рисунок «Моя семья»
На таких рисунках важна последовательность – в каком порядке ребенок рисует членов семьи. Как правило, дети сначала рисуют себя – это хороший признак, т.к. ребенок рисует, прежде всего, себя в своем мире. Иногда ребенок рисует первым самого авторитетного в семье человека, потом себя, а последним наименее важного члена семьи. Плохо, если ребенок последним нарисует себя, т.к. это признак заниженной самооценки.
Считается, что эгоист, рисуя свою семью, нарисует только себя, но не знаю, бывают ли такие детские рисунки, сложно представить.
Если ребенок не нарисовал себя среди членов семьи – это следствие трудностей в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым.
На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.
Тест-рисунок «В детском саду»
На таких рисунках в первую очередь нужно разобрать, что нарисовал ребенок.
Если на таком рисунке
присутствует сам автор, другие дети,
воспитатель, игровая площадка и
игрушки – это хорошие знаки.
Скорее всего, ребенку хорошо в детском
саду, он дружит с детьми, для него
важны отношения с
Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоциональном
настрое свидетельствует
Насыщенный фиолетовый цвет,
которым закрашены довольно большие
участки рисунка, может свидетельствовать
о напряжении, которое испытывает
ребенок, а изобилие красного - о
переизбытке эмоциональных
Злоупотребление черным цветом,
жирная, продавливающая бумагу штриховка,
похожая на зачеркивание, сигналят
о повышенной тревожности ребенка,
о его эмоциональном
Не может считаться
диагностическим шаблонный
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.
Несмотря на то, что рисуночный тест "Я в своей группе детского сада" является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.
Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.
Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.
Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
2.2. Результаты
исследования межличностных
Социометрия
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы.
Проведение исследования.
Исследование проводится с детьми 6—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных прошу по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы.
Инструкция.
«Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе».
Далее ребенку даю 3 картинки и говорю: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».
При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть»
После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашиваю:
«Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорю: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываю, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена.
Обработка данных.
По результатам игры заполняются социометрические матрицы. Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах (смотри таблицы5 и 6). Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
Таблица 4
Социометрическая матрица. Экспериментальная группа
№ |
Фамилия, имя, отчество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Игорь М. |
|
+ |
+ |
+ |
||||||
2 |
Костя Ш. |
|
+ |
||||||||
3 |
Виоллета А. |
|
+ |
+ |
|||||||
4 |
Саша К. |
|
+ |
+ |
|||||||
5 |
Ангел Д. |
|
+ |
||||||||
6 |
Гена Ч. |
|
+ |
+ |
|||||||
7 |
Аня Л. |
|
+ |
||||||||
8 |
Юля Л. |
+ |
+ |
+ |
|||||||
9 |
Настя Я. |
|
+ |
+ | |||||||
10 |
Витя К. |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Кол-во выборов (M) |
2 |
4 |
5 |
1 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
1 | |
Кол-во взаимных выборов |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 | |
Социометрический статус (C) |
0,22 |
0,44 |
0,55 |
0,11 |
0,44 |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
0,44 |
0,11 |